Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины

Глава 78. Лечение сумасшествия

Затем риши Видьяджняна изрек:

О великий риши, слушай!

Расскажу о причинах и условиях, различиях,
признаках и способах лечения сумасшествия.

Причины. Упадок сил духа и сердца, горе,
заботы ума, чрезмерное напряжение души,
неподходящее питание и образ жизни, кознидемонов глон
вызывают возбуждение доша. Они занимают
места, по которым проходят пути сознаниярнам-шес.

По этой причине меняется путь виджняны,
слабеет память и наступает сумасшествие1.

Различают семь видов сумасшествия: вызванные
ветром, слизью, желчью, сочетанием доша,горем, ядом и демонами.

Признаки. При сумасшествии от ветра — сохнетмясо,
пенистая рвота, болтливость, плаксивость,
покраснение глаз, [возбуждение] после еды;
при сумасшествии от желчи — больной озлоблен,лезет драться,
глаза и моча желтые, его тянет к холодному,
ему мерещатся огонь и звезды (искры);
при сумасшествии от слизи — тошнота, молчаливость,отсутствие аппетита,
сонливость, обильное слюнотечение и сопливость;
при сумасшествии от сочетания всех доша— признаки разные;
при сумасшествии от горя — возбуждениепри воспоминании о потерях;
при сумасшествии от яда — бледность, слабость,путаница в мыслях;
при сумасшествии от демонов — больной похожна вселившегося демона.

Способы лечения двух видов: общие и частные.

Первый вид. Чтобы прочистить пути виджняны,назначай
массаж, ванны2, рвотные, слабительные,кровопускания;
приготовь «Успокаивающее лекарственноемасло» из ха-ри-ну-ки3,

«трех плодов», сосны, цветов мытника, барбариса,
куркумы культурной, листьев и древесинысолодки,
донника душистого, костуса, малины,
бутонов и тычинок бомбакса, цветов рододендрона,
кассии трубчатой, прутняка, кардамона среднего,
ломоноса, меконопсиса цельнолистного, сандала,
змееголовника, граната, можжевельника истарого масла.

Это масло усиливает потенцию, помогаетзачать,
дает телу дородность и подавляет сумасшествие.

Частные способы лечения. При болезни ответра
сделай масло борца Фишера: возьми одиншо
борца, замочи в вине и высуши; шесть частей
миробалана хебула кипяти в вине, пока неостанется только порошок,
оба [компонента] брось в кипящее масло,добавь

«шесть хороших» и патоку. Однако, не знаядозы,
времени назначения, можно убить больного4.

Или сделай «Гаруду-5» с добавлением равногоколичества мускатного ореха.

Начинать печение надо с одной пилюли икаждый день
дозу увеличивать на одну.

Давай масло мускатного ореха, масло изкостей,
прошлогоднее мясо и масло, крепкое вино,
порошок из миробалана хебула, «трех горячих»,
перца красного, кориандра, айована, краснойсоли, морской соли и патоки.

Делай прижигание и ставь иглы в точке ветра5.

При болезни от желчи очищай клещевиной,
молочаем дур-бйиа, момордикой кохинхинской,
миробаланом хебула и перцем длинным.

Назначай порошок из сверши, девясила высокого,
костуса, адатоды, пикроризы, шафрана иэмблики;
открой сосуды сердца, приготовь масло сверции;
корми бараниной, свежим мясом верблюжонка.

При болезни от слизи вызови рвоту масломиз бодяка,
гедихиума, коровьего масла и молока;
лечи грубой пищей, лекарствами, прижиганиеми иглоукалыванием.

При лечении болезни, вызванной сочетаниемдоша, используй все средства.

Сумасшествие от горя лечи религиозным учением,
беседами6, общением с друзьями, пусть больномудают все, что он хочет.

Сумасшествие от яда лечи пилюлями из куркумыароматной,
борца разнолистного и красного,
риал, щитовника, куркумы культурной и мочи.

Если сумасшествие идет от демона, окуривайдымом
мочи, помета, желчи, шерсти и шкуры
кошки, козла, совы и лисы.

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра наставлений.

Завершилась глава семьдесят восьмая

«Лечение сумасшествия»

Примечание:

1 Механизм заболевания представляется, согласно «Вайдурья-онбо», так: в центре восьмилепесткового лотоса сердца находится царь-авадхути толщиной с конский волос. У него шесть отростков-дхути: по одному на четыре стороны света, вверх и вниз, середина полая. Верхний дхути зеленый, нижний — синий, восточный — черный, южный —красный, западный — желтый, северный — белый. По переднему восточному дхути двигается виджняна ушей, по южному правому — виджняна глаз, по западному заднему —виджняна носа, по северному левому — виджняна языка, по верхнему — виджняна тела, по нижнему — виджняна души (йид). Если демон через передний сосуд перейдет в нижний, то он закроет пути души, и она изменит направление своего движения.

2 Назначается ванна из «пяти амрит» или костного отвара.

3 Ха-ри-ну-ка — здесь определяется как девясил.

4 Назначают на голодный желудок кусочек этого масла величиной с плод миробалана, затем постепенно увеличивают дозу.

5 В комментарии указаны следующие точки ветра: точки первого, шестого и седьмого позвонков, точка «граница между черной и белой [диафрагмой]» и точка темени.

6 Примеры этих бесед с цитатами из буддийских канонических сочинений см. в «Вайдурья-онбо».


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека