Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины

Глава 80. Лечение болезни гза

Затем риши Видьяджняна изрек:

О великий риши, слушай!

Расскажу о сроках, когда болеют гза1,
ее признаках, методах зашиты, способахлечения и
предупреждения возврата [болезни].

[Сроки]. Эта болезнь нападает в восемьследующих дней
лунного месяца: четвертого, восьмого, одиннадцатого,
пятнадцатого, восемнадцатого, двадцатьвторого,
двадцать пятого и двадцать девятого.

Обследованием выявляют общие и частныепризнаки
и решают, стоит лечить или не стоит.

Общие признаки: отнимается один бок, глазнойсосуд
становится четким, бывают немота и косноязычие,
искривление рта, плач и хохот.

Различают два вида: гза огня и гза воды.

Гза огня поражает правый бок, язык становитсякороче
справа, [у больного] жар, ногти пахнутпаленым.

При гза воды поражается левый бок, языккороче слева,
все тело холодное, сухожилия стянуты2.

Если болезнь настигла человека в двадцатьдевятый день,
если сразу началась рвота и отнялся язык,
если больной не вздрагивает, когда на сердцебрызгают воду,
если он не может закрыть глаза, если емуболее
шестидесяти лет, лечи или не лечи — бесполезно.

От таких надо отказываться.

Методов зашиты два: самозащита и защитабольного.

Самозащита: носи заговоренные семена горчицы,
агат и мясо ящерицы рмигс-па, а в уме всевремя держи заклинание:

«Аум! Ба ра чакра ра ху ла сва ха!»

«Аум! Хаум! Су ли хаум тинг бри ду су су
огонь, огонь, уничтожь, уничтожь сва ха»,
иначе демон гза одолеет тебя.

Защита больного. Привяжи к нему святыемощи,
агат, сердце и кровь павлина и ворона;
завяжи смолу ватики белой и черной
и повесь на левый бок штаны вдовой женщины.

Намажь свежим маслом с «шестью хорошими»,мускусом и золой чеснока.

Во время болезни посади голубя в постельбольного,
а на ограде или на крыше дома напиши [заклинание]:

«Аум! три кхйе да бам хаум!»

Способы лечения: «заключение в тюрьму»,«пугание»,
пища, поведение, омовение, обряд чо-гадля гза.

Чтобы удержать болезнь, ее надо «посадитьв тюрьму»3.

Для этого голову больного накрой штанамивдовы
и, приговаривая ке-та4, окури дымом ватики,
дай внутрь заговоренную смолу ватики, размочивее в воде,
натри больного золой чеснока, порошкоммрамора
и глауконитовой глины, размешанных на моче,— тогда
болезнь не перейдет на окружающих.

«Пугание». При огненном гза посади больного
на корточки на границе света к тени и обпейего
несколько раз водой из семи кувшинов, асзади
пусть в это время громко затрубят в раковины.

Если больной будет убегать, возвращай наместо.

При водном гза окружи больного кострами,
и если он захочет убежать, возвращай назад,угрожая стрелами.

Если от всего этого улучшения не будет,
помести больного над дымоходом на травяной
подстилке, покрытой шелком. Когда он пошевелится,
надо сразу затрубить в раковины.

Питание. Запрети вино, старое масло и мясо,кровь;
назначай мед, свежее масло, шо, дар, все«белое».

Поведение — избегать грязи, [ритуально]«нечистого», огня и солнца,
не разговаривать, не болтать, слушать толькоприятное,
совершать омовения мочой с камфорой, безоаром,

«шестью хорошими», сандалом белым, мускусом,нардом
или — вином с этими же средствами и золойчеснока.

Очень хороши омовения из рнам-жомс и другие.

Обряд чога для гза состоит из двух [частей]—
подношения тормы и развязывания порчи.

Но перед обрядом сперва сделай чогу длянагов.

Потом две тормы — одну белую и одну красную—
с заклинаниями-дхарани, мудрами, благословлениями
поднеси планетам-гза, окуривая больногодымом
смолы ватики с мантрой «Аум ке та ке тасва ха!».

Подношение тормы сопровождай чтением дхарани.

Потом поверни больного спиной вверх,
положи на него можжевельник и руби с извинениями.

По верхнему краю сковороды с водой нарисуй
цветные изображения восьми планет-гза:
на востоке — Солнце, красное, с лотосомв руках;
на юге — Юпитер, желтый, с цветком бу-ти;
на западе — Луна, белая, с цветком кумуда;
на севере — Меркурий, желтый, с цветкомутпала;
на юго-востоке — Марс, красный, в центреогня;
на юго-западе — Рахула, черный, с кувшином;
на северо-западе — Венера, белая, с лотосом;
на северо-востоке — Сатурн, синий, с жезлом.

Эти рисунки должны отражаться в воде.

К рисункам подпиши имена и «суть»5 планет.

Привяжи к безымянному пальцу больного

«нить проклятия»6 и соедини с рисунками.

По четырем сторонам сковороды поставь посвече.

Сто раз7 прочитай: «Аум! Ке та ке та раху ла сва ха!» и перережь нить.

Сто раз прочитай: «Йак шам пхад, дур шампхад,
се шам пхад, пхаг шам пхад, пхе шам пхад,
шар шам пхад, траг шам пхад, ча шам пхад»—
это заклинания восьми планет, [соответственно]

Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Венеры,Юпитера,

Сатурна, Раху. Развяжи «нить проклятия»,разрежь и брось в воду,

Сковороду положи в глиняную посуду и киньв реку на рассвете.

Во время болезни всем восьми [планетам]совершай по очереди
обряд гза-чога.

Чтобы болезнь не вернулась назад,
начиная с седьмого дня заболевания, делайчога восьми нагам.

В ту сторону, где находится планета, выносив качестве
выкупа-глуд живого осла или голубя.

Когда больной поправится, пусть повеситна шею
камень пхалван-чолон, оникс и заговоренные
семена горчицы — болезнь назад не вернется.

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра наставлений.

Завершилась глава восьмидесятая

«Лечениеболезни гза»

Примечания:

1 Гза (gza') — букв, «планета». Считается, что эту болезнь насылают духи восьми планет.

2 В «Вайдурья-онбо» приведен еще один способ различения двух видов болезни гза: «При гза огня, если ущипнуть ладонь, остается красный след, а при гза воды — синий».

3 По комментарию, болезнь может перейти на других людей, в том числе и на лекаря, поэтому ее надо «посадить в тюрьму».

4 Полная формула заклинания: «Аум ке та ке та сна хаум». В комментарии сказано, что ке-та — санскритское название болезни.

5 «Суть» (snying-po) — заклинание, выражающее сущность божеств.

6 «Нить проклятия» — тиб. byad-thag.

7 В комментарии рекомендуется произнести заклинание 108 раз.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека