Библиотека
Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины
Глава 73. Лечение болезней, вызванных детскими демонами
Затем риши Видьяджняна изрек:
О великий риши, слушай!
Расскажу, как узнавать болезни, вызванные
детскими демонами, и о способах их лечения.
Сперва о видах демонов, признаках болезней,
о болезнях трудноизлечимых и легкоизлечимых.
Их виды: пять демонов и семь демониц —воплощений
Скем-бйед гжон-ну гдонг друг — итого ихдвенадцать.
Признаков болезней два вида: общие и частные.
Общие. Лети постоянно плачут, вздрагивают,стонут,
плохо спят, часто зевают, прикусывают нижнююгубу,
царапают мать, выталкивают изо рта сосок,
выгибают шею, закатывают глаза, их рветпеной.
Частные признаки одержимости пятью демонами.
Если в ребенка вселился Скем-бйед, ребенокзапрокидывает головку,
один глаз слезится; он потеет, стискиваетзубы,
икает, хватается руками за попку, не береггрудь, шея тугоподвижная.
Если [вселился] Са-га — бессонница, слабаяпамять, пенистая
рвота, ребенок кусает сосок и язык, смотритв небо.
[Если вселился] Луг-гдонг — пучение живота,понос, рвота, кашель,
покраснение глаз, дрожь в руках и ногах,
ребенок стонет, сжимает кулачки.
[Если вселился] Кхйи-гдонг — дрожь, пот,рвота, обильный понос,
ребенок зажмуривает глаза, сучит ногами.
[Если вселился] Йи-драгс — рвота, понос,кашель, вздрагивания,
зевота, чувство горечи во рту, усыханиемяса.
[Признаки] болезней от демониц. Бйа-гдонгвызывает жар, понос,
сыпь на нёбе, ребенок кривит язычок;
Срул-мо — понос, рвоту, икоту, сильнуюжажду;
холодная Срул-мо — дрожь, урчание тонкойкишки,
ребенок косится, одна сторона тела у негогорячая, другая — холодная;
слепая Срул-мо — глазки тусклые, отечные,
понос, рвота, жар, кашель, отказ от груди;
Бжин-ргйас — лицо у ребенка яркое (букв,«красивое»),
жар, аппетита нет, на животе темная сетьсосудов;
Нам-гру — сперва понос массами синего цвета,
потом икота; кривится ротик, жар и бледность.
Нам-гру-скем-по — жар, выпадение волос,
разноцветный понос, у ребенка слабеет голос.
Есть два посла лас-мкхан, это — Ргйал-пои Бсен-мо.
Если ребенка схватит Ргйал-по, он вздрагивает,
дрожит, закатывает глаза, плачет на рассвете;
если схватит Бсен-мо — у ребенка угнетенныйвид, жар.
Если болезнь излечивается плохо, это значит,
что демоны хотят отнять душу ребенка илитребуют выкуп.
Если ребенок родился под плохой звездой,
родился лицом вниз, родился в полночь,
если небо у него почернело и нагнаивается,
если ребенок отказывается от груди, плачетночью,
если у него разноцветный понос — это значит,
что демон хочет взять его душу и лечитьтакого ребенка будет трудно.
Если у ребенка сохнет рот, он облизываетгубы,
хочет есть и пить, но не может — это значитдемон
требует выкуп глуд и печение будет легким.
Способов лечения два: мягкий и жесткий.
Первый. Лечат, успокаивая демона выкупомйас-глуд
и подношением ему тормы.
Далее [важны] место пребывания, купание,натирание,
амулеты, окуривание, лекарства и питание.
Ребенка держать в уединенном помещениибез демонов,
предварительно разогнав тамошних гегс.
Купать и мыть его в воде с кассией трубчатой,сосной,
осокой, понгамией, азадирахтой, алтеем.
К трем местам1 привязать аир, драгоценностии рог носорога.
Окуривать свечками из костей, шкуры и шерстибыка
с кошачьим пометом, козьим пухом, белойгорчицей,
человеческими волосами, перьями павлина,пикроризой,
гороховой мякиной, ячменем со-ба, старыммаслом,
пометом летучих мышей, ветиверией, кедром,
осокой, шиповником, азадирахтой,
смолой ватики, двумя видами малины и козлиноймочой.
Назначают масло из «пяти корней», корнейсосны,
сыти, перца красного, трех горячих, витании,
солодки, пузырницы, пории, сосны,
ластовника, прутняка, корней перца длинного—
внутрь и наружно в виде натирания. Оноподавляет
демонов гдон, дает «цвет», «силу», огненноетепло.
Пища: запрещаются мясо, вино, кровянаяпохлебка;
назначаются «три белых». Совершают обрядычха-гсум,
подношения тормы, чхаб-гтор-ма, читаютвеликие заклинания гра-лнга.
И демоны, требующие тормы, будут удовлетворены.
Если они этим не насытятся, дави их жесткимидхарани, огнем и чакрой.
«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра
тайных устных наставлений.
Тантра наставлений.
Завершилась глава семьдесят третья
«Лечениеболезней, вызванных детскими демонами»
Примечания:
1 Амулет привязывается к рукам, шее и на темени.