Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины

Глава 71. Уход за новорожденным и лечение

После этого риши Маносиджи молвил:

О великий риши! Как выучить раздел о
лечении детей? Пусть исцелитель,

Царь лекарей, благоволит рассказать!

Учитель — риши Видьяджняна изрек:

О великий риши, слушай!

Раздел о лечении детей состоит из трех[глав]:
уход, лечение [разных] болезней, печениеболезней,
вызываемых демонами гдон.

В главе об уходе три части: уход за новорожденным,
лечение болезней новорожденных, обряды,связанные с демонами гдон.

В уходе за новорожденным различают трипериода:
первый, второй и третий.

Первый период. Сразу после родов посмотрина теле [ребенка]
счастливые и несчастливые приметы,
со словами благословения перережь пуповину,
создай благоприятные причинно-следственныесвязи
и приложи к груди матери.

Благоприятные приметы — рождается, какположено,
лицом вверх1, пуповина обвивает грудь,
крик громкий, темя вытянутое, головка плотная,
большой родничок не слишком велик,
лоб высокий, тельце чистое, уши оттопыренные,
сосет сильно, вздрагивая, как от страха,—
такой ребенок вырастет легко, будет богатыми счастливым.

Если признаки будут обратные [этим]
или ребенок родится с зубами — плохо.

Приняв роды, надо благословить ребенка:

«Дитя, рожденное из сердца моего,
живи сто лет, сто осеней встречай!

Долголетия тебе, славы, победы над злом!

Достигни предела богатства и счастья!»

С этими словами перережь пуповину на длину
четырех пальцев так, чтобы кровь не капнула.

[Создание благоприятных причинно-следственныхсвязей].

Возьми ребенка на руки, обмой в воде снардом,
на языке напиши знак хаум и
капни воды с мускусом, смажь медом и маслом2.

После этого приложи к груди.

Если у матери нет молока, корми грудью
здоровой женщины хорошего происхождения,
у которой никогда не умирали дети.

Смазывай пупок маслом с костусом.

Через три дня начинается средний этап ухода:
надо молиться богу, установить его изображение,
совершить обряд почитания божества-хранителя,
приносить ежемесячную жертву, дать ребенкуимя,
проколоть уши, соблюдать [правила] ухода,
питания и режима после рождения.

О первом [подробнее]. Мирянам надо молитьсябогу, которого
они почитают, а буддийским и бонским монахам— богу,
которого они созерцают.

О втором [пункте]. Пригласить учителя ивозложить на крыше
небесный выкуп, на среднем этаже — среднийвыкуп,
в фундаменте — земной выкуп, над дверью— входной
выкуп и изображение божества. Если родился
мальчик, установить хранилище его души— стрелу,
а если — девочка, установить веретено,
на ребенка надеть чистую одежду, окуренную
дымом аира, смолы ватики и горчицы белой.

О третьем. На руки и на шею привязать заговореннойнитью
кусочек аира.

Четвертое. По фазам луны совершать ежемесячное
жертвоприношение торма и кусочков масла.

Пятое. Имя дай в честь планеты, под знаком
которой родился ребенок, или в честь бога,
или в честь родственников. Имя должно быть
благозвучным, с хорошим значением и должнонравиться близким.

Если предыдущий ребенок умер, имя этого[новорожденного]
меняют каждый месяц, пока не исчезнет опасностьот демона ери.

Шестое. В восемь месяцев прокалывают уши.

Для этого растирают мочки пальцами и посередине,
там, где тонко, вкалывают большую иглус ниткой, смазывают маслом.

У мальчика сначала прокалывают правое ухо,у девочки — левое.

Корми ребенка в это время патокой, медом,
топленым маслом, время от времени давайбульон
с маслом — он предупреждает болезни мяса.

Чтобы ребенок вырос умным, с хорошей памятью,
красноречивым и с приятным голосом
давай миробалан хебула, ферулу, «три жгучих»,
аир, девясил высокий и квасцы с молокоми маслом белой козы.

Для умножения жизни и укрепления сил теладавай ему
лекарственное масло из горчицы «белой»,аира,
морской соли, перца длинного, костуса,витании и растительного масла.

Режим. Нельзя, чтобы солнце слепило глазаребенку,
нельзя греть или остужать подошвы и большойродничок,
нельзя держать ребенка криво, нельзя заставлятьсидеть или
стоять раньше времени.

Береги его от огня, хищных птиц и зверей,заразных болезней и испуга.

Надо растирать и греть его на солнце.

Последний этап — как лечить болезни припрорезывании зубов.

Снять выкупы, совершить благодарственныйобряд.

Когда у павлина начинает расти хохолокна голове
и когда у ребенка режутся зубы,
у них нет места, которое бы не болело.

В это время, чтобы зубы росли скорее, смазывают
десны дегу из меда, череды и эмблики.

Состав из череды, мушмулы, кирказона, осоки,
се3, гороха, отвара марены, масла, сывороткиот шо
надо отварить до сгущения и добавить селитру.Этим лечат
все болезни, связанные с прорезываниемзубов.

Если первыми прорезываются верхние зубкиили
будут еще какие-то плохие приметы,
сделай огненное жертвоприношение и подсушивай.

Когда ребенку исполнится двенадцать месяцев,
надо устроить благодарственное жертвоприношение
божеству и развязать все выкупы глуд.

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра наставлений.

Завершилась глава семьдесят первая

«Уход за новорожденнымребенком»

Примечания:


1 Судя по рисункам «Атласа тибетской медицины», тибетские женщины рожают в коленно-локтевом положении, и соответственно ребенок появляется на свет лицом вверх.

2 Благоприятные причинно-следственные связи в судьбе новорожденного создавались следующим образом: обмывание в воде с нардом дает ребенку красоту, буква на языке — красноречие, раствор мускуса отгоняет от ребенка духов-сабдаков, а масло и мед с добавлением аира, мускуса и миробалана хебула должны придать ему ум, долголетие и силу.

3 Се — здесь: подофилл, горчица, шиповник.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека