Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины

Глава 81. Лечение болезни, вызванной ядом клу-гдон

Затем риши Видьяджняна изрек:

О великий риши слушай!

Когда наступят последние пятьсот лет ипридут
тяжелые времена, первоэлементы потеряютсвои соки
и люди, лишившись пропитания, впадут внищету;
они дикие земли вспашут, сделают полями,
дикие воды замутят, пруды запрудят,
дикие деревья срубят, дикие камни свернут—
все испортят, заполнят зловонием, смертьюи враждой.

Буддисты и бонцы, не успев овладеть сиддхи,
дикие земли встревожат и накличут врагов.

Тогда наги, гнйан, сабдаги, боги и ракшасы
разъярятся и напустят яды зрительный, осязательный,
дыхательный и мысленный.

Наступит калпа болезни ци ти дза ха,
от вида которой тошнит, от мысли — страхпробирает,
от рассказов о которой видишь себя трупом.

Близкие и родственники бросят таких живьем.

И вот, расскажу о способах лечения этойболезни,
а ты, великий риши, слушай внимательно.

У нее есть причины и условия, проявления,
различия, признаки и способы лечения.

Причины. Чху-сер обычно находится в телевсегда,
но под влиянием прежней кармы, случайных
действий демонов, поражения чем-нибудь,из-за пиши или
поведения доша начинают притеснять чху-сер,
и черный чху-сер разливается по всему телу.

Проявляется это разложением мяса, кожи,костей,
суставов, сосудов, крови, плотных [органов],
и тело становится непригодным для жизни.

Эту невыносимую и трудноизлечимую болезньотносят к болезни мдзе.

По месту и по виду различают по восемнадцатьразновидностей
болезни мдзе.

По месту внедрения различаются болезньнаружного слоя кожи,
самой кожи, подкожного слоя, «цвета», «силы»,
мяса, жира, сосудов, жил, крови, чху-сер,костей,
губчатого вещества костей, головного мозга,
суставов, костного мозга, семени и плотныхорганов.

Три доша по отдельности, три их сочетанияпо два,
и все вместе — итого семь [вариантов] причин
вызывают восемнадцать разновидностей болезнипо виду,
это — «похожая на череп», «похожая на языкришйа»,

«похожая на цветок удумбара», «круглая»,гланг-шу,
мдзе кожи, мелкая сыпь, «похожая на ша-бкра»,брас,
бйер, сер-кха, шу-ба, кха-бргйи, «белыйлотос»,
брум-бу, гйан-па, разложение кожи, «похожаяна соломоцвет».

Итого тридцать шесть разновидностей.

Обследование. Сперва надо определить болезнь,
а во время лечения выяснить четыре вариантаисхода болезни.

Признаки болезни делятся на две [группы]:общие и частные.

Общие трех видов: внешние, внутренние итайные.

К внешним признакам относятся сны, проявленияболезни
на теле, в речи и на душе.

Снятся реки, деревья, луга; снится, чтопо телу
ползают лягушки, головастики, рыбы, змеи,черви,
пчелы, скорпионы, пауки и что находишьсясреди них;
снится, что за тобой гонится як, хайнык,звери,
что лезешь в узкую дверь, карабкаешьсяпо тропе, падаешь в пропасть;
снятся закаты, знойные земли, град, стрелы,
яйца, сотрясающиеся храмы и глиняные статуи;
снится, что получаешь от женщины силы тела.

Таковы первые проявления воздействия демонов.

Телесные проявления. Меняется лицо: оноили
теряет цвет или наоборот выглядит лучше;
без причины увеличивается кровь и открываются
носовые кровотечения; кожа трескается,грубеет,
она то холодная, то горячая, зудит, чешется,
покрывается мокнутиями, сыпями, волдырями;тело
стягивает и сводит; беспокоят желудок ипечень;
болят кости и бедра; долго не проходятожоги.

В речи [больного] проявлений [болезни]множество.

Душевные проявления: сердце как будто сжимается,
угнетенность, озлобленность, беспокойство,суетливость.

Однако все эти [внешние] проявления могутбыть неявными
во время, когда болезнь началась и больнойуже схвачен демонами.

Внутренние проявления видны на лице, какв зеркале.

Вымой лицо и увидишь сухие пятна, которые
не смачиваются водой; цвет мяса делаетсябелесым, бурым и красным;
кожа и мясо вздутые и легко поддаются нажиму;
пятна на носу, щеках, на переносице междубровями.

Если пятен уже нет, а кости и мясо усыхают,болезнь считается запущенной.

Глаза — органы чувств, на которых ясновидна болезнь.

На них можно заметить сосуды,
говорящие о наличии или отсутствии порчии то,
каким образом демон проник в тело,
можно ли его одолеть и сколько лет прошлос начала болезни1.

Тайный способ обследования с помощью лекарств:
возьми серу, смолу ватики, аир и мускус,
добавь равное количество листьев ветреницы,
заверни в тряпочку, замочи в воде, отожмии
пои больного три дня. Потом посмотри, изменилсяли
цвет мочи больного, не появились ли в ней
кровь, чху-сер и прочее. По этим признакамсудят,
насколько сильно вредит болезнь2.

По частным признакам определяют причину—
яд это или демоны, как они проникли в тело,
место поражения и вид доша — виновникаболезни.

Первое — выявление яда. Если телом и умомовладели
тяжесть и омраченность — это яд Земли,
подвижность и легкость — яд Ветра,
жар и горячность — яд Огня, холод и прохлада— яд Воды.

Демонов делят на две [группы]: «корни»и «ветви».

«Ветви»: тхе-бранг и гон-по нападают нанаружный слой кожи,
дам-ери — на кожу, са-бдаг вцепляется вмясо,
гнйан проникает в сосуды, шесть видов ба-су— в жилы и сухожилия.

«Корни»: демоны царского рода — яд души,входят они через темя;
господского рода — яд зрения, входят всосуды;
брахманского рода — яд дыхания, входятчерез левую руку;
демоны-простолюдины — яд прикасания, входятчерез правую ногу;
демоны неприкасаемые — яд клыков, входятчерез левую ногу;
царь нагов нападает на плотные [органы].

В тело болезнь проникает пятью разнымиманерами:
как бы шутя и играя,
как будто желая овладеть [больным],
как будто [больной] осквернен нечистыми,
как будто хотят убить из зависти,
как будто созрели плоды кармы.

Обследования мест, куда внедрилась болезнь.

Болезнь может опуститься на поверхностькожи,
кожу, в подкожный слой, «цвет», мясо, жилы,
сосуды, кровь, чху-сер, кости, суставы,
губчатое вещество кости, головной мозг,
костный мозг, семя и в плотные органы —сердце,
легкие, печень, селезенку и почки.

Короче, обращай внимание на тринадцатьсокровенных мест3.

Выявление доша, вызвавшего болезнь: попризнакам определяют
один из восемнадцати видов мдзе.

Мдзе ветра — [опухоль выпуклая], как шлем;
мдзе желчи — похоже на цветок удумбара;
два мдзе слизи — «круглая» и гланг-шу;
мдзе ветра и желчи похожи на язык ришья;
шесть видов мдзе слизи и ветра — это мдзесобственно кожи,
мелкие брум, ша-бкра, брас, бйер, сер-ка;
шесть мдзе слизи и желчи — шу-ба, кха-бргйа,

«белый лотос», брум-бу, гйан-па, разложениекожи;
мдзе, вызванный всеми тремя доша, — «похожийна соломоцвет».

Эта болезнь подобно вору проникает исподтишка,
поэтому необходимо самое тщательное обследование
внутренних, наружных и тайных проявлений.

За проявления мдзе не прими по ошибке
судороги мяса и жил от ветров или демонов,
шишки мяса, комки червей и шишки на костях,
тяжи мяса, мускулов и жил в глубине,
омертвевшее мясо, кожу, кости и подкожный[слой];
не прими перекосы рта или косоглазие за

«сухую» или «влажную» разновидности болезни;
не путай проявления болезни с проявлениямидействий
первоэлементов и демонов,
так как болезнь как бы шутя иногда отпускаети вдруг
неожиданно созревает.

Не путаясь во всем этом, определи болезньточно.

Надо беречься, а то самому можно заразиться
через пишу, в общении, через жилище, постель,нечистоты и прикасания.

Второй [этап обследования] — определениеразличных вариантов исхода.

Если пали крепостные башни восьми городов4и
сданы четыре жизненных центра5, схваченытри конца6,
разбиты укрепления крупных суставов7,
четыре яда8 пропитали все тело,
три цвета9 поблекли, три [вида] волос10вылезли,
три реки разлились11, волны морские12 затопили
легкие, сердце, печень, селезенку и почки,
если ладони и подошвы перестали потеть,
появились пятна — отметины са-бдагов13
такой больной неизлечим, откажись от него.

Если наличествует хотя бы часть этих признаков,
излечение будет кажущимся.

Если царский дворец покинут,
но признаков созревания плодов кармы нет,
такую болезнь можно с трудом, но вылечить.

Если поражения несильные и редкие
и нет вышеперечисленных признаков, то болезньлегко излечима.

Пятая [часть главы]. Методов лечения три:при угрозе болезни
надо беречься, если она проникла — вывести,
а после лечения бороться за продление жизни.

Первое. Чтобы обезвредить яд драконов-нагов,
надо читать дхарани победителя злобы,
спасителя жизни — могущественного Ваджрапани.

Чтобы сдерживать чху-сер и отпугивать демонов—
принимать «Амриту из земель и камней» и«Гаруду-5».

Второе. Излечение внедрившейся болезни[состоит в]:
подготовке — очищении причины заболеваниячху-сер,
основном лечении — подавлении яда болезни,
обрубании конца — изгнании болезни ко-ле,
возвращении цвета и силы,
определении степени выздоровления, с темчтобы
правильно определить дозы.

Первое — очищение чху-сер через кишечники сосуды.

Назначают обычные слабительные и растирания,
постоянно дают слабительное из сгущенногоотвара
коровьей мочи, молочая дур-бйид, ревеня,

«трех плодов» и латука Лессерта, добавив

«три лекарства желтой воды», смолу ватикии прутняк,
или дают дегу из «трех плодов», «пяти горячих»,клещевины,
молочая дур-бйид, кассии трубчатой, малины,
пикроризы, аира, борца разнолистного, пижмы,
перца красного и латекса калотрописа.

Свари лекарственное масло для очищения«тугого» живота.

Потом очисти сосуды обычными лекарствами14,
добавив «три лекарства желтой воды», ватику,мускус
и «проводников», которые прогоняют демонови чху-сер
и доставляют состав к легким, сердцу, печени,
селезенке, почкам, мясу, костям и сосудам,то есть туда, куда вошла болезнь.

Как назначать состав, подгонять «кнутом»,
прерывать остаточное действие, бороться
с осложнениями, смотри в разделе «Пятьназначений»15.

Чху-сер очищают по одному разу в первыемесяцы четырех сезонов —
если удалить причину, не будет и следствия.

Второе — [основное лечение]. Болезнь, вызваннуюядом этой болезни,
лечат диетой, образом жизни, лекарствами,процедурами.

Запрети молочное, сладкое, несвежее, кислое,
соленое, похлебки из трав, пишу, разрушающую[силы тела];
назначай старое зерно, свежее мясо, мучнуюпохлебку с сушеным мясом,
мягкий чай, разбавленное вино, холоднуюводу.

Образ жизни исключает совокупления, тяжелыйтруд,
дневной сон, следует сторониться грязии скверны.

Лекарства — отвары, порошки, пилюли, дегуи
лекарственные масла. Сначала об отварах.

Акация, азадирахта, софора, козелец и кумарчик-

«Акация-5» — высушивают чху-сер прямо наместе.

Отвар одной лишь акации — лучшее средствоот мдзе.

Порошки: чху-сер сушит состав из кальцита,буры,
камня «спинка лягушки», цхиг-тхуб белогои бурого,
лекарственной глины, пирита, асбеста, талька,золотой,
серебряной, медной и железной руды, киновари,

«шести хороших», «трех лекарств чху-сер»,«трех плодов»,
смолы ватики, мускуса, серы, перца красного,
момордики кохинхинской, девясила высокого,
костуса и акации, смешанных с сахаром.

Давай с водой порошок горечавки крупнолистной,
крестовника «желтого» и «черного», адиантума,
мускуса, смолы ватики, смолы салового дерева,
акации и сахара; при усилении жара добавляй
миробалан хебула и борец Фишера.

Лучшее из того, что подавляет клу-гнйан,са-бдаг и болезни от ядов —
это пилюли «Гаруда-5» и «Драгоценный состав».

Сперва о приготовлении «Гаруда-5».

Взять мясо, кости, жилы, сердце и кровьГаруды16

[соответственно] четыре шо, одно шо, дветрети шо, пол-шо и одну треть шо.

Миробалан хебула, борец и все остальноеистолочь
по отдельности, пока не получится мелкийпорошок,
и три дня выдержать в моче восьмилетнегомальчика.

Когда состав почернеет и заблестит,
добавь с полпилюли мускус, размоченныйв воде.

Проводником от жара дай безоар, от холода—
перец длинный, от демонов — смолу ватики.

Принимать пилюли, созерцая себя и пятьбуквенных символов17.

С первого по девятый день принимать поодной
пилюле три раза ночью, с девятого по двадцатый—
по две, с двадцатого по тридцатый — потри пилюли.

Принимать в течение года с момента вхожденияболезни.

Если улучшения не будет, в два раза уменьшайдозу миробалана хебула.

За год пилюли излечат все восемнадцатьвидов мдзе
и навсегда подавят болезни от ядов нагов.

Приготовление «Драгоценного состава». Смешайртуть,
очищенную от яда, серу, кханду из акации,

«шесть хороших», «три лекарства желтойводы»,
смолу ватики и «Гаруду-5». Эти пилюли подавляют
демонов-нагов и высушивают чху-сер.

А пилюли из ртути, облепихи, антимонита,золота,
сосны, кедра, миробалана хебула,
смолы ватики белой и черной, мускуса,
конопли, кассии тора, «шести хороших»,
сандала белого, безоара, кала [святогосиддхи]
при приеме в возрастающих дозах от одной
пилюли до трех оттесняют болезнь мдзе
в этой жизни, даже если и созрели плодыкармы.

Способы назначения и предотвращения осложнений
смотри в разделе «Составы из драгоценностей».

Раздел легу. Порошок железа, перец красный,
эмблика, прутняк и перец длинный с медом
в виде легу подавляют распространившуюсяболезнь мдзе.

Подавляют мдзе также с помощью легу, соединивравные части кханды
акации, горичника и купены с добавлениеммеда,

«шести хороших», прутняка, «трех лекарствчху-сер»,
перцев длинного и красного.

Мдзе подавляют также сера, миробалан хебулаи мед,
взятые в равных частях, с примесью ржавчины18.

Лекарственные масла: масло акации, маслосверши «большое»
и «среднее» с медом, «шестью хорошими»,«тремя лекарствами чху-сер»
сушат чху-сер и укрепляют силы тела.

Процедуры. Применяют иглы, выпускают испарения
из сосудов, в частности, из расходящихсясосудов лба
и лицевого сосуда чху-сер.

Третье — средства от второстепенных болезней19.

Если болезнь бросилась в лицо20 , возьмишпанских мушек,
нашатырь, молочай лур-бйид, ветреницу,борщевик,
якорцы, кальцит, залей их вином, подогрей,добавь
закваску. Когда смесь забродит, смажь еюлицо —
чху-сер оттянется и лицо станет чистым.

После этого смазывай порошком смолевкис маслом.

При онемении и затекании сделай разрези отсасывай чху-сер рожком.

Или же обмой мочой и смажь вышеуказаннымсоставом
со шпанскими мушками,
молочаем лур-бйид, нашатырем, «тремя жгучимитравами»
и прогрей на солнце.

Или же вытягивай чху-сер заклинаниями.

Омертвелое мясо разрежь и введи лекарство,разъедающее гниль21.

После отторжения гнили прикладывай лекарства,заживляющие рану22.

Чтобы выросли выпавшие брови, смазывайсвиным жиром,
кровью пукразии, реальгаром, арсенитом,свиным
костным мозгом, абрикосовым маслом и медом.

При закупорке переносицы назначай постоянноочиститель носа.

При сужении глотки делай кровопусканиеи давай
соответствующие лекарства.

Четвертое — как вернуть «цвет» и силу,
используя причинно-следственные связи.

Смазывай составом из пяти видов крови:человеческой, собачьей, козьей, лошадиной и крови из матки, двухвидов мяса — лягушки и змеи, двух видов жира — человеческого исайгака, «шести пахучих» — мускуса, аира, ферулы, серы, чеснока,корней борщевика, борца Фишера и сандала с топленым маслом.

Окуривай дымом «двух видов мяса», «трехтемных»,

«лошадиного пота»23, «трех вонючих», «трехпаленых».

Трижды в день давай «Амритные пилюли»24.

Для лучшего усвоения лекарств и изгнаниядемонов используй мочу.

Во время лечения «Гарудой-5» обязательнодавай «Гранат-4».

Последнее — регулирование дозы лекарствапо степени выздоровления.

Если от всех этих лекарств делается лучше,—
значит, болезнь не была въевшейся оченьглубоко;
если от них все болезни поднялись — средне;
если нет ни вреда, ни пользы — глубоко.

Соответственно надо лечить год, два, три.

Причем, если от малой дозы нет улучшения,увеличивай,
а если от большой дозы нет улучшения —уменьшай.

Признаки «сгибания головы болезни»: пульссердца
становится чистым, тело — легким, дхату— ясными,
аппетит — хорошим, из носа начинает идтикровь,
кровь есть и в моче; в местах, куда
опустилась болезнь, скапливается чху-сери сочится кровь с гноем;
язвы заживают; отваливается короста; постепенно
слабеют признаки болезни; снится, что изтела
выползают какие-то черви, что моется;
что его прохватил понос, что из носа пошлакровь;
из снов исчезают зловещие видения, снится,что [они] высыхают,
сгорают и уносятся,
что тело охвачено пламенем и восходит солнце;
глаза очищаются от сосудов, сосуды укорачиваютсяи втягиваются.

Как только заметишь эти признаки, говорящиеоб освобождении от демонов,
уменьшай по одной количество пилюль.

Если от уменьшения дозы улучшение не наступит,
результат лечения считается посредственным;
если улучшение будет при увеличении дозы,
это говорит о том, что болезнь еще не изгнана;
если уменьшение пилюль сопровождается улучшением—
значит, болезнь вырвана с корнем.

Но все равно еще год нельзя пренебрегатьлечением.

И если за это время обострений не будет— болезнь назад не вернется.

Поскольку при этой болезни силы тела превращаются
в болезнь, ее трудно изгнать, нужно терпениеи усердие
в течение долгого времени.

В общем-то эта болезнь — кармическая,
поэтому для улучшения кармы надо приниматьобеты25,
благоустраивать тропы, спасать мальков26,копить
добродетельные заслуги, читать СловесаБудды,
почитать монашество четырех степеней27,очищаться
от грехов и омраченности,
считать своими родителями все существатрех миров
и как сын стараться оплатить свой долг.

Вот такие мысли общие и частные надо взращиватьв душе.

Надо стремиться делать подаяния телом,душой, мыслями и имуществом.

Поскольку тело, болезни и демоны не имеютсущности,
воспринимай их с точки зрения учения шуньята
и учения об отсутствии индивидуального«Я».

И наконец, назначай ванны, очищения, кровопускания,
запрещай все, что вредит, давай пилюлии масла -
это и болезни излечивает, и жизнь удлиняет.

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра наставлений.

Завершилась глава восемьдесят первая

«Лечение болезни,вызванной ядом клу-гдон»

Примечания:

1 Подробнее о месторасположении и характере сосудистых образований на глазах больного см. в «Вайдурья-онбо».

2 Согласно комментарию, если после приема этого состава моча просто меняется в цвете, то болезнь — средней тяжести, если появляется кровь, болезнь очень сильна.

3 «Сокровенные места» — здесь имеются в виду места на поверхности тела, по которым можно судить о состоянии здоровья в целом и о состоянии отдельных органов и тканей: «Сокровенное место всего тела — темя, речи — горло, души — сердце, сердца — язык, легких — нос, печени — глаза, селезенки — губы, почек — уши, конечностей — суставы, жира — «четыре грязных» (т.е. большие пальцы ног и локти), костей —зубы, мяса — большие пальцы рук, жил — половые органы».

4 «Пали башни восьми городов» — т.е. омертвело мясо темени, переносицы, кончика носа, нёба, сердца, пупка, половых органов, ладоней и подошв. Ладони и подошвы в тибетском языке обозначаются одним словом, поэтому получается восемь точек.

5 «Четыре жизненных центра» — мясо больших пальцев рук и ног.

6 «Схвачены три конца» — на «верхнем конце» тела, т.е. на голове, выпали волосы и разрушились ноздри, разложились указательные пальцы — «концы конечностей», а на «нижнем конце» разложение коснулось половых органов.

7 К крупным суставам отнесены суставы позвонков и 12 крупных суставов конечностей.

8 «Четыре яда» — яды первоэлементов Земли, Воды, Огня и Ветра.

9 «Три цвета» — цвет глаз, лица и зубов.

10 «Три вида волос» — волосы на теле, голове и брови.

11 «Три реки разлились» — недержание соплей, слюны и слез.

12 «Волны морские" — речь идет о распространении жидкости в указанных органах.

13 «Отметины са-бдагов» — глубокие, до костей, язвы по всему телу.

14 См. гл. 19 «Дополнительной тантры».

15 Имеются в виду гл. 2—7 «Дополнительной тантры».

16 «Мясо Гаруды» — миробалан хебула, «кости» — костус, «жилы» — аир, «сердце» —борец Фишера, «кровь» — мускус.

17 Больной созерцает себя в облике бога Ваджрапани и представляет перед собой «пятилепестковый лотос». Четыре лепестка и центр лотоса отмечены буквенными символами пяти дхьяни-будд. Из лотоса льется амрита и, попадая на готовые пилюли, превращает их в чудодейственное лекарство.

18 Смесь намазывают на железные пластины и соскабливают вместе с образовавшейся ржавчиной.

19 Очевидно, «второстепенными болезнями» названы местные проявления болезни.

20 «Бросилась в лицо» (sngo-lud) — букв, «отрыгнулась в лицо».

21 В надрез вставляются свечки из золы серебра, золы колючих деревьев, кончиков побегов бамбука, корней шиповника, молочая дур-бйид, нашатыря, аира, костуса и куркумы культурной.

22 Это — квасцы, медвежья желчь и шафран в порошке.

23 «Лошадиный пот» (rta-bon) — в монгольских словарях переводится «морин-у ши-бэри», что можно понять как «лошадиный пот» или же мозолистые образования на внутренних сторонах лошадиных коленей.

24 Для получения «Амритных пилюлей» следует просушить (в течение дня) кал человека, достигшего состояния сиддхи, смешать со смолой ватики и мочой до кашицеобразного состояния, затем скатать пилюли.

25 Обеты следующие — не вредить диким животным, не вредить почве, не вредить путешественникам.

26 То есть спасать мальков из пересыхающих водоемов.

27 О четырех степенях монашества в «Вайдурья-онбо» сказано: «Ста мирян лучше один риши-небуддист; ста таких риши лучше один монах гe-нйен; ста ге-нйенов лучше один ге-цхул; ста ге-цхулов лучше один ге-слонг».


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека