Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Сутра полного осознавания дыхания

Часть 1

Это то, что я слышал:

В момент, когда Будда останавливался в Саваттхи[1] в Восточном парке со многими хорошо известными и продвинутыми учениками, [там были] Шарипутра, Маха-Маггалана, Маха-Кассапа, Маха-Коттхита, Маха-Каччаяна, Маха-Чунда, Ануруддха, Ревата и Ананда, старшие бхикшу[2] в общине старательно обучали бхикшу, не знавших эту практику. И имели различное количество учеников, кто - 10, кто - 20, а некоторые 30 и 40. И, таким образом, бхикшу, ранее не знакомые с практикой, постепенно достигли большого успеха.

Той ночью в полную луну была проделана Паварана [церемония][3] для того, чтобы отметить конец уединения дождливого периода. Будда Совершенный сидел на открытом воздухе, и его ученики - бхикшу собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить: "Благословенные бхикшу, мне приятно видеть плоды ваших успехов в вашей практике и я знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то, чего вы не достигли, вы достигнете, и то, что вы не реализовали, вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния"[4].

И когда они услышали, что Будда собирается остаться в Саваттхи еще один месяц, бхикшу со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие, более продвинутые бхикшу, продолжали наставлять менее осведомленных в практике еще более старательно. Некоторые наставляли 10 учеников, некоторые - 20, некоторые 30 и 40 учеников. С их помощью новые бхикшу смогли постепенно продолжить свое совершенствование и увеличить понимание. И когда настал следующий день полной луны, Будда стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал говорить: "Благословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своем сердце она без бесполезной и хвастливой болтовни и поэтому она заслуживает принятия подношений и увеличения своих заслуг[5]. Такая община редка, и любой странствующий, ищущий ее, не важно, каким образом, найдет ее ценной.

О бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали плод Архатства[6], разрушив все корни страданий[7], отложив в сторону все ноши и достигнув правильного понимания и освобождения.

Есть такие бхикшу, кто уже отрезал первые пять пут[8] и реализовал плод невозвращения в круг рождения и смерти[9]. Есть также и те, кто отбросил первые три путы и реализовал плод возвращения еще один раз[10]. Они вырвали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти еще раз. Есть также и те, кто отбросил три путы и достиг плода, входящего в поток[11], направляясь постепенно к просветленному состоянию[12]. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия[13], и те, кто практикует Четыре Основы Успеха[14]. Есть также и те, кто практикует Пять Способностей[15], те, кто практикует Пять Сил[16], кто практикует Семь факторов Пробуждения[17] и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь[18]. Есть также и те, кто практикует Любящую Доброту, Сострадание[19], те, кто практикует Девять Созерцаний[20], и те, кто практикует Наблюдение Преходящности. Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания".


[1] Саваттхи - столица царства Косала, примерно в 75 милях к западу от Капилавасту.

[2] Бхикшу - монах.

[3] Церемония Паравана проводилась в конце каждого уединения сезона дождей, ежегодного трехмесячного уединения буддийских монахов. Во время церемонии каждый монах приглашался на собрание, где ему указывались его недостатки, проявленные во время уединения. Полная луна отмечает конец лунного месяца. Обычно Паравана проводилась в конце месяца Ассаюджа (приблизительно октябрь), но в конце года, в котором давалась сутра, Будда увеличил уединение до четырех месяцев и церемония проводилась в конце месяца Каттика (приблизительно ноябрь).

[4] День полной луны в уединении четвертого месяца (Каттика) назывался Комуди, или День Белого Лотоса, поскольку комуда - это разновидность белого лотоса, расцветающего поздней осенью.

[5] Поле заслуг - поддержка хорошей общины, подобна посеву семян на плодородной почве.

[6] Арахат (санскр. архат) - высшая стадия реализации согласно ранней буддийской традиции. Слово "архат" означает высоко почитаемое и уважаемое лицо. Архат - это тот, кто вырвал с корнем причины страданий и вышел за пределы колеса рождений и смертей.

[7] Корень страданий (санскр.: клеша, пали: килеса) - узлы, закрепощающие психику, такие, как жадность, гнев, невежество, презрение, подозрение и ложные взгляды. Это синоним Асава (пали): страдание, боль, отравляющие психику причины, которые ведут нас к рождению и смерти, как хватание-цепляние, ложные взгляды, невежество.

[8] Это первые 5 из 10 узлов и пут (санскр.: Самйоджана): 1) захваченность ложными взглядами о себе; 2) колебание; 3) вовлеченность в суеверные запреты и ритуалы; 4) хватание-цепляние; 5) гнев и ненависть; б) желание мира форм; 7) желание в сфере миров, где нет никаких форм; 8) гордость; 9) возбуждение и 10) невежество. Эти узлы и связи удерживают нас в порабощенном состоянии в мирских ситуациях. В Махаяне 10 связей и пут перечислены в следующем порядке: желание, ненависть, невежество, гордость, колебание, вера в реальность "я", крайность в воззрениях, ложные воззрения, извращенные воззрения, воззрения, связанные с не необходимыми запретами. Первые 5 называются "тупыми" и последние 5 - "острыми".

[9] Плод Невозвращения (Анагами пхала) - плод, уступающий только достижению Архатства. Те, кто реализовал Плод Невозвращения, никогда не возвратятся после этой жизни в колесо рождений и смертей.

[10] Плод Одного Возвращения (Сакадагами пхала) - плод, или достижение, предшествующее Плоду Невозвращения. Тот, кто реализовал этот плод, вернется в круг рождений и смертей один раз.

[11] Плод Вхождения в Поток (Сотапатти пхала) - четвертый, высший плод или достижение. Тот, кто реализовал Плод Вхождения в Поток, вошел в Поток Пробужденного сознания, который всегда течет в Океан Освобождения.

[12] Четыре Основы Осознанности (Сатипаттхана): 1) Осознание тела в теле; 2) Осознание чувств в чувствах; 3) Осознание ума в уме; 4) Осознание объектов ума в объектах ума. Более подробные разъяснения приводятся в книге "Суть Буддийской медитации" Ньянапоника Тхера или в другом переводе Сатипаттана сутты. См. также Тхить Ньят Хань, "Обретение мира" (рус.перевод, Спб. 1993), с. 157.

[13] Четыре Правильных Усилия (пали: падхана): 1) никогда не позволять возникать неправильным действиям; 2) если возникли, найти средства прекратить их; 3) зарождать причины правильных действий, если они еще не возникли; 4) найти средства развития правильных действий для их развития, если они возникли.

[14] Четыре Основы Успеха (иддхи пада) - четыре дороги, ведущие к реализации сильной психики: старение, энергия, полное осознавание и проникновение.

[15] Пять Способностей (индрияна): 1) уверенность; 2) энергия; 3) медитативная устойчивость; 4) медитативное сосредоточение; 5) правильное понимание.

[16] Пять сил (бала) - то же что и пять способностей.

[17] Семь факторов Пробуждения (боджджханга): 1) полное внимание; 2) исследование дхарм; 3) энергия; 4) восторг, превышающий этот мир (см. примеч. 26); 5) легкость и наполненность миром; б) сосредоточенность; 7) равностность. Они обсуждались в четвертом разделе сутры.

[18] Благородный Восьмеричный Путь (аттхангика-магга) - путь правильной практики, содержащий восемь "элементов; 1) правильное воззрение; 2) правильное намерение; 3) правильная речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; б) правильное sqhkhe на пути; 7) правильное осознавание; 8) правильное медитативное состояние. Перечисленные практики, начиная с Четырех Основ Осознанности и вплоть до Благородного Восьмеричного Пути (всего 37), называются бодхипаккхьа дхамма, т.е. составляющие Пробуждения.

[19] Любящая доброта, Сострадание, Радость и Равностность (брахмавихара) - четыре прекрасных драгоценных состояния сознания, ничем не ограниченные, часто называемые Четыре Безграничные Медитации. Любящая доброта приносит радость, Сострадание удаляет страдание. Радость - это счастье и радость в радости других. Равностность - это состояние без рассуждений о приобретении и потере, без хватания, цепляния за веру как за истину, без гнева и горестей.

[20] Девять Созерцаний - практика созерцания на девяти стадиях разложения трупа, от момента вздутия до момента превращения в прах.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека