Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Атлас тибетской медицины

Лист 66. Объяснения

  1. "Заключительная книга". Лист 66- иллюстрации к [главе 2] "Обобщение о моче", начиная с [изображения] обследования испарений [мочи по метода ттрактата] "Лунный царь", обследования мочи [по методу] Джинамитры и Ютхокпы1 и до [мочи], к которой не возникает изменений.
  2. Обследование испарений по [методу из трактата "Лунный царь"].
  3. Юг.
  4. Запад.
  5. Север.
  6. Восток.
  7. Урожай унесен водой2.
  8. Разверзнется3 земля.
  9. Мать [человека], на которого гадают (?)
  10. Разверзнется могила.
  11. Мать [человека], на которого гадают (?)
  12. [Графа] носит имя "гора".
  13. "Пневма".
  14. "Желчь".
  15. "Флегма".
  16. Смятение всех трех [физиологических энергий].
  17. Облик [человека], на которого гадают (?)
  18. Разверзнутся небеса.
  19. Смятение всех трех [физиологических энергий].
  20. "Флегма".
  21. "Желчь".
  22. "Пневма".
  23. [Графа] носит имя "скала".
  24. Облик [человека], на которого гадают.
  25. Земля, на которой стоит дом.
  26. Земля, на которой стоит дом, даст трещину.
  27. Испарение завихряющееся и прерывистое.
  28. Вредит "великое божество".
  29. [Испарение] подобно белым скалам -
  30. вредит женский злой дух белых снегов и белых скал.
  31. [Испарение] подобно восходящему солнцу -
  32. вредит Чакравартин.
  33. [Испарение] подобно вихрю - вредят [гибридные женские злые духи] "богиня-мара".
  34. ["Взвесь"] подобна горке поджаренного зерна -
  35. вредит злой дух. вселившийся в священный объект.
  36. [Испарение] подобно тропинке,
  37. подобно лодке.
  38. подобно очагу-
  39. вредит злой дух, алчущий богатства.
  40. [Семена] белой горчицы,
  41. жемчуг-
  42. Ефедит "нага" или злой дух4, подстрекаемый бонским жрецом.
  43. В центре темно-синее [пятно] -
  44. вредит бонское божество-хранительница.
  45. В центре белое [пятно] - вредит Белая богиня по наущению черных5 бонцев.
  46. [Испарение] подобно горе с черным подножием и белой вершиной -
  47. вредит божество-хранитель.
  48. [Испарение] подобно наконечнику копья или мечу -
  49. вредит дух, которого почитали предки.
  50. (Если в испарении видны:] собака, человек, конь, ребенок - вредят злые духи дамси и "чародей".
  51. Собака.
  52. Человек.
  53. Конь.
  54. Ребенок.
  55. Дамси.
  56. "Чародей".
  57. [Если в испарении видны:] рыба,
  58. змея,
  59. лягушка,
  60. головастик,
  61. паук.
  62. скорпион -
  63. вредят "хозяин местности", нага, "опасный"6.
  64. Исследование мочи по [методу] наставника Джннамитры.
  65. Восток.
  66. Юг.
  67. Запад.
  68. Север.
  69. Исследование мочи, о котором рассказала [прославленному] Ютхок Ёндэн Гонпо дакиня Лэкьи Ванмо.
  70. Юг.
  71. Запад.
  72. Север.
  73. Восток.
  74. Графа "Божество-хранитель".
  75. Божество-хранитель.
  76. Венец, диадема.
  77. Скала.
  78. Признаки [болезни] "пневмы".
  79. [Моча] желтая, испускающая золотое сияние.
  80. Обряд умилостивления.
  81. От мочи идет свет и пар.
  82. Графа [Богиня "Защитница"].
  83. Богиня "Защитница".
  84. Признаки [болезни] "пневмы".
  85. Черное.
  86. Желто-черное.
  87. Торма.
  88. Поклонение.
  89. Обряд умилостивления.
  90. Гной.
  91. Графа "Местное божество".
  92. Местное божество.
  93. [Семена] горчицы.
  94. Прозрачная моча.
  95. Кровавые начертания.
  96. Синее.
  97. Признаки [болезни] "пневмы".
  98. "Кхорсум"7.
  99. Моление божеству.
  100. Графа "Родственники".
  101. Родственники.
  102. Скала.
  103. Подношение "де" (ритуал).
  104. Рассеченное на куски.
  105. Моча желтого цвета.
  106. Признаки [болезни] "пневмы".
  107. Синее.
  108. Сильное свечение.
  109. Графа "Сэнмо".
  110. Сэнмо.
  111. Женщина.
  112. Собака.
  113. Белая моча.
  114. Веревка.
  115. Признаки [болезни] "пневмы".
  116. Черное.
  117. Синее.
  118. Совершение [обряда] заклинания.
  119. Графа "Свирепый".
  120. "Свирепый".
  121. "Свирепая".
  122. Оружие.
  123. Кровавые начертания.
  124. Зеленовато-синее.
  125. Меч.
  126. Кровавые начертания.
  127. Красно-коричневое.
  128. Желтое.
  129. Густой.
  130. Признаки [болезни] "пневмы".
  131. Обряд усмирения [духов].
  132. Графа "Владыка".
  133. "Владыка".
  134. [Слегка разрушенный] замок.
  135. Ритуал "де".
  136. Волнение [мочи].
  137. [Моча] желтая, свечение белое.
  138. Признаки [болезни] "пневмы".
  139. Обезьяна.
  140. Графа "Предки".
  141. Предки.
  142. Замок.
  143. Гора.
  144. Признаки [болезни] "пневмы".
  145. Испарение клубится.
  146. Вихрь.
  147. Моление божеству.
  148. Графа "Личное, собственное".
  149. Лекарь.
  150. Райское дерево.
  151. Носильщик трупов.
  152. Признаки [болезни] "пневмы".
  153. Пленка [мочи].
  154. Прозрачная моча.
  155. "Лингцэ"8.
  156. Белое учение (т. е. буддизм).
  157. Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания - разбитое яйцо9.
  158. Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания - прозрачная часть и осадок вытекают одновременно.
  159. Обследование [мочи] Ютхокпинским [методом] выливания - прозрачная часть и осадок разделены (т. е. вытекают раздельно, сначала прозрачная часть, затем осадок).
  160. Способ вызвать "изменения мочи"10 [при болезнях] холода, если в ней не возникает изменений.
  161. Моча [при болезнях] холода, которая не претерпевает изменений.
  162. В мочу холода кладут горячительного лекарства:
  163. мускатный орех,
  164. кардамон,
  165. княжик,
  166. черный перец,
  167. рододендрон.
  168. Способ вызвать изменения мочи [при болезнях] жара, если в ней не возникает изменений.
  169. Моча [при болезнях] жара, которая не претерпевает изменений.
  170. Камфора.
  171. Сандал белый.
  172. Растение "башака" (адатода вазика).
  173. Растение "тикта" (сверция чирата).
  174. В мочу жара кладут прохладительное лекарство.
  175. Восток.
  176. Гандхарва.
  177. Божество огня.
  178. Ямараджа - владыка мертвых.
  179. Ракшас.
  180. Нага-мара.
  181. "Риши".
  182. Якшас.
  183. Бхута.
  184. Вишну.
  185. Лекарь произносит заклинание.

  186. Из трактата "Голубой оерилл", который разъясняет "Четверокпижие" - украшение помыслов верховного целителя. Лист 66 -иллюстрации к главе 2 "Оооощениео моче " "Заключительной книги ", к дополнению [из трактата] ^Способ врачевания. -Лунный царь- начина" г обследования испарений [моча по методу] "очищенный путь" и до выявления нага по конфигурации испарении; исследование мочи [tw методу] наставника Джинамитры; исследование мочи, о котором дакиня Лжъи Ванмо поведала Ютхок Енд.т Гоипо; рекомендации по моче, в которой не возникает изменений.
Примечания к листу 66
  1. Полное имя прославленного основателя тибетской медицины - Ютхок Ендэн Гснпо (VIII в.) в тибетских текстах часто употребляется в (окрашенном виде, как Югхокпа.
  2. На данной схеме не каждая графа имеет название. Три графы справа, например, соответственно называются сверху вниз: "иоле", "собственное, личное", "кладбище".
  3. На листе ошибочно написано "sko" вместо "sgo" (прим. ред.).
  4. На листе ошибочно написано '"dri" вместо '"dre" (прим. ред.).
  5. Здесь слово "черный" либо относи гея к бонцам, либо оно лишнее, во всяком случае в тексте трактата оно отсутствует (см.: ГБ, кн. IV, л. 55а, пекинское издание.- Прим. ред.).
  6. В тексте трактата указаны только "хозяин местности" и "нага" (см.: ГБ, кн. IV, л. 55а, пекинское издание.- Прим. ред.).
  7. "Кхорсум", доел, "три окружения",- образное выражение, означающее "меч, секира, стрела".
  8. В доступных нам тибетских словарях слово "лингцэ" означает "решетка, графа, таблица", тогда как изображенный здесь предмет не имеет ничего общего с ними.
  9. Т. е. сначала вытекает прозрачная часть, а осадок остается, подобно тому как у разбитого яйца сначала вытекает белок, а желток остается.
  10. Диагностика и гадание но моче основаны на наблюдении изменений, которые происходят в моче в процессе ее остывания. В случае, когда эти изменения не происходят, их вызывают искусственным путем.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека