Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Питание по системе пяти элементов

Правильный выбор продуктов

Лэнг Кок Юэнь, пожилой профессор-китаец, живущий в Канаде, придерживается строгого правила. Его здоровый рацион складывается из следующих продуктов: 70% вареных злаков, 15% вареных овощей, 5% сырой растительной пищи, 5% мяса или рыбы, 5% молочных продуктов и другой пищи.

Не пугайтесь, я не собираюсь вас уговаривать последовать его примеру! Но если такое питание придется вам по душе, я, разумеется, только пожелаю удачи. Результатом станут замечательный обмен веществ, долголетие, здоровье и безмятежность. А упоминаю я об этом способе питания для того, чтобы вы видели, какие возможности существуют у людей, которые на протяжении всей своей жизни заботятся о здоровье, — они могут без особых усилий придерживаться особо чистой диеты, которая к тому же оказывает успокаивающее влияние на ум. Но к такому питанию не стоит себя принуждать, впрочем, как и к любому другому. Пищевые привычки подвержены процессу развития, который следует сознательно направлять, выясняя, насколько полезно для организма каждое пищевое нововведение. Конечно, для этого нужно сначала предусмотреть испытательный срок, чтобы освоить новые методы приготовления. Если, например, вы часто клали в блюда сметану, а теперь хотите от нее отказаться и использовать побольше зелени и пряностей, придется подойти к делу творчески и немного поупражняться.

Таким образом, здесь нет речи о том, чтобы изо всех сил принуждать себя воздерживаться от всего того, что вам, оказывается, не подходит. Совсем наоборот, можно использовать весь широкий спектр продуктов и способов приготовления — при этом неправильные привычки и патологическая тяга к тем или иным продуктам постепенно исчезнут сами собой. Тот, кто слишком сильно себя принуждает, рискует впасть в другую нездоровую крайность.

Питание должно подходить человеку, как хорошо подогнанный костюм. Оно должно быть гибким и отвечать существующим вкусам и запросам, тогда оно станет вам другом на всю жизнь. Пищевые привычки меняются по мере того, как меняется сам человек и какие стадии жизни он проходит. Я вовсе не хочу сказать, что есть смысл в том, чтобы пробовать одну диету за другой, — напротив, важно раз и навсегда создать для себя основу и знать, как могут действовать те или иные продукты. Когда эти сведения, как говорится, войдут в плоть и кровь, выбор подходящих блюд и продуктов станет очень простым делом. Китайское учение о питании можно сравнить с добрым другом. Оно сопровождает вас на протяжении всей жизни, в плохие и хорошие времена, и помогает преодолевать трудные периоды. Но, как и настоящий друг, оно не будет одобрять все ваши поступки, зато поможет преодолеть плохие, но такие милые сердцу привычки и открыть для себя что-то новое.

Недавно я встретила свою старую подругу, с которой мы восемь лет назад снимали квартиру в Гамбурге. Когда я видела ее в последний раз шесть лет назад, она сделала твердый выбор в пользу злаков. Несколько месяцев она занималась китайским учением о питании и уверенно шла к избавлению от последних лишних килограммов и полной гармонизации организма при помощи злаковой пищи. С тех пор она закончила учебу, сделала успешную карьеру и вот теперь стоит передо мной, стройная и подтянутая. Она шутливо сказала мне, что ее часто спрашивают:

— Как вам в конце концов удалось добиться стройности после многолетних, чаще всего безуспешных экспериментов с диетами?
Теперь она отвечает:
— Каждый должен есть то, что ему нравится. Это и есть мой окончательный рецепт успеха.
Слегка растерявшись, я спросила ее:
— Так ты теперь совсем не следуешь советам китайских докторов, которые тебе так хорошо помогли?
После некоторого раздумья она ответила:
— А ведь я и вправду до сих пор выполняю их рекомендации, только совсем забыла об этом. Теперь мне нравятся именно те продукты и блюда, которые мне подходят. О дин-два раза в неделю я съедаю мороженое или немного шоколада, а чаще просто не хочется.

Это, несомненно, самый замечательный успех и лучшее доказательство того, что целостное учение о питании создает основу для независимого рациона. Когда организм наконец получает то, что ему действительно требуется, волчий аппетит и сильная тяга к сладостям, кофе и алкоголю постепенно исчезают. Эта система питания может стать очень хорошей опорой и в случае выраженной пищевой зависимости. Конечно, ее нельзя использовать в качестве единственного лечебного средства, когда нарушение ци и соков зашло слишком далеко. В рамках ТКМ наряду с диетотерапией и психотерапией применяются акупунктура и траволечение.

В данном случае свобода означает, что человек самостоятельно, используя собственную волю и самодисциплину, может изменить себя настолько, насколько считает нужным. Ум должен управлять телом, а не наоборот. Я не вижу свободы в том, что человек ощущает потребность каждый день съедать плитку шоколада. Вопрос стоит так: как избавиться от сильной зависимости? Строгий запрет на удовлетворение своей страсти — мера слишком жестокая и, как правило, неэффективная, потому что не устранена причина зависимости. Более успешный выход — зная, что патологическая тяга к сладкому является симптомом недостатка ци в селезенке, дать ей возможность получать именно тот вкус, который ей полезен. Селезенка не говорит: «Хочу шоколада», — это вы ее так понимаете. А вот как понимаю ее я. Она говорит: «Хочу сладкий, теплый завтрак, хочу сладкого пшена, сладкой моркови и сладкой говядины, чтобы пополнить свою ци» *. Думаю, моя версия ближе к истине — проверьте сами!

Здоровое духовное развитие легче осуществить на основе уравновешенного питания. К тому же укрепление центра, который преобразует пищу и придает нам устойчивость, помогает держать на расстоянии свои эмоции, влечения, привязанности и прихоти. Со временем нам все легче дается свобода выбора: «На это я согласен, оно мне на пользу» или: «От этого я лучше воздержусь, поскольку неоднократно убеждался, что оно для меня не годится».


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека