Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины

Глава 77. Лечение болезней, вызванных бйунг-по

Затем риши Маносиджи обратился с просьбой:

О великий риши!

Как лечатся болезни, вызванные демонамиглон?

Пусть Исцелитель расскажет нам об этом!

Учитель Видьяджняна изрек:

О великий риши, слушай!

Расскажу о пяти видах болезней, вызываемыхдемонами глон, —
это болезни от бйунг-по, от демона сумасшествия,
от демона потери сознания, от гза-гдони клу-гдон.

У болезней от бйунг-по есть причины, условия,
различия, признаки и способы лечения.

Причины и условия. Эти болезни настигаютлюдей,
постоянно творящих греховные деяния,
тех, кто живет в одиночестве без близкихи друзей,
тех, кто пренебрегает положенными жертвоприношениями,
людей, объятых горем или совершивших неосмотрительные
деяния телом или языком.

Признаки. Бйунг-по и ми-ма-йин проникаютв тело
и язык человека и изменяют его поведение.

Различают восемнадцать великих демоновглон — это лха,
лха-мин, дри-за, клу, гнод-сбйин,ц ихангс-па,ша-за,
срин-по, йи-дагс, грул-бум, бйад-стемс,ро-лангс,
мцхун-лха, гйенг-бйед, ламы, старцы, риши,сиддхи.

[Общим] признаком вселения этих глон являютсяизменения
ума, характера, речи и манер человека,
смятение и суета в мыслях и в душе,
скольжение ума по поверхности явлений.

В частности, одержимый лха говорит на санскрите,
речь у него приторно-слащавая, спит онмало,
лицом ясен и чист, очень любит украшаться,наряжаться.

У одержимого лха-мин появляются пристрастия
к мясу и вину, он смотрит искоса, делаетсязлобным,
горделивым, хвастливым, сильным и ловким.

Одержимый дри-за любит благовония, ароматы,
наряды, украшения, танцы и песни, все красивое,
особенно же он любит украшаться красным.

Одержимый клу отличается ярким цветом лица,
красными выпученными глазами, любит красноеи белое,

«жует язык», предпочитает спать на животе.

Одержимый гнод-сбйин увлекается поискамикладов,
говорит шепотом о каких-то тайнах, любитесть рыбу,
ненавидит лекарей и брахманов.

Одержимый цхангс-по, вскрикивая «О!», читаетшастры,
бьет и истязает себя, хохочет и ругается.

Одержимый срин-по становится очень сильным,
говорит одни грубости, предпочитает всекрасное.

У одержимого ша-за злобное лицо, он сквернословит,
временами теряет сознание, беспричинноплачет и говорит бессвязно.

Одержимый йи-дагс ведет себя как [демон]йи-дагс -
всех боится, трясется так, что даже естьне может.

У одержимого грул-бум темное лицо,
медлительные движения, отеки яичек.

Одержимый бйад-стемс бегает голым с палкой.

Одержимый гйенг-бйед много пьет, убегаетв одиночку в безлюдные места.

Одержимый ро-лангс говорит истину, многоспит,
любит украшения, трясется всем телом.

У одержимого мцхун-лха сохнет во рту, глазаполузакрыты,
он все время старается прикрыть одеждойлевый бок.

У одержимых ламами, риши, старцами и сиддхи
появляются соответствующие изменения вповедении
и в пищевых пристрастиях1.

Если эти больные бегают с детьми и подростками,
ходят голыми с всклокоченными волосами,не ведают
покоя ни умом, ни душой, если с началаболезни
прошло уже много времени2 , — они неизлечимы,откажись.

Способы лечения. Бйунг-по усмиряют чтениеммантр,
жертвоприношением торма, огненными жертвоприношениями,
чтением канонических трактатов, созерцанием,йогой
и стяжанием двух собраний.

Бйунг-по разбегаются от окуривания больногодымом
равных частей малины, сандала, перьев павлина,
нарда, аира, ферулы, змеиной шкурки,
гороховой мякины и мышиного помета.

От них можно быстро избавиться, если даватьвнутрь,
капать в нос или натирать все тело больного

«Отпугивающим лекарственным маслом», приготовленным
из сандалов красного и белого, сафлора,«трех плодов»,
кардамона настоящего, малины, барбариса,сосны,

«трех горячих», пижмы, ластовника, корицы,пикроризы,
ветиверии, куркумы культурной, змееголовника,
живокости Брунона, можжевельника, ломоноса,костуса,
донника душистого, борца разнолистного,
винной гущи, реальгара, «шести видов мочи»и масла.

Полезно читать дхарани снгагс-риг-грвалига и делать им жертвы,
жертвовать храмам тормы и драгоценности,
благовония, зерна, цветы, рисовое винои сладости,
а ламам, риши, сиддхи и старцам — молочныепродукты.

Тормы для лха выносят на север, для лха-мин— на запад,
для дри-за — на пересечение коровьих тропинок,
для клу и мцхун-лха — на берега водопадов,
для гнод-сбйин — на места слияния двухрек,
для цхангс-па — на восток, для срин-по— на перекресток дорог,
для ша-за — на запад в какой-нибудь заброшенныйдом.

Время подношения тормы, огненного жертвоприношения,
назначения лекарств и окуривания больногоопределяй
в зависимости от вселившегося в него демонагдон.

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра наставлений.

Завершилась глава семьдесят седьмая

«Лечение болезней,вызванных бйунг-по»

Примечание:


1 «Вайдурья-онбо» дает дополнительную информацию по диагностике этих заболеваний: «Лха вселяются в человека в первый и тринадцатый дни новолуния, лха-мин —в тринадцатый день новолуния и двенадцатый день второй половины месяца, дри-за —в четырнадцатый день первой и в тринадцатый день второй половины месяца, клу —в пятый день первой половины, гнод-сбйин — в седьмой и одиннадцатый дни первой половины месяца, цхангс-па — в восьмой и пятнадцатый дни новолуния, [демоны] от срин-по до мцхун-лха нападают в первый, девятый и одиннадцатый дни первой половины, еще мцхун-лха нападают по нулевым, девятым и одиннадцатым дням первой половины месяцев. Ламы, риши, старцы и сиддхи настигают людей в остальные дни».

2 Болезнь считается неизлечимой, если прошло больше года от ее начала.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека