Библиотека
Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины
Глава 80. Лечение болезни гза
Затем риши Видьяджняна изрек:
О великий риши, слушай!
Расскажу о сроках, когда болеют гза1,
ее признаках, методах зашиты, способахлечения и
предупреждения возврата [болезни].
[Сроки]. Эта болезнь нападает в восемьследующих дней
лунного месяца: четвертого, восьмого, одиннадцатого,
пятнадцатого, восемнадцатого, двадцатьвторого,
двадцать пятого и двадцать девятого.
Обследованием выявляют общие и частныепризнаки
и решают, стоит лечить или не стоит.
Общие признаки: отнимается один бок, глазнойсосуд
становится четким, бывают немота и косноязычие,
искривление рта, плач и хохот.
Различают два вида: гза огня и гза воды.
Гза огня поражает правый бок, язык становитсякороче
справа, [у больного] жар, ногти пахнутпаленым.
При гза воды поражается левый бок, языккороче слева,
все тело холодное, сухожилия стянуты2.
Если болезнь настигла человека в двадцатьдевятый день,
если сразу началась рвота и отнялся язык,
если больной не вздрагивает, когда на сердцебрызгают воду,
если он не может закрыть глаза, если емуболее
шестидесяти лет, лечи или не лечи — бесполезно.
От таких надо отказываться.
Методов зашиты два: самозащита и защитабольного.
Самозащита: носи заговоренные семена горчицы,
агат и мясо ящерицы рмигс-па, а в уме всевремя держи заклинание:
«Аум! Ба ра чакра ра ху ла сва ха!»
«Аум! Хаум! Су ли хаум тинг бри ду су су
огонь, огонь, уничтожь, уничтожь сва ха»,
иначе демон гза одолеет тебя.
Защита больного. Привяжи к нему святыемощи,
агат, сердце и кровь павлина и ворона;
завяжи смолу ватики белой и черной
и повесь на левый бок штаны вдовой женщины.
Намажь свежим маслом с «шестью хорошими»,мускусом и золой чеснока.
Во время болезни посади голубя в постельбольного,
а на ограде или на крыше дома напиши [заклинание]:
«Аум! три кхйе да бам хаум!»
Способы лечения: «заключение в тюрьму»,«пугание»,
пища, поведение, омовение, обряд чо-гадля гза.
Чтобы удержать болезнь, ее надо «посадитьв тюрьму»3.
Для этого голову больного накрой штанамивдовы
и, приговаривая ке-та4, окури дымом ватики,
дай внутрь заговоренную смолу ватики, размочивее в воде,
натри больного золой чеснока, порошкоммрамора
и глауконитовой глины, размешанных на моче,— тогда
болезнь не перейдет на окружающих.
«Пугание». При огненном гза посади больного
на корточки на границе света к тени и обпейего
несколько раз водой из семи кувшинов, асзади
пусть в это время громко затрубят в раковины.
Если больной будет убегать, возвращай наместо.
При водном гза окружи больного кострами,
и если он захочет убежать, возвращай назад,угрожая стрелами.
Если от всего этого улучшения не будет,
помести больного над дымоходом на травяной
подстилке, покрытой шелком. Когда он пошевелится,
надо сразу затрубить в раковины.
Питание. Запрети вино, старое масло и мясо,кровь;
назначай мед, свежее масло, шо, дар, все«белое».
Поведение — избегать грязи, [ритуально]«нечистого», огня и солнца,
не разговаривать, не болтать, слушать толькоприятное,
совершать омовения мочой с камфорой, безоаром,
«шестью хорошими», сандалом белым, мускусом,нардом
или — вином с этими же средствами и золойчеснока.
Очень хороши омовения из рнам-жомс и другие.
Обряд чога для гза состоит из двух [частей]—
подношения тормы и развязывания порчи.
Но перед обрядом сперва сделай чогу длянагов.
Потом две тормы — одну белую и одну красную—
с заклинаниями-дхарани, мудрами, благословлениями
поднеси планетам-гза, окуривая больногодымом
смолы ватики с мантрой «Аум ке та ке тасва ха!».
Подношение тормы сопровождай чтением дхарани.
Потом поверни больного спиной вверх,
положи на него можжевельник и руби с извинениями.
По верхнему краю сковороды с водой нарисуй
цветные изображения восьми планет-гза:
на востоке — Солнце, красное, с лотосомв руках;
на юге — Юпитер, желтый, с цветком бу-ти;
на западе — Луна, белая, с цветком кумуда;
на севере — Меркурий, желтый, с цветкомутпала;
на юго-востоке — Марс, красный, в центреогня;
на юго-западе — Рахула, черный, с кувшином;
на северо-западе — Венера, белая, с лотосом;
на северо-востоке — Сатурн, синий, с жезлом.
Эти рисунки должны отражаться в воде.
К рисункам подпиши имена и «суть»5 планет.
Привяжи к безымянному пальцу больного
«нить проклятия»6 и соедини с рисунками.
По четырем сторонам сковороды поставь посвече.
Сто раз7 прочитай: «Аум! Ке та ке та раху ла сва ха!» и перережь нить.
Сто раз прочитай: «Йак шам пхад, дур шампхад,
се шам пхад, пхаг шам пхад, пхе шам пхад,
шар шам пхад, траг шам пхад, ча шам пхад»—
это заклинания восьми планет, [соответственно]
Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Венеры,Юпитера,
Сатурна, Раху. Развяжи «нить проклятия»,разрежь и брось в воду,
Сковороду положи в глиняную посуду и киньв реку на рассвете.
Во время болезни всем восьми [планетам]совершай по очереди
обряд гза-чога.
Чтобы болезнь не вернулась назад,
начиная с седьмого дня заболевания, делайчога восьми нагам.
В ту сторону, где находится планета, выносив качестве
выкупа-глуд живого осла или голубя.
Когда больной поправится, пусть повеситна шею
камень пхалван-чолон, оникс и заговоренные
семена горчицы — болезнь назад не вернется.
«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра
тайных устных наставлений.
Тантра наставлений.
Завершилась глава восьмидесятая
«Лечениеболезни гза»
Примечания:
1 Гза (gza') — букв, «планета». Считается, что эту болезнь насылают духи восьми планет.
2 В «Вайдурья-онбо» приведен еще один способ различения двух видов болезни гза: «При гза огня, если ущипнуть ладонь, остается красный след, а при гза воды — синий».
3 По комментарию, болезнь может перейти на других людей, в том числе и на лекаря, поэтому ее надо «посадить в тюрьму».
4 Полная формула заклинания: «Аум ке та ке та сна хаум». В комментарии сказано, что ке-та — санскритское название болезни.
5 «Суть» (snying-po) — заклинание, выражающее сущность божеств.
6 «Нить проклятия» — тиб. byad-thag.
7 В комментарии рекомендуется произнести заклинание 108 раз.