Библиотека
Питание по системе пяти элементов
Что такое болезнь
Основу жизни составляют два главных компо-нента: энергия и субстанция. Если один из этих компонентов оказывается в избытке или недостатке, человек заболевает. А если один из компонентов полностью отсутствует, то нет и жизни. Смерть означает, что энергия и субстанция отделились друг от друга. Понимание этого воззрения поможет нам постичь систему китайской философии — принцип инь-ян.
Энергия, которую китайцы называют ци имеет качество ян, как и все светлое, ясное, направленное вверх и вовне: день, солнце, мужское, активное, нематериальное, невидимое, неосязаемое.
Субстанция же имеет качество инь, как и все темное, теневое, направленное вниз и внутрь: ночь, луна, женское, сохраняющее, материальное, видимое, осязаемое.
Ци и субстанция — как огонь и вода. Они управляют друг другом. Огонь может испарить воду, а вода может потушить огонь. В здоровом организме согласованная совместная работа обоих полюсов обеспечивает уравновешенное состояние температуры и движения. В этом смысле неуравновешенное состояние означает «слишком жарко» или «слишком холодно», «слишком сухо» или «слишком влажно», «слишком быстро» или «слишком медленно».
В китайской медицине фактор ян, энергия, всегда именуется ци. Если необходимо установить полярность инь и ян на уровне тела, то для фактора инь, субстанции, используется понятие «соки» или «кровь». Иногда говорят о ци и крови, иногда — о ци и соках.
На уровне тела ян означает ци и тепло и подразумевает все то, что поддерживает жизнь в организме со всеми его функциями; сюда также относятся все чувства, мысли, все духовное, одним словом, все невидимое, что отвечает за поддержание жизни. Первая степень недостаточности в сфере ян определяется как недостаток ци. Он проявляется, помимо всего прочего, в виде усталости и ухудшения способности сосредоточиваться. Недостаток ци и тепла считается более тяжелым нарушением и называется «недостаток ян». Он включает в себя все симп томы первого нарушения и сопровождается ощущением холода, проявлениями которого становятся озноб и холодные ноги, а также душевное и телесное истощение. Избыток, или так называемая наполненность, ян дает о себе знать ощущением жара, краснотой лица, приступами гнева, повышенной активностью.
Таким образом, при нарушении равновесия мы имеем дело с избытком либо недостатком ян или недостатком ци (избытка ци не бывает, потому что ци всегда имеет только благотворное влияние). В первом случае китайская медицина ставит диагноз: «ян в избытке», в других случаях говорят: «ян или ци ослаблены» или выражаются более обобщенно: «у этого человека поврежден корень ян».
К инь тела применимы такие понятия, как кровь, соки и субстанция. Под этим подразумевается все «вещественное»: жидкости организма, кровь, кости, ткани, мускулатура, вещество мозга и т. д., иными словами, все видимое. Когда поврежден так называемый корень инь, говорят о недостатке крови, недостке инь либо избытке инь. При избытке инь речь идет о накоплении влажности в организме, что часто определяется просто как влажность и не имеет ничего общего с полезными соками организма. В этом случае в тканях образуются скопления жидкости, следствиями которых становятся отеки и ощущение тяжести в теле. Со временем это приводит к образованию слизи в бронхах, целлюлиту, избыточному весу, вялости и подавленности.
Первая стадия недостаточности корня инь — малокровие, или недостаток крови. В китайской медицине этот диагноз означает нечто иное, нежели в традиционной. Он подразумевает как уменьшение количества крови, так и ухудшение ее качеств и функций *. Недостаток крови является менее серьезным расстройством, чем недостаток инь, и выражается в основном в нарушении светочувствительности глаз, склонности к мышечным судорогам, бледности лица и слизистой оболочки век.
Недостаток инь проявляется противоположным образом, то есть в виде сухости: соки организма убывают. Человек становится беспокойным и нервным, иногда худеет; кожа и волосы становятся сухими. Он часто страдает от ночной потливости и расстройств сна, у него холодные ступни. Неприятные явления, сопутствующие климактерическому периоду у женщин: приливы, ночная потливость, расстройства сна — это признаки естественного ослабления инь, которое вызывает прекращение менструаций, что предохраняет стареющий женский организм от дальнейшей потери крови.
Приведенные здесь примеры дают общее, весьма приблизительное представление о том, как понимается болезнь в китайской медицине. На практике задача диагностики — определить нарушение равновесия инь-ян в каждом отдельно взятом органе. Равновесие в том или ином органе нарушается в случае избытка или недостатка инь либо ян или в случае застоя ци. Поскольку все органы тела взаимосвязаны и зависят друг от друга, здоровье означает согласованную совместную работу всех органов на основе уравновешенного поступления ци и соков.
Поскольку человек постоянно подвергается внутренним и внешним воздействиям, в здоровом организме такой процесс уравновешивания происходит непрерывно. Если в одном из органов возникает кратковременный избыток или недостаток, другие органы стараются восстановить нарушенное равновесие, посылая туда ци и соки или вытягивая их оттуда. Здоровая система питания, заботящаяся о достаточном поступлении ци и соков, способствует тому, чтобы внутренние колебания не выходили за допустимые пределы. На этой основе внутренний регуляторный механизм может справляться с кратковременными нагрузками, вызывающими недостаточность или избыточность в органах.