Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Памятники истории и культуры Монголии. Первые монгольские врачи.

ПЕРВЫЕ МАТЕМАТИКИ И ВРАЧИ

В отдаленные времена монголы выработали свой способ счета, собственные названия числительных и разрядов чисел, дробных чисел, понятия множества, меры длины, площади, объема, веса, времени, обозначения денежных единиц. Как и другие народы мира, монгольский народ создал множество задач и загадок, решение и разгадка которых по сей день требуют острого ума и быстрой сообразительности.

Были изобретены специальные счетные приборы: зурхайская доска, на которой производились четыре арифметических действия, зурхайская таблица умножения, оригинальная проверка правильности решения особыми способами – снятием числа 9, 27, 60, 67, 707.

Термин «зурхай» буквально означает «черта, линия» и происходит, вероятно, от слова «зу-рах» – рисовать, чертить. В более широком смысле этот термин эквивалентен международному современному термину «математика».

Как и во всех странах мира, в древности и средневековье развитие математических знаний у монголов было тесно связано с астрономией.

Исследованию математического наследства и математических народных знаний монголов много сил, времени и энергии отдал замечательный энтузиаст, монгольский ученый Б. Батжаргал. Им опубликовано около 50 работ, посвященных различным вопросам монгольской математики. Особенно интересна его монография «Древняя монгольская математика», опубликованная на монгольском языке в 1976 г.

Имеются сведения, что еще хунну применяли математику при составлении календаря, вычислений месторасположения звезд, при определении длительности дня и ночи, времени восхода и захода Солнца и Луны, времени года, времени затмения Солнца и Луны, при определении возраста людей (Батжаргал, 1974).

Связи Монголии с Индией, арабскими и другими древнейшими странами благоприятствовали развитию математических и астрономических знаний. Появились так называемые .чурхнйч – люди, которые были обязаны заботиться о счете времени. В их обязанности входило вести непрерывное наблюдение за небом, замечать все происходящее на нем и о наиболее важных явлениях докладывать своему хану. Есть сведения, что кочевники Монголии составили атлас, в котором все звезды были разделены на 28 созвездий (Батжаргал, 1974).

Одна из старинных карт звездного неба хранится в Государственной публичной библиотеке МНР. Большинство отмеченных на ней звезд имеют монгольское название, связанное с жизнью ханского двора. Так, группа звезд называется «Дворец», отдельные звезды именуются титулами придворных сановников, служащих: Бета Малой Медведицы называлась «Ихэ хан» (великий хан), Альфа Большой Медведицы – «Тэнгэрийн оргилуд» (небесный фонтан), Альфа Геркулеса – «Хатагтайн ширэ» (стол царицы), Дракон – «Тэнгэрийн газарч» (небесный путеводитель) и т. д.

На карте все звезды разделены по яркости на шесть групп. Небо разделено радиальными линиями на 28 неравных частей. Каждая радиальная линия проведена через самую яркую звезду данной части. На карте имеются названия частей. Они всегда совпадают с названием звезд, которые написаны в конце линий.

Видимый путь Солнца называли «Шар зам» (желтый путь), а Луны – «Цаган зам» (белый путь). Млечный Путь носил название «Сун зам» (молочный путь) или «Тэнгэрийн задал» (небесный шов). На карте эклиптика изображена жирной линией, а Млечный Путь – множеством мелких точек.

На карте имеется несколько концентрических окружностей. Внешняя разделена на 12 равных частей. Каждая часть имеет название созвездий: Хонь – Овца, Ухэр – Телец, Хам-татгах – Близнецы, Мэлхий – Черепаха, Арслан – Лев, Охин – Дева, Жигнур – Весы, Хилэпцэт – Скорпион, Нум – Стрелец, Матар – Козерог, Хумх – Водолей, Загас – Рыба, которые находятся вдоль плоскости эклиптики. Там же в скобках написано название данного месяца (гахай – кабан, нохой – собака, тахиа – курица, мич – обезьяна, хонь – овца, ухэр – бык, хулгана – мышь) и указаны основные метеорологические явления, происходящие в первой и второй половинах данного месяца. Например, в месяце ухэр (бык) – конец зимы и небольшой мороз, в месяце хулгана (мышь) – большой мороз и весенний признак, в месяце гахай (кабан) – дождь и начало движения животных, спящих зимой в норе, и т. д.

Монгольский зурхай означал своеобразный алгоритм математического вычисления, основанный на закономерной повторяемости четырех времен года.

Придворные ученые, наблюдая за движением и взаимным положением светил, накапливали астрономические знания. Путем зурхая вычисляли место нахождения планет и звезд. Так, например: 60 лет=1 жаран; 1 год=12 месяцам; 1 месяц ==30 суткам; 1 су тки ==12 часам, или 60 муч; 1 муч==27 мин.; 1 хувь=60 чинлур=24 сек.; 1 чинлур=6 амьсгал==24 сек.; 1 амьсгал=67 акшин=4 сек.; 1 акшин==707 дэнсэн=0,06 сек.; 1 дэнсэн=9,10~5 сек.

В зурхае применялось десять цифр. Все математические вычисления по зурхаю производились на специальной доске (так называемая зурхайн самбар).

Доска имела очертания панциря черепахи, па нем 12 крупных чешуек с изображениями фигур животных, обозначающих двенадцатилетний цикл. Вычисления производились по четырем арифметическим .действиям, действию аннулирования чисел и но другим вычислительным операциям, связанным с алгеброй, геометрией, тригонометрией и астрономией. О характере и уровне геометрических и тригонометрических познаний монголов свидетельствует книга «Найма и утаены бодорол бичиг» («Теория восьми нитей») и другие источники. Известный историк науки Нитхэм писал, что «тригонометрия у монголов была на более высоком уровне, чем у китайцев того времени» (Батжаргал, 1974).

У монгольских кочевников дневное время определялось по солнечным лучам, проходившим внутрь юрты через верхнее ее отверстие.

Времена года распределялись также по сезонам: время переезда на зимники, откочевки на весенники, откочевки на летники, откочевки на осенники.

По растительному циклу: время расцвета подснежника – яргуй, роста травы – тана, расцвета можжевельника – аги. По животному циклу: время выхода тарбаганов из спячки, окончания линьки тарбаганов, заготовок сена мышами, «покрикивания» саранчи, кукования кукушек, случки скота, кастрирования баранов.

Особое место в «Монгол зурхай» занимают древнемонгольские календари. Существуют три основных вида календаря: лунный, солнечный и звездный. При составлении календаря по «зурхайному способу» вычислялось положение и движение семи планет (включая Солнце и Луну) и 28 звезд, относительно 12-ханной юрты, внутренний объем которой делился на 12 частей. Вычислялись также положение планет и звезд относительно друг друга.

В календаре указывалось начало года и месяцев, дни благоприятные ил» неблагоприятные для важных дел скотовода-кочевника, даты рождения и смерти известных людей, даты и время происхождения природных явлении, начало и конец длинных и солнечных изменений, начало и конец девяти девяток (холодного сезона года), причем пятая, или средняя, девятка считалась самой холодной и т. д.

В монгольском календаре годы именуются по названиям 12 видов животных и зверей: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, курица, собака, кабан.

В монгольском летосчислении год обезьяны считался самым тяжелым в климатическом отношении. По теперешним понятиям этот год как будто бы согласуется с високосным годом и вспышками на солнце и чередуется через каждые 12 лет.

В монгольском календаре в течение 12 лет проходит один цикл, а с 13-го начинается новый цикл, идущий в установленном порядке.

Китаец Мэн-Хун, посетивший монголов в 1221 г., в своем отчете сообщает о наличии у монголов двенадцатилетнего цикла и об их способе исчисления времени (Васильев, 1857).

О наличии календаря у монголов в XIII в. с исчислением по 12 видам животных упоминает и Марко Поло (Марко Поло, 1873).

У старшего поколения монголов, вплоть до последнего времени, имелись дощечки с семью или двенадцатью отверстиями в них, при помощи которых велось летосчисление. Так, дощечка с семью отверстиями размером 17х6 см показывала неделю. Специально сделанная палочка вставлялась в отверстие, определяющее дни и недели.

Для летосчисления по животному циклу применялась также плоская доска размером 3,5x31 см с 12 отверстиями (выражающими 12-летний животный цикл); по ней определялось, к какому году относятся дни.

Интересно, что на глубокую древность возникновения 12-летнего календарного цикла указывают археологические находки. Монголо-венгерская археологическая экспедиция в 1974 г. обнаружила олепный камень в окрестностях Тамир сомона Архангайского аймака, па левом берегу р. Хойт-Тамир, в устье долины Баян-Цаган, вблизи горы Алтан-Сандал. Наряду с обычными изображениями стилизованных оленей и четырех лошадей, пояса с оружием (кинжал, нож, щит, колчан, копье) высечено мотыгообразпое орудие с множеством квадратных бугорков. В головной части мотыги высечено 7 квадратных бугорков, а по середине рукоятки – 81 квадратный бугорок. Размер бугорков – 1Х1 см. Это мотыгообразное изображение служило, видимо, средством летосчисления. Если сопоставить 7 бугорков на мотыго, высеченной на оленном камне Баян-Цагапа, со средством летосчисления по 7 дням и 12-летнему животному циклу, которым пользовались монголы, то можно предположить, что здесь мы имеем одну из ранних форм календаря Монголии, относящуюся к VII – III вв. до п. э.

Со временем, вместе с переселениями кочевников из Центральной Азии па запад, туда проникает и их календарь. Свидетельством тому служит описанный болгарскими исследователями календарь праболгаров, тюрков по происхождению. (Центральноазиатский календарь в прошлом необоснованно считали китайским, хотя он существенно от него отличался (Захарова, 1960). Он основан на 12-цикличном исчислении. В нем каждый год одинаков с монгольским календарем, с теми же видами животных и зверей и в том же порядке. Но только календарь этот начинается не с года мыши.

В звериных образах центральноазиатского календаря болгарский ученый Сл. Дончев (1972) видит отражение представлений об окружающей действительности и оригинальной космологии.

У поздних монголов в ходу был также 60-летний цикл, летосчисление которого начиналось с 1346 г. (Васильев, 1857), а с XVII в. в этом календаре сказывается влияние маньчжуров. В 1911 г. монголы начали выпускать свой календарь, основанный на тибетском исчислении. С 1925 г. был принят грегорианский календарь.

В настоящее время кроме грегорианского календаря в МНР издается и традиционный центральноазиатский календарь, основанный на 12-цикличном исчислении и предназначенный в основном для скотоводов.

До Народной революции 1921 г. в Монголии лечение людей и животных было почти исключительно основано на народной медицине. Первые сведения о народной медицине относятся к средним векам.

Еще Рашид эд-Дин сообщал, что «существуют некоторые монгольские лекарства, которые в настоящее время называются «каджир», а по-старому – «кадыр», что означало «сильное лекарство»«.

Плано Карпипи и Биллем Рубрук писали, что если кто-нибудь в битве получал раны, то на них накладывали лекарственные растения и делали повязку.

В XVII в. в медицине Востока большим успехом пользовался монгольский врач Данзан-жанцан, уроженец Хантай-Ханского хошуна (ныне Баянхопгорский аймак). Он создал первую медицинскую школу в Лрхангайском аймаке, написал несколько книг по народной медицине: учение о различных болезнях – «На-жиевынамджад», рецептурный справочник – «Манагнарана», лечение охлаждением – «Салидоми», рецептура – «Дузсегеи» или «жор». Каждый его рецепт состоял из более чем 20 различных веществ. Данзанжанцан считал, что, чем больше ингредиентов входит в состав лекарства, тем шире диапазон его применения при различных заболеваниях.

Другой монгольский врач, Ишбалжир, или Сумбэ-Хамба (1704 – 1788), также являлся автором ряда книг в области лечебной медицины:

«Дополнение Лхантавы», учебник «Дуз-чун», некоторые книги медицинских наставлений – «Дуз-салгар», «Зеркало синонимических познаний лекарств», «Ойжзен-шилгармилан» и т. д.

Большой интерес представляет книга о фармакологии – «Омантумбе», написанная на монгольском языке неизвестным автором (вероятно, Жамбалдоржем), которая несколько раз переиздавалась и была известна за рубежом. Она печаталась не только на монгольском, но и на китайском, тибетском, маньчжурском языках. В книге содержится много рисунков лекарственных растений. В ней даются указания по сбору лекарственных растений, о местах их произрастания, о правилах составления коллекций растительных и других веществ, а также способы сохранения и организации гербариев лекарственных растений. Она написана в конце XVII – начале ХУШв.

В XVIII в. широкую известность в восточной медицине получил монгольский ученый-медик Чойнбол (Чойнбол-тоби), под руководством которого вышел в свет коллективный труд «Джидвы-Нянар» (о выборе лекарств). Книга представляет сборник рецептов – «жоров».

В числе известных в народе трудов была работа медика Лаван-Мижид-доржа, уроженца Убурхангайского аймака. Это справочник рецептов – «жоров». Он называется «Шампун-дузнимба» («Всем полезные нектарные соки»).

Хошгой-Мэрэн, живший в XIX в. и знавший кроме монгольского китайский, маньчжурский, тибетский языки, написал ряд книг по медицине, в том числе краткий курс фармакологии – «Популярная фармакология».

Было много и других врачей, занимавшихся не только практической лечебной деятельностью, но и сочинением книг по народной медицине Монголии. Это Ишданзан-Ванжил, автор книги «Джуру-Дожил», Дандар (уроженец Архангайского аймака), написавший книгу «Чжудшийн дохионы ар-урийн эрхсийн узэс-гэлэпт чимэг», в которой рекомендуется употребление 200 различных лекарственных растений. Им выпущены книги «Чжуд-ши», «Тал-чиртай тажод», а в рукописи «Манжи-чойн-зэн» дана история медицины народов Востока. Большим успехом в народной медицине пользовалась одна из рукописей Дандара, так называемая «Таван-аршан» (пять минеральных источников Дандара), представляющая собой состав лекарств для горячей ванны, куда входили экстракты из пяти лекарственных растений: полынь, багульник, можжевельник, ива и эфедра. Такая ванна помогала при лечении ревматизма и других хронических болезней.

К числу крупных монгольских врачей принадлежит Ендон, написавший медицинский энциклопедический словарь.

Монгольские народные и тибетские врачи – ламы имели библиотеки по медицине. Книги завертывались в шелковую ткань, а особенно ценные из них хранились в деревянных футлярах – ларях или ящиках.

В библиотеках МНР хранятся многочисленные книги (судары), где описаны медикаменты, изложены методы лечения людей и животных. В книге «Секреты рецепта» подробно излагаются способы приготовления отваров из различных лекарственных растений, говорится, что путем перегонки молочных продуктов, в частности кумыса, получали спирт для приготовления лечебных экстрактов. В библиотеке Академии наук МНР хранятся книги на старомонгольском и тибетском языках, касающиеся монгольской народной и тибетской медицины.

Многие монгольские народные врачи хорошо знали эффективность ряда лекарственных растений, ягод, места их произрастания, время их сбора, способы хранения, обработки лекарственного сырья и приготовления из него порошков, настоек, пилюль, пасты, мази. В многочисленных рецептурных справочниках по монгольской народной медицине, написанных на монгольском, тибетском, китайском языках, приводятся данные о лечении тех или иных болезней людей и животных средствами народной медицины.

Для обработки растительного, животного и минерального сырья врачи пользовались специальными чугунными корытами и ступами. Для взвешивания применяли безмен, лекарства дозировались специальным набором ложечек разной величины.

Что касается лечебных материалов, то их в изобилии давала сама природа, и в первую очередь растения гор и степей. По неполным данным, на территории страны насчитывается около 2000 растений, имеющих лекарственное значение, которыми в течение веков пользовалось население.

Специальное изучение лекарственных растений Монголии началось в XIX в. русскими учеными Г. Н. Потаниным, Н. С. Турчаниновым, И. Кирилловым, Н. М. Пржевальским.

За годы народной власти изучение растительного мира страны продолжалось советскими учеными К. В. Павловым. П. П. И поппи новым, И. А. Цацепкиным, В. П. Грубовым, Е. М. Мавренковым, Л. А. Юнатоным. В этих научно-исследовательских работах активное участие принимали и монгольские специалисты.

Так, А.Л. Юнатов, проводивший исследования в МНР в течение десяти лет, установил, что растительность Монголии богата дикими лекарственными растениями, такими, как солодка, термопсис, облепиха, валериана, желтушник, и прочими цепными травами, запасы которых настолько велики, что они не только обеспечивают внутренние потребности, но и могут быть экспортированы за границу.

Лекарственные растения народной медицины по их лечебному эффекту разделяются доктором Ц. Хайдавом (1965) следующим образом:

средства, тонизирующие центральную нервную систему, общеукрепляющие, стимулирующие обмен веществ; применяемые при сердечно-сосудистых болезнях, болезни крови и гипертонии; при лечении заболеваний дыхательных путей, туберкулеза, пневмонии, плеврита; жаропонижающие и аналгезирующие; при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта; при заболевании почек и мочевыводящих путей; мочегонные и потогонные; применяемые при гинекологических заболеваниях и кровоостанавливающие; при лечении заболеваний печени, желчных путей и желчегонные; при лечении травматических повреждений костей, мягких тканей, ран,, язв и ожогов; при лечении заболеваний глаз, полости рта и зубов; кожи (лишай, экзема, чесотка) и венерических заболеваний; инфекционных заболеваний; противоглистные и противопаразитарные средства; противоядия, применяемые при отравлениях различными ядами, а также при укусах ядовитых змей и диких зверей.

В лечебных целях кроме растений использовались также и различные вещества минерального и животного происхождения.

В стране, где главной отраслью производственной деятельности было животноводство, важное значение имело лечение животных. Поэтому здесь с древнейших времен существовали народные способы их лечения. Они назывались «эмэр эмчлэх».

Скотоводы почти безошибочно ставили диагноз таких заразных болезней, как «бом» – сибирская язва, «мэльцзэн» – чума крупного рогатого скота, «хадас» – оспа овец, «ям» – сап, «годрон» – чума коз.

Народный опыт научил их, что лечения против заразных болезней нет и при их появлении надо уходить. При падеже скота от эпизоотии на каком-либо стойбище считалось необходимым забросить это место на несколько лет. Это значительно сокращало потерю животных от заразных болезней.

Что касается борьбы с незаразными болезнями, то здесь народная ветеринария имела свои методы врачевания. К ним можно отнести деятельность «барячи» – костоправов. Они же работали и акушерами. Ими применялся например, метод «мал ханах» – кровопускание скоту. «Барячи» нередко обслуживали и людей и пользовались большим авторитетом.

Анализируя перечень лекарственных растений, приходим к выводу, что все они местного происхождения. Однако если состав лекарственных веществ в рецепте, предназначенном для людей, доходил до 25 ингредиентов, то здесь он не превышал и пяти. Лекарства готовились в виде отваров, супов, мазей, присыпок. Широко использовались продукты молочного хозяйства – «тараг» (кефир), «айраг» (кумыс), «шар тос» (топленое масло).

В связи с распространением в Монголии ламаизма большое развитие получила тибетская медицина. Тибетские врачи-ламы, пользуясь благосклонностью и поддержкой духовенства и правителей Монголии, начали притеснять монгольских врачей и запрещать народное лечение. Поэтому в последние десятилетия до революции народная медицина Монголии оказалась почти что на нелегальном положении. Однако она не прекратила своего существования и даже оказывала влияние на тибетскую медицину, сохраняя свою самобытность, опирающуюся на местный опыт врачевания. Лечебные традиции других стран во многих случаях не совпадали со способами лечения людей и животных в Монголии.

Нередко одни и те же растения применялись в различных целях. Народная медицина и ветеринария, развиваясь на протяжении длительного времени, накапливали собственный теоретический и практический опыт врачевания и в течение тысячелетий удовлетворяли нужды населения.

В настоящее время в МНР народная медицина Монголии и Востока в целом широко изучается, а ее положительный многовековой опыт находит все большее применение в лечебной практике. Так, в современной Монголии огромное признание находит иглотерапия, лечение травами, мумие и т.д.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека