Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Питание по системе пяти элементов

Дерево, огонь, земля, металл и вода

Чтобы иметь возможность в любой ситуации выбрать правильные продукты, нужно рассмот-реть еще две темы. Это (1) пять видов вкуса: кислый, горький, сладкий, острый, соленый и (2) причины болезни: эмоции, духовные принципы, неправильные пищевые привычки, биоклиматические влияния и другие внешние факторы.

Система пяти элементов, которая в Китае известна не одно тысячелетие, как нельзя лучше подходит для объяснения взаимосвязи между причиной и следствием. Все духовные, эмоциональные, энергетические и материальные явления вселенной можно классифицировать в соответствии с пятью элементами. Иными словами, это система аналогий, в которой все материальное, каждая вещь и каждое абстрактное понятие находит свое собственное место в зависимости от своей природы или своих качеств. Смысл в том, чтобы распознавать, понимать и предвидеть постоянное взаимодействие явлений, которое происходит циклически. Элементы следуют один за другим и обогащают друг друга в определенном порядке, который называется «цикл питания». Каждый процесс и каждая человеческая жизнь неизбежно проходит стадии пяти элементов в соответствии с циклом питания: дерево, огонь, земля, металл, вода.

И от каждого человека зависит, как он распорядится потенциалом каждого элемента: полностью использует их или употребит во вред.

Человек рождается в элементе дерево. При благоприятных условиях жизни основа для творческих способностей, спонтанности, терпимости, щедрости и открытости закладывается в раннем детстве. Неблагоприятные условия могут породить жесткость, нетерпимость, гнев, зависть, бедность чувств, которые усугубляются напряженностью тела. Все перечисленные здесь качества подчиняются элементу дерево.

У детей, которые на этапе дерева имеют условия для развития, развиваются любознательность, способность восхищаться, тяга к знаниям; у них хорошие предпосылки к тому, чтобы в юности полностью использовать потенциал элемента огонь. Разум и знание, интуиция и духовная чистота создают основу для способности радоваться жизни и духовно развиваться. Отсутствие интереса к жизни, неумение понимать других, зациклен-ность на материальной стороне жизни и неспособность к духовному развитию являются следствием того, что в человеке не разгорелся элемент огонь.

В среднем возрасте ум, практический опыт и сосредоточение на том, что важно, приносят внутреннюю и внешнюю устойчивость — плод элемента земля. Если природа земли отсутствует, человек не способен претворять идеи в жизнь, учиться на опыте, поддерживать и обеспечивать свое существование. В отношениях он необязателен и безответствен и нигде не чувствует себя на своем месте.

В период элемента металл зрелость и жизненный опыт обостряют чувство справедливости и видение того, как всё есть на самом деле. Материальное и психологическое изобилие, чувство внутреннего богатства присутствуют там, где человек больше всего склонен отдавать и при этом не чувствовать убыли. Такое положительное самоощущение придает человеку уверенность в себе, и при здоровом духовном развитии у него возникают активное сочувствие и все более сильная потребность делать что-то полезное для других. Мудрый дает, потому что знает: не оскудеет рука дающего. Умеющий сочувствовать дает, потому что это приносит ему радость.

дерево питает огонь, тепло огня пробуждает к жизни землю, из земли добывают металл, минералы металла делают воду животворной, вода питает растения (дерево)


Элемент металл сообщает человеку способность, взяв за основу растущее внутреннее изобилие, познать природу ума. Ум — как пространство: он пуст и одновременно содержит в себе весь потенциал, из которого все возникает. По мере приближения к такому пониманию в нас с годами развиваются мудрость и активное сочувствие. Страх перед жизнью, эгоистические мысли и поступки характеризуют человека, который не развил в себе доверия к истокам своего бытия. Несправедливость, бесцеремонное поведение и склонность приписывать свои дурные качества другим — это результат неспособности ощутить пространство как элемент, связующий тебя и других. Вместо этого пространство воспринимается как нечто разделяющее, а стена из гордости и подозрительности — это проявление желания отгородиться от окружающих, дабы скрыть свою внутреннюю слабость. Из доверия к неограниченному потенциалу пространства и собственного ума возникает понимание, что ум невозможно разрушить. А плодом этого понимания становится бесстрашие — наивысшее качество элемента вода. В среднем возрасте человек находится в элементе вода. Важно понимать: с одной стороны, на своем жизненном пути, от рождения до смерти, человек проходит все элементы, один за другим, а с другой стороны, в любой момент человек содержит в себе задатки всех элементов, которые может развивать в зависимости от внешних условий и внутренних качеств. Пять элементов выходят за тесные рамки нашего понимания времени, и Альберт Эйнштейн был не первым, кто в нем усомнился.

Психологическим выражением ослабленного элемента вода является страх. Он возникает, когда в окружающем неограниченном пространстве человек чувствует себя небезопасно, неуютно. Чтобы защитить свое эго, он воздвигает преграды, развивает враждебность по отношению к другим и все больше и больше теряет связь со своими истоками.

Следствиями работы с пятью элементами становятся мудрость и понимание того, что в космосе все явления взаимосвязаны, зависят друг от друга и влияют друг на друга, потому что материя есть не что иное, как сгустившаяся энергия ци, находящаяся в постоянном движении и изменении. Человек способен частично проследить движения макрокосмоса. Они подчиняются определенным закономерностям, которые можно объяснить, используя циклы, например цикл питания. Такое знание позволяет предсказывать многие явления. Вот простой пример: за осенью следует зима, и поскольку мы предвидим такой ход событий, то заблаговременно запасаемся теплой одеждой. Китайцы на протяжении многих веков собирали сведения и наблюдения и выводили закономерности, а потом на этой основе разработали систему пяти элементов и модель инь-ян.

Поскольку мы, люди, в общем и целом, не понимаем природы ума и происхождения бытия, нам приходится в большей или меньшей степени полагаться на рассуждения. До сегодняшнего дня исследователи и искатели истины разрабатывают свои гипотезы на основе разных систем. В китайской же медицине система служит для того, чтобы понять причины болезни, предсказать ее течение и применить надлежащие средства.
В учении о питании важную роль играют разновидности вкуса: кислый, горький, сладкий, острый и соленый, которые соответствуют пяти элементам, а соответствие каждого из органов тела одному из пяти элементов дает возможность судить о том, как тот или иной вкус влияет на органы.

На уровне тела ци, в соответствии с циклом питания, течет от органа к органу, обеспечивая их работу. Точно так же, в соответствии с циклами, в организме распространяются болезни и благотворные влияния. И здесь важную роль играет цикл управления) в котором каждый элемент всегда управляет элементом, расположенным через один от него. В главах о дереве и огне циклу управления посвящены отдельные отрывки с подробными объяснениями. В главах об элементах земля, металл и вода темы распространения болезней и влияния различных вкусов в рамках цикла управления уже не рассматриваются отдельно, а вплетены в текст.
Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека