Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины

Глава 14. Сезонный образ жизни

Затем риши Видьяджняна сказал такие слова:

О великий риши, слушай!

О том, как надо жить в разные сезоны года.

Начало и конец зимы, весна, сезон роста растений,
лето и осень — это сезоны74 с первого месяца зимы
идут друг за другом по два (месяца).

Скад-чиги, тханг-чиги, йуд-цхамы75
превращаются в сутки, месяцы, сезоны и в год.

В середине лета и зимы с разницей три — восемь
дней солнце меняет свое направление,
три сезона оно идет к югу и три — на север.

Когда день и ночь сравниваются, бывают
равноденствия.

Через восемнадцать дней появляется гром и исчезает76.

В последний месяц зимы и (пять других),
когда солнце движется к северу,
усиливаются «острые», «горячие» и «грубые».

Силой и действием ветра и солнца
качества Луны и Земли убывают.

В это время увеличиваются силы жгучего, терпкого,
горького (вкусов),
а силы людей отнимаются с каждым днем.

В сезон дождей, когда солнце идет к югу,
силы вновь прибывают.

Луна вступает в полноту своей прохладной силы,
а солнце на убыль идет.

Дождями и ветрами жар укрощается,
растет сила кислого, соленого и сладкого вкусов.

Зимой надо есть много, летом — мало, весной и
осенью — умеренно.

Итак, рассказано о двух периодах движения солнца.

А сейчас о том, как жить по сезонам.

В начале зимы от холода закрываются поры,
прибывает сила огня, возбуждается ветер,
и если есть в это время мало, то силы тела убудут.

Поэтому опираться нужно на три первых вкуса.

Ночи длинные, можно до утра проголодаться,
а это вызывает упадок сил тела,
поэтому надо натираться кунжутным маслом,
есть мясо, супы, «маслянистое», жирное,
носить постоянно меховые одежды и сапоги,
третьей грелкой, у огня, на солнце,
жить в двухэтажных земляных домах.

В конце зимы холода усиливаются,
поэтому описанный образ жизни является наилучшим.

Зимой в груди собирается слизь, и
весной, когда от тепла солнечных лучей
внутреннее тепло ослабевает,
слизь приходит в движение.

Нужно зимой есть пищу трех последних вкусов,
старый ячмень, мясо из засушливых мест, мед,
пить кипяток, отвар имбиря, вести «жесткий» образ
жизни,
принуждать себя к усилиям, обтираться, чтоб слизь
удалить.

В период роста (растений) солнце очень жаркое, оно
похищает силы. Надо есть сладкое, маслянистое,
«прохладное»,
соленое, жгучее, кислое. Тяжелый труд на солнце
противопоказан.

Хорошо обмываться прохладной водой, пить
разбавленное вино,
в тонкой одежде сидеть в прохладном доме, вдыхая
аромат,
пли в тени деревьев под ветерком.

Летом тучи в небе, набухшие водой;
от ветра и холода испарения земли и муть воды
угнетают огонь, поэтому прибегай к тому, что
порождает тепло.

Ешь пищу трех первых вкусов, горячее, жирное и
прочее.

Пей чан из засушливых мест, живи на верхнем

(этаже) дома в тепле.

В летнюю прохладу лучи солнца могут вдруг тело
побеспокоить
и привести к накоплению желчи, которая осенью
придет в движение.

Чтоб ее усмирить, ешь сладкое, горькое и терпкое,
носи одежду, пропитанную запахом камфоры, сандала,
ветиверии,
а в доме разбрызгивай воду (с благовониями).

Короче говоря, летом и зимой ешь и пей «теплое»,
весной— «грубое», осенью и в период роста — ,
«прохладное».

Летом и зимой три первых вкуса желательны,
весной — три последних, в сезон роста — сладкое,
а осенью — сладкое, горькое и терпкое.

Осенью и весной хороши слабительные и рвотные,
летом — клизмы,
при нехватке, избытке и неверности прибегай к ним.


Экстракт амриты — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений. Тантра объяснений.

Глава четырнадцатая. Сезонный образ жизни.

Примечания:

74 Год в данном случае делится на шесть сезонов, состоящих из двух месяцев. Год начинается с первого месяца зимы.

75 Скад-чиг, тханг-чиг, йуд-цхам — буквальное значение всех грех терминов «мгновение». Единицы времени в «Вайдурья-онбо» даны по разным системам отсчета, принятым в «Маньчжушри-мула-тантре», «Абхидхарме», «Аштанга-хридая-самхите». Согласно традиции последнего трактата, 121 мгновений мысли составляют один скад-чиг; три скад-чига равны одному вдоху и выдоху; шесть вдохов и выдохов составляют один чху-сран; 60 чху-сранов равны одному чху-цходу; 60 чху-цходов составляют сутки. В пульсовой диагностике считается, что за вдох и выдох пульс в среднем делает, пять ударов.

76 Через восемнадцать дней после весеннего равноденствия начинает греметь гром, и через восемнадцать дней после осеннего равноденствия гром перестает греметь

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека