Библиотека
Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины
Глава 24. Лечение брум-бу
Затем риши Маносиджи вымолвил просьбу:
Каковы причины,условия, признаки, различия,
проявленияи способы печения болезни римс, называемой брум-бу?
Пусть Царьлекарей благоволит рассказать!
В ответ былоизречено:
Причина иусловия брум-бу — общие для всех римс.
Суть болезнив том, что жар попадает в чху-сер, оттуда —
в кости, костныймозг и губчатое вещество костей,
в глубинекоторых он растет, и вылезает затем наружу
в виде высыпаний.Поэтому болезнь и называется брум-бу1.
Различаютдва вида — черную и белую [брум-бу].
Черная имееттри разновидности: отек «бычья шея»,
«засохшиекровавые клеши» и «полые медные гвозди».
У белой такжетри разновидности: «белые градины»,
«круглый,как верх шлема» и сиб-бу коб-да.
Признаки бываютобщими и частными.
Общие признаки:боли в суставах, озноб,
чувство слабости,отсутствие аппетита,
горечь ворту, бессвязная речь, утомляемость,
особенно болитголова, биение в сердце и легких,
мясо краснеети уплотняется, мурашки по телу,
рвота желчью,чувство раскалывания костей —
это первыепризнаки болезни до ее созревания.
В средней[стадии] появляется сыпь, как будто становится немного легче.
В последней[стадии] болезнь уже проявляется как черная или белая.
При отеке«бычья шея», относящемся к черной брум-бу,
сыпь наружуне выходит, зато очень сильные боли,
отекает всетело — три доша усиливают черный чху-сер.
При «засохшихкровавых клещах» на теле
темно-красныеплотные высыпания, похожие на вшей.
При «полыхмедных гвоздях» верхушки высыпаний с углублениями.
Две эти разновидностибрум-бу происходят от крови и желчи.
При них болитголова, в пульсе, моче и во внешности [признаки] жара.
При «белыхградинах» — белые твердые [высыпания].
При «круглой,как верх шлема» [высыпания] крупные и редкие.
При сиб-букоб-цe [высыпания] частые и плотные.
Эти разновидностибрум-бу происходят от ветра и слизи;
боли при них,как при чхам-па, признаков жара мало;
если они неперейдут в [черный вид], то проходят сами.
Лечение бываетобщим и частным.
Общее лечение.Сначала, пока болезнь не созрела,
открывай поры;когда болезнь созреет, выгоняй
жар изнутри;и, наконец, удаляй следы сыпи.
Об открытиипор. В полдень дай пригоршню
сгущенноготеплого отвара тиноспоры, «трех плодов»,
сверции, адатодыи бадана язычкового.
Как лекарствопереварится, проступит пот,
который надовытирать ватой и мукой.
Когда порыоткроются, сыпь быстро выступит наружу.
Если болезньсильная, сделай это несколько раз.
В этой [стадии]лучше потения нет процедур.
Давай похлебкуиз дробленого ячменя с молоком,
молоко, свежийдар, вареную муку, кипяток;
и ночью иднем держи [больного] в тепле,
иначе от холодаи сквозняка сыпь уйдет внутрь.
От сочнойпиши сыпь, не выходя наружу, проникает в плотные [органы].
Если сыпьушла внутрь, дай гороховый суп или отвар.
Изгнание жарапорошками и отварами.
Сперва отваромгетеропаппуса, желтушника и щавеля
и отваромперца Бунге выведи сыпь наружу.
Жар выводятпорошками из «соков» и «камней».
«Состав изсоков». Дай белый сандал, безоар, шафран,
миробаланхебула, мускатный орех, бамбуковую манну,
мускус и рогносорога, запить снеговой водой.
«Состав изкамней». К «царям четырех разрядов»2 добавь
киноварь белую,мускус, буру и сахар, запить вином.
Дозы и числоприемов определи по силе жара и состоянию больного.
«Соки» излечиваютжар полых и плотных [органов],
а «камни»сушат и выгоняют наружу чху-сер.
Если болезньсильная, чередуй «соки» и «камни».
Если сыпьне выступает, но есть отек и озноб,
смажь отваромнал-брас3 и солодки в молоке.
Для выведениясыпи, которая вернулась вовнутрь,
и сыпи, котораяпоявилась снова, дай с сахаром
кусочек ядовитогоборца, величиной с зерно ячменя.
Как проступитпот, чередуй «камни» и «соки»,
добавив водин из них ртуть в количестве одной четверти от всего порошка.
Дозы увеличивайи назначай шесть раз в день — так вытянешь сыпь.
Когда всясыпь проступит, многие выздоравливают.
И наконец,как стирают следы от сыпи.
Если язвыгноятся и сильно мокнут, просуши
золой оленьихрогов, полыни Гмелина, касатика,
полыни йог-мои желтого коровьего навоза.
Высыпанияна подошвах и ладонях высыхают первыми.
При бессоннице,зевоте, дрожи, «легкости» сознания
и уменьшениипризнаков жара в пульсе и моче
ослабляй ограниченияв пище.
Назначай свежеемягкое топленое масло, свежее мясо и масло, мед —
сначала понемногу,потом все больше и больше.
От излишнеговина сыпь будет гноиться и зудеть,
поэтому винодавай только для запивания лекарств4.
Чтобы [больной]поправлялся быстрее, корми хорошо.
Чтобы удалить[оспины] на лице, следует мыть мочой, мазать
козьим и свинымжиром с меконопсисом щетинистым.
Частные способылечения зависят от вида болезни и входных дверей.
Печение разновидностейбрум-бу. Отек «бычья шея»
суши порошкомгороха, дожелта опаленной шкуры носорога и
шкуры со слоновьейшеи, чередуя его с обычными лекарствами.
Если отекбольшой, пусти кровь из ближних сосудов,
сделай очищениепилюлями из молочая дур-бйид,
пикроризы,салового дерева и цветков борца синего —
запивать коровьеймочой.
При «засохшихкровавых клещах» и «медных гвоздях»
давай отвариз «шести хороших», мускуса
и золы кабаньегокала с козьей кровью или же вышеописанный
состав изсоков с добавкой
сверции, ластовника,пикроризы и адатоды.
Если жар оченьсильный, добавь еще камфору.
При белойбрум-бу дай состав из камней, добавив фанат и эмблику.
Если отекне сходит от лечения — смерть через семь дней;
если красныепятна не переходят в сыпь — через пять дней;
если черныелепешки не нагнаиваются — через девять дней.
Больной можетумереть от сильного ограничения в пище
при «белыхградинах» и от повторного проявления сыпей.
Лечение взависимости от входных дверей.
При попаданиив сердце — безумие, дрожь, пугливость;
дай составиз соков с добавкой камфоры.
Если безумиене пройдет, [больной] умрет.
При попаданиив легкие — частый кашель, колющие боли, гнойная мокрота;
дай составиз соков, добавив термопсис и солодку.
Если не поможет,больной умрет от закупорки горла.
При попаданиив печень краснеют глаза и колет над печенью;
дай составиз соков, добавив медвежью желчь, мумие и
кашмирскийшафран.
Если будетомрачение сознания, рвота и понос с кровью, [больной] умрет.
При попаданиив тонкие кишки — рвота и понос с желчью;
дай составиз соков, добавив марену, ластовник и горец сибирский.
Если начнетсяпонос с кровью — значит, произошло прободение полости
и [больной]умрет.
Все эти разновидностибрум-бу подавляются ртутью.
При попаданиив глаза смазывай камфорой и мускусом,
или же грудныммолоком с подофиллом, или же
смазывай медвежьейжелчью, барбарисовой кхандой,
цинком и копотьюлатуни, смешав с грудным молоком.
Корочки игрязь удаляй птичьим пером.
Промывай водойс камфорой и шафраном, прикладывай примочки
с холоднойводой.
Если брум-був глотке, ставь компресс из горячей вареной муки;
дай порошокаира, костуса и нашатыря, отвар полыни
Сиверса ижидкость, выжатую из конского навоза.
Если это непомогает, соскреби лопаточкой5 и дай этот же порошок.
Если брум-був мочевом пузыре, дай густой
отвар нашатыря,костуса, алтея и мускуса;
введи черезтрубочку чеу в мочевой пузырь
воду с нашатырем,мускусом, аиром и костусом.
Так подавляютядовитую болезнь брум-бу.
«Экстрактамриты» — восьмичленная тантра
тайных устныхнаставлений.
Тантра наставлений.
Завершиласьглава двадцать четвертая
«Лечение брум-бу»
Примечания:
1 Словарное значение термина брум-бу (brum-bu) — «оспа». Однако третья разновидность «белой брум-бу, названная здесь сиб-бу-коб-цe, по словарям идентифицируется как «корь».
2 «Цари четырех разрядов [камней]» — по одной версии, это два вида камня «спинка лягушки» и два вида минерала цхиг-тхуб, по версии «Дополнительной тантры», — камень «спинка лягушки», гематит коричневый, мрамор и кальцит.
3 Термин нал-брас (nad-'bras) означает: 1) плоды чернокорня лекарственного, 2) корочки с оспин. «Вайдурья-онбо» придерживается здесь второго значения.
4 Составы из «камней» запиваются только вином.
5 Комментарии не вносят ясность в эту фразу. Возможно, речь идет о соскребании сыпи или налета в горле.