Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Классификация лекарств и лекарственных компонентов

Тибетская медицина рассматривает 404 основных болезней, которые подразделяются на четыре группы.

Так, 101 болезнь являет собой болезни, кармические силы которых невелики, а сопутствующие факторы, спровоцировавшие их появление, незначительны. Это - мимолетные болезни, которые могут пройти и без лечения. Если к тому же их правильно и своевременно лечить, то выздоровление наступит еще быстрее. Так, например, человек, упавший на землю, может и сам подняться, но он встает быстрее, если ему подать руку. В этом случае, если на первый взгляд болезнь носит и серьезный характер, она также пройдет сама собой. Так, на небе соберутся тучи, прольется дождь, но затем выглянет солнце и все подсохнет.

101 болезнь связана со специальным кармическим воздаянием и являет собой так называемые "болезни, вызванные иллюзорными демонами". Лечение таких болезней требует не лекарств и процедур, а совершения должных ритуалов, характер которых определяется диагностикой и обследованием мочи.

К третьей группе недугов, включающих в себя также 101 болезнь, относятся заболевания, которые вызываются серьезным нарушением баланса жизнедеятельных основ организма и представляют собой опасность для жизни. Такие болезни требуют лечения с использованием всех средств -- диеты, режима, лекарств и процедур. Если эти болезни не лечить или за их лечение берется врач несведущий, который "дает одно лекарство ко всем болезням", то больной непременно умрет. Если же больного пользует искусный лекарь, знающий толк в лекарствах, то больной остается жить. При этом следует начинать лечение болезни в момент ее проявления. Так, проявившаяся болезнь жара при своевременном лечении быстро отступит, если только она не осложнится другой болезнью. Начинать же лечение болезни жара в ту пору, когда она обострилась, то же самое, что возводить дамбу перед лицом наводнения. Так же обстоит дело и с болезнями холода. Если обострилась болезнь холода, необходимо увеличить противодействующие болезни лекарства. Так, караван купцов нужно хорошо вооружить, чтобы обеспечить его безопасность.

Последняя, четвертая группа заболеваний, также насчитывающая 101 болезнь, относится к недугам, возникшим в результате кармического воздействия очень дурных деяний, совершенных в прежних существованиях. Здесь больному не сможет помочь ни самый хороший лекарь, ни самое действенное лекарство. Можно выделить девять групп заболеваний со смертельным исходом.

1. Если при болезни жара распространение жара перешло за критическую черту, "ушло за перевал", то болезнь становится неизлечимой, если же "жар недостиг перевала", то болезнь может быть излечена.

Это подобно металлическому зеркалу, брошенному в печь: затушишь огонь, пока зеркало не расплавится, оно останется целым; если потушишь огонь, когда зеркало уже расплавилось, его больше не вернешь.

2. Если при болезни холода последний "ушел в глубину", т. е. болезнь очень запущена,- больной обречен, и наоборот. Так, очень трудно вырвать из земли ствол старого дерева и очень легко можно вырвать молодую поросль.

3. Если при запущенных болезнях "ветра" ее сок, именуемый "поддерживающий жизнь", прервется, то больной умрет, и наоборот. Так, крепкие силки держат птиц, угодивших в них, а глиняный кувшин с цяном хранит свое содержимое. Но если порвались силки, то птицы улетят, если разбился кувшин, то цян прольется на землю.

4. Смертью грозят болезни истощения компонентов тела, поскольку эти компоненты являются вмести лищем жизни, с разрушением компонентов тела пресекается жизнь. Так, с разрушением фундамента, дома рушатся и его стены.

5. Если зловредный демон унес "ла", или жизненную потенцию, то жертва демона, хотя и выглядит живой, но смерть ее неизбежна, и подобен такой больной человеку, чьи внутренности пронзило оружие.

6. Если истощилась сила благих кармических заслуг, то, "даже избавившись от болезни, потеряешь все телесные силы". Это подобно дождю, прерывающему осеннюю уборку урожая.

7. Если комплексное расстройство физиологических энергий вызвало одновременно как болезнь жара, так и болезнь холода, то лечение одной болезни может вызвать обострение другой. Так лечить - все равно, что давать советы человеку, уже принявшему решение.

8. Смертельный исход может вызвать использование лечебных средств, идущих вразрез с природой заболевания. Это все равно, что давать сильный яд отравившемуся человеку.

9. Смертельный исход влечет за собой поражение тела в местах, опасных для жизни; разве есть способ соединить воедино рассеченный "сосуд жизни".

Принимая во внимание все сказанное выше, нельзя допускать и мысли, что будто бы все едино - врачевать недуг или предоставить больного самому себе. Врачевание требуется в случае любой болезни, даже самой неизлечимой. Разве можно не устранять болезнь голода пищей, а болезнь жажды - питьем? Кто будет счастлив с нарывами в горле?

Объект лечения, или человеческое тело построено из 4 или 5 первоэлементов. Враги болезней или лекарства также имеют природу 4 или 5 первоэлементов. Поэтому тело, болезни и лекарства есть взаимосвязанная единая сущность 4 или 5 первоэлементов.

Подобным же образом "поверженное вреду", или тело, и "наносящее вред", или болезни, связаны между собой, как опора и опирающееся, а подвергающийся врачеванию больной и осуществляющий врачевание лекарь связаны кармой и благими заслугами. И связи эти подобны связям, существующим между владыкой нагов и "волшебной драгоценностью, исполняющей все желания".


Что касается становления незнающего знающим, то это связано с изучением медицинских трактатов и практических способов врачевания. Практические способы врачевания связаны с приведением в равновесие физиологических энергий организма, а равновесие физиологических энергий организма гарантирует пребывание этого организма в здоровом состоянии.

По представлениям тибетских врачевателей, человеку в целом угрожает 1016 возможных недугов, которые можно свести к 404 различным болезням. Все эти болезни делятся на две большие группы: болезни жара и болезни холода. Чтобы успешно лечить ту или иную болезнь, надо правильно определить природу заболевания. Для этого существуют три метода диагностирования, которые, взаимно дополняя друг друга, включают в себя 1200 различных приемов.

Первый метод - пульсовая диагностика, с помощью которой определяется, излечима болезнь или нет; второй метод - осмотр мочи, с помощью которого определяется характер возникшего недуга: относится ли он к болезням холода или жара; третий метод - опрос больного, который позволяет выяснить, не только когда проявилась болезнь и где болит, но и внешние факторы, послужившие причиной возникновения недуга.

Переходя к врачеванию, следует знать, что всего насчитывается 1002 "излечивающих друга", или лечебных средства, которые подразделяются на четыре группы: лекарства, процедуры, диета, или режим питания и режим поведения.

В целом все лекарства делятся на лекарства "успокаивающие" и лекарства "очищающие"; в свою очередь все успокаивающие -- лекарства прохладительные и лекарства горячительные; все "очищающие" - лекарства "грубые" и "нежные"; все процедуры подразделяются на процедуры "суровые" и "мягкие"; вся диета делится на диету полезную и вредную; режим поведения подразделяется на режим, предусматривающий сильные физические нагрузки и режим щадящий.

Способы лечения включают в себя 360 различных приемов, сводящихся к трем основным моментам: постановка точного диагноза на основе данных пульсовой диагностики; осмотре мочи; определение лечебных средств, подходящих для излечения данного заболевания.

 

Теория пяти стихий


Пять элементовПять токов космической энергии, или пять стихий, находятся между собой в циклической взаимосвязи двоякого характера. Одна цикличная связь называется цикличной связью по линии "мать-сын" и "сын-мать", вторая цикличная связь называется цикличной связью по линии "друг-враг" и "враг-друг". Этот двоякий цикл может быть представлен схематически:

Расположение стихий по вертикали отражает линию "мать-сын" и "сын-мать". При этом движение сверху вниз показывает линию "мать-сын", где каждая предыдущая стихия выступает в позиции "мать" по отношению к последующей стихии; движение снизу вверх показывает линию "сын-мать", где каждая предыдущая стихия выступает в позиции "сын" по отношению к последующей стихии.

Таким образом, налицо замкнутый цикл, где каждая стихия находится в связи с двумя соседствующими стихиями, одновременно выступая в позиции "матери" и в позиции "сына". Так, стихия "дерево" выступает в позиции "матери" по отношению к стихии "огонь" и в позиции "сына" по отношению к стихии "вода".

Расположение стихий по горизонтали отражает линию "друг-враг" и "враг-друг". При этом движение слева направо показывает линию "друг-враг", где каждая последующая стихия выступает в позиции "враг" по отношению к стихии предыдущей. Движение справа налево показывает линию "враг-друг", где каждая последующая стихия выступает в позиции "друг" по отношению к предыдущей стихии.

Производя пульсовую диагностику, тибетский лекарь переносит позиции стихий относительно друг друга на пульсы соответствующих внутренних органов, связанных с теми или иными стихиями. При этом за точку отсчета берется стихия, доминирующая в данный сезон. Так, например, летом доминирующей стихией является "огонь". В позиции "матери" и "сына", "друга" и "врага" соответственно выступают стихии "дерево", "земля", "металл" и "вода". При переносе всех этих позиций на пульсы внутренних органов, связанных с этими стихиями, "сезонным пульсом" выступает пульс сердца, "материнским" -пульс печени, "сыновьим" - пульс селезенки, "дружественным" - пульс легких, "враждебным" - пульс печени.

Теория пяти первоэлементов


Согласно взглядам восточной философии, все сущее имеет природу 5 первоэлементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Эти 5 первоэлементов связаны с человеческими органами чувств, действиями и функциями. Эфир связан со слухом, воздух - с осязанием, огонь - со зрением, вода - со вкусом, земля - с обонянием.(Согласно индийской философии, первым в пространстве из божественного слога "хум" возник эфир. При взаимодействии эфира с божественным осязанием возник воздух, далее огонь, вода и земля.)

На протяжении человеческой жизни первоэлементы сначала порождают, затем балансируют, и, наконец, в старости начинают угнетать друг друга. Смерть наступает, когда один первоэлемент уже полностью "проваливается" в другой, например, огонь в воду или эфир в землю.

Зная законы порождения и подавления первоэлементов, можно поддерживать их баланс искусственными способами.

Также вода и земля образуют "слизь", огонь и вода - "желчь", а воздух и эфир - "ветер".

Порождение лекарств пятью великими элементами


Тибетские лекарства из аптеки МЦЛюбое лекарство, равно как и все сущее, порождено совокупностью 5 великих элементов, или 5 первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира. Таким образом, все сущее является лекарством. "Земля" формирует основу, "вода" придает влажность, "огонь" -теплоту, движение "воздуха" - рост, "эфир" - пространственность.

Вкус лекарств, сам по себе лечебный фактор, определяется преобладанием естества той или иной пары первоэлементов. Преобладание "земли" и "воды" -  сладкий вкус; "огня" и "земли" - кислый; "воды" и "огня" - соленый; "воды" и "воздуха" -горький; "огня" и "воздуха" - жгучий; "земли" и "воздуха" -вяжущий.

В рвотных лекарствах обычно преобладает естество "огня" и "воздуха", в слабительных - естество "земли" и "воды". Наиболее живительной силой обладает сладкий вкус, затем следуют: кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий.

Сладкое укрепляет компоненты тела, поэтому полезно для стариков, младенцев, людей изнуренных. Оно способствует заживлению ран, улучшает общий вид, стимулирует ясность органов чувств, содействует долголетию. Однако его чрезмерное употребление приводит к тучности, жировикам, болезням мочи.

Кислое - возбуждает аппетит, содействует пищеварению. Его чрезмерное употребление вызывает слабость, головокружения, отеки, геморрой, лихорадочное состояние.

Соленое - способствует удалению затвердевшего кала и скопления газов, прочищает закупорку кровеносных сосудов, повышает телесную теплоту, улучшает аппетит. Чрезмерное употребление ведет к выпадению волос, преждевременной седине и морщинам, болезням "желтой воды", крови и "желчи".

Горькое - полезно при потере аппетита, отравлениях, обморочных и лихорадочных состояниях, оно проясняет сознание, врачует грудные болезни и хрипоту. Его чрезмерное употребление истощает компоненты тела, вызывает болезни "ветра" и "слизи".

Жгучее - способствует заживлению ран, поднимает аппетит, полезно при болезнях горла и тяжелых накожных болезнях. Его чрезмерное употребление истощает силы семени, приводит к морщинам, обморокам, болям в спине и пояснице. Эти 6 основных вкусов могут дать в сложных лекарствах 57 вкусовых сочетаний.


Классификация лекарств и лекарственных компонентов


Целебные силы или свойства лекарств характеризуются в целом 17 общими показателями, такими как: тяжесть, маслянистость, прохладность, влажность, сухость, острота, жгучесть и т. п., определяемых преобладанием в данном лекарстве естества того или иного великого элемента. Эти свойства лекарств могут успешно противостоять свойствам болезней, выражаемых в таких же показателях.

Так, лекарственные средства, обладающие свойствами влажности, мягкости, грубости и т. п., характерными для целебных растений горы "Снежной", исполненной сил луны, успешно подавляют такие свойства (силы) болезней, как сухость, твердость, нежность и т. п.

Лекарственные же средства, обладающие свойствами (силами) сухости, грубости, жгучести и т. п., характерными для целебных растений горы "Проникающей", исполненной сил солнца, успешно подавляют такие свойства (силы) болезней, как влажность, нежность, прохладность.

По своей природе все лекарственные компоненты делятся на восемь разрядов: разряд драгоценностей, разряд минералов, разряд лечебных средств земли, разряд деревьев, разряд эссенций, разряд равнинных растений, разряд трав, разряд лекарственных компонентов из живых тварей.

Лекарства, говорит "Вайдурья-онбо", необходимо составлять, исходя как из вкуса лекарственных компонентов, так и из лечебных свойств. Ниже дается разбивка лечебных компонентов на функциональные группы, где названия перечислены в порядке уменьшающейся эффективности лекарственных средств.

Раздел лекарственных средств, подавляющих жар вообще: три разновидности камфоры, безоары, земляной "цзюган", кашмирский шафран, "голубой утпала" (меконопсис цельнолистный).

Раздел лекарственных средств, врачующих болезни "желчи": разновидности "тикты" (сверция чирата), "золотой цветок" (момордика кохинхинская), "дук-монюнг" (ластовник), "белый бонга" (аконит разнолистный), "цзачи" (осот), "якьима" (селезеночник), "белый кьицзе" (горечавка крупнолистная), "кьерва" (барбарис).

Раздел лекарственных средств, врачующих болезни крови: красный сандал, "дерево хайныка" (цезальпиния саппан), разновидности "сендена" (акация катеху), "хонлен" (пикрориза курроа), разновидности "башаки" (адатода вазика), "кьюруры" (филлантус эмблика), "рекенпы" (шалфей красно-корневищный); "пангцзн дово" (крылоголовник Гукера), "гьяцо" (шеллак).

Раздел лекарственных средств, врачующих заразные болезни: безоары, "золотой цветок", "белый бонга", "каду" (колеус амбоинский), "колючка це" (кумарник оттопыренный), "дэва" (горечавка крупноцветковая), "парпата" (гипекоум прямостоящий), желтая "кровавая нога" (коптис китайский).

Раздел лекарственных средств, подавляющих яды: "белый, желтый и красный бонга" (разновидности аконита), "коготь Гаруды" (ункария клюволистная) белый и красно-коричневый, "белый герой", "желтый герой" (разновидности куркумы), "цзэ", "нампар", "гутхуб", "тигриное мясо" (остролодочник), "хаво", "юнгва" (куркума культуровидная), "малый ганга" (горечавка), "мечи" (щитовник пахучий), "омву" (мирикария), "украшение лугов" (горечавка), "пангцзи дово", "дикий сева" (шиповник), луб дерева "кьерва" (барбарис).

Раздел лекарственных средств, врачующих легкие: "цзюган" (табашир), "сладкое дерево" (солодка уральская), виноград, "тарву" (облепиха крушино-видная), "рута" (костус прекрасный), "каду", "ачонг" (песчанка), "соло белый" (термопсис альпийский), "соло лапообразный" (ширококолоколь-чик крупноцветковый).

Раздел лекарственных средств, врачующих жар "ветра": "лече" (тиноспора сердцелистная), "кан-дакари" (малина), разновидности "акару" (орлиного дерева), "гонье" (тмин обыкновенный), "рута", "гугю" белый и черный (камеде-смола камфоры), чеснок.

Раздел лекарственных средств, врачующих болезни "слизи":
"сеяп" (айва китайская), "манупатра" (девясил высокий), "усу" (кориандр посевной), "тарву", разновидности утпалы (меконопсис цельноли-стный), "сечу" (гранатовое дерево), "имбирь бледный" (гедихиум колосистый), "кьюрура".

Раздел лекарственных средств, врачующих болезни "ветра" и "слизи": имбирь лекарственный, "имбирь бледный", "шинкюн" (асафетида), медицинская соль "кхаруца" (галит). В этот раздел входят также репчатый лук и чеснок.

Раздел лекарственных средств, врачующих болезни холода "слизи": "сечу" (гранат), перец черный, перец длинный, имбирь лекарственный, красный перец, "какола" (круглый кардамон), "сукме" (кардамон), корица, "цзямчэ" (цезальпиния), "цитангка" (прутняк трехлистный), "дали" (рододендрон), "сира черный" (чернушка посевная), "лалапю" (айован душистый), "цимонг черный" (ломонос), "супка" (ветреница), "жаркий язык" (лютик), "цзапруца" (разновидность соли), "китайская соль" (нашатырь), каменная соль, роговая соль, зольная соль.

Раздел лекарственных средств, врачующих болезни "ветра": мускатный орех, патока, костный экстракт.

Раздел лекарственных средств, врачующих болезни "желтой воды": "белое благовоние" (дерево сал), "ваджра белого порошка" (кассия тора), "сомарац-за" (конопля), "сенден" (акация катеху) и корни "кьервы" (барбарис).

Раздел лекарственных средств против "паразитов": мускус кабарги, "шингкюн" (асафетида), чеснок, "ма-руцзе" (бутея односеменная), "тхангчомпа" (дурман метель), "лантанцзе" (белена черная), "цитангка" (прутняк трехлистный), семена "чема" (касатик), раковины моллюсков, зола "пурмо" (полынь Гме-лина), плоды шелковицы, "дава" (колоказия съедобная), китайский перец, "чума" (дудник).

Раздел лекарственных средств, останавливающих понос: тыква горлянка, "вилва" (эгле мармеладо-вое), "дачик" (сумах), желуди дуба, "мег" (пория кокосовидная), "тхарам" (подорожник большой), "нарам" (горец живородящий), дерево "гьякьек" (шеллак), кровь антилопы оронго, "цветок-птичья лапа" (живокость крупноцветковая). Раздел лекарственных средств, врачующих болезни мочи: "китайская соль" (нашатырь), каменная соль, "золотой песок", краб, "сукме", "ньига" (мальва мутовчатая).

Раздел рвотных лекарственных средств: "соця" (ран-дия зарослевая), горный "шо" (бузульник), "волчья колючка" (бодяк), "шютак" (аир злаковый), "золотой пучок волос" (люффа), "чита-сацзин" (лаготис ко-роткоколосковый), семена растения "кьи" (софо-ра Муркрофта), "якьима" (селезеночник), горчица белая.

Раздел очищающих лекарственных средств: "арура" (миробалан хебула), "тэнга" (клещевина обыкновенная), "трубка" (кассия трубчатая), "шрикханда" (ка-лотропис гигантский), "дурци" (молочай), "тхарну" (молочай ганьсуйский), "цзюмцза" (ревень дланевид-ный), "нгенпу" (латук Лессерта), "ченпу" (молочай), "тигрица цзи" (щавель кисловатый), "рэцзяк" (стеллера карликовая) и "водный корень" (ревень).

При составлении и назначении лекарства необходимо учитывать его вкус, поскольку вкус, как таковой, сам по себе является лечебным фактором, содействующим врачеванию тех или иных недугов.

Основных или базовых вкусов 6: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий. В лекарстве могут сочетаться 2, 3, 4, 5 или 6 вкусов.

Лекарств, сочетающих в себе 2 вкуса, может быть составлено 15 групп, лекарств, сочетающих в себе 3 вкуса,- 20 групп, лекарств, сочетающих в себе 4 вкуса,- 15 групп, лекарств, сочетающих в себе 5 вкусов,- 6 групп.

Одна группа лекарств может включать в себя набор компонентов всех шести вкусов. Отсюда видно, что в целом насчитывается 63 группы лекарств различного вкусового состава.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека