Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины

Глава 3. Об основах болезней

Затем риши Маносиджи обратился к риши Видьяджняне: «О Учитель, риши Вадьяджняна, как выучить нам из „Чжуд-ши» „Тантру основ»? Пусть исцелитель, царь лекарей, нам расскажет». Тогда воплощение души, риши Видьяджняна, произнес такую речь:
О великий риши Маносиджи, сначала учат место
«краткоеизложение» «Тантры основ».
Оттрех корней отходят девять стволов,
на них растут сорок семь ветвей,
листьев распускается двести двадцать четыре,
ярких цветов и плодов созревает пять.
Воткраткое изложение «Тантры основ»40.
Аесли рассказать о ней подробно, то
(главное)— это тройка: болезни, силы тела и
нечистоты.
Оттого, находятся ли они в обычном состоянии или
изменились,
зависит,быть телу или ему разрушиться.
Болезней три — ветер, желчь и слизь.
Держатель дыхания, Бегущий вверх, Проникающий,
Ровный огонь, Очищающий вниз — (пять видов ветра).
Переваривающая,Цвет изменяющая, Претворяющая,
Дающая зрение, Ясный цвет — (пять видов желчи).
Опора,Разлагающая, Вкусовая, Насыщающая,
Соединяющая — (пять видов слизи).
Прозрачный сок, кровь, мясо, жир, кости,
костный мозг, семя —
эта семерка называется «телесные силы»;
три нечистоты — это кал, моча, пот.
Итого перечислено двадцать пять.
Есть еще тройка — вкусы, свойства, образ жизни.
Если они будут сосуществовать, то будут расти,
а в противном случае — будет вред для всех.
Причин,порождающих болезни, три.
Условий,благоприятствующих им, четыре.
Входных дверей — шесть, войдя через них, (болезнь)
располагается в верхней, средней или нижней части
тела.
Дорогпродвижения болезни — пятнадцать.
Возраст,климат и время имеют девять (особенностей).
Плоды(болезней) созревают в виде девяти недугов,
прерывающих жизнь.
Сочетанийв состоянии болезней — двенадцать.
Вкратце(все болезни) сводятся к двум: жару и
холоду.
Итогоболезни, которые лечатся, имеют
63 (положения).
Страсть,гнев, невежество — эта тройка
(соответственно)
являетсяпричиной, порождающей ветер, желчь, и
слизь.
Время,демоны, питание, образ жизни — это четыре
условия,способствующие накоплению или истощению
болезней.
Болезнипо коже разбрасываются,
в мясе распространяются,
пососудам разбегаются, в кости втыкаются,
наплотные (органы) падают, в полые —
проваливаются.
Слизьопирается на головной мозг,
находится наверху,
желчьопирается на диафрагму, находится в середине,
ветеропирается па крестец, поясницу, находится
внизу.
Кости,уши, осязание, сердце, дыхание,
толстаякишка, кровь, пот, глаза, печень, желчный пузырь,
тонкая кишка,
прозрачныйсок, мясо, жир, костный мозг, семя, кал,
моча,
нос,язык, легкие, селезенка, желудок, почки,
мочевой пузырь —
т.е. силы тела, нечистоты, органы чувств,
плотныеорганы и полые органы — эта пятерка
считаетсядорогами передвижения ветра, слизи и
желчи.
Старость— возраст ветра, зрелость — желчи,
детство— слизи, так распределяются болезни
по возрастам.
«Холод»и «прохлада»—это место ветра41,
«сухость»,«жара»— место желчи,
«влажность»,«маслянистость»— место слизи.
Болезниветра приходят в движение летом,
вечерами, на рассвете;
желчи— осенью, в полдень, в полночь;
слизи— весной, в сумерках вечерних и утренних.
Конецтрех (условий) жизни, превращение
элементов тела во врагов,
распадвсех соединений, поражение жизненно важных
мест,
затяжнаяболезнь ветра, прерывание опоры дыхания,
чрезмерныйжар, глубочайший холод,
неспособностьсил тела справиться с болезнью —
вотдевять болезней, прерывающих жизнь.
Ветер,желчь и слизь бывают спокойными и
возбужденными.
Этидва (состояния) у каждого (начала) дают
двенадцатьсочетаний.
Ветери слизь — это холод, вода;
кровьи желчь — это жар и огонь.
Глистыи чху-сер бывают и при жаре, и при холоде.
Поперечисленным здесь восьмидесяти восьми
(положениям)
можноузнать все об основах болезней. Экстракт амриты — восьмичленная тантра
тайных устных наставлений.
Тантра основ. Глава третья. Об основах болезней.

Примечание:

40 Совокупность всех теоретических понятий и основанных на них теоретических рекомендаций, составляющих систему тибетской медицины и их взаимосвязь между собой, образно представляется в виде схемы дерева с тремя корнями, девятью стволами и т. д., что облегчает запоминание и воспроизведение текста. Это дерево описано в шестой главе «Тантры основ». Здесь, в третьей главе, конспективно изложены представления о природе здоровья и болезни с точки зрения теории «трех болезнетворных начал» (т. е. ветра, желчи и слизи). Подробно этот материал рассматривается в «Тантре объяснений», и поэтому здесь примечаний не даем.

41 В кавычках здесь и далее даны термины, входящие в число двадцати свойств (см. примеч. 22). В данном случае эти термины употреблены для оценки свойств климата.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека