Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Атлас тибетской медицины

Краткое содержание глав 87-89, иллюстрируемых на листе 51

Глава 87 "Врачевание "присущих" ядов"1.

Ядом называется все то, что вредит живому существу. И наоборот, все то, что полезно живому существу, называется лекарством. Следует хорошо разбираться в природе вещей окружающего нас органического и неорганического мира. Так, сильный яд аконит, если досконально знать его свойства, может быть использован как лекарство для лечения многих болезней. В то же время такой целебный продукт, как молоко, является природным ядом для змей2. Оно также может послужить причиной отравления и людей при употреблении его в пищу одновременно с продуктами , несовместимыми с молоком, как, например, с редькой.

Какова же причина появления ядов? Еще в незапамятные времена боги и асуры3 узнали, что в глубинах мирового океана находится ваза с напитком бессмертия - нектаром. Они решили заполучить эту вазу. Тогда Вишну взял в качестве мутовки гору Меру4 или Мандару. Веревкой для вращения такой мутовки послужила огромная змея, в которую обернулся святой отшельник из свиты владыки нагов. Опираясь на черепаху - аватару5 Вишну, боги и асуры начали пахтанье океана. В результате из океана сначала появилась луна, которую Махешвара (Шива) прикрепил на свою диадему, затем длинношеий конь по имени Уччайхшравас и слон Айравати - охранитель земли, которых Вишну определил своими ездовыми животными, а также волшебное древо исполненияжеланий. Это древо боги унесли в свою обитель. Далее из океана возникли богиня Лакшми и волшебная драгоценность Каустубху. Очаровательная Лакшми стала супругой Махешвары, а драгоценность Каустубху боги сделали своим общим достоянием. Некоторые, добавляет автор трактата, утверждают, однако, что еще до появления из океана луны владыка богов Брахма с силой надавил на вершину горы - мутовки и первым из океана появилось солнце.

Вслед за богиней Лакшми и волшебной драгоценностью из океана возникла обворожительная красавица. "Меня зовут Сура,- промолвила она,- что значит хмелящий напиток. Кто выпьет, тот опьянеет, безумным станет или на землю без памяти падет". Боги выпили, но асуры выпить не смогли, отчего и стали прозываться асуры6.

Пахтанье океана продолжалось, как вдруг из его глубин всплыло ужасающее рыжеволосое существо, глаза которого извергали огонь. От одного вида этого чудища одни обезумели, другие впали в беспамятство, третьи испытали муки отравления. Сам Брахма потерял сознание. Придя в себя, он вспомнил предсказание, гласящее, что перед появлением вазы с нектаром из недр океана должен появиться страшный яд хала-хала, против которого может помочь только магический слог "хум". И когда Брахма произнес этот слог, тело чудовища разлетелось на мельчайшие частицы, привнеся яд во все то, на что эти частицы попали. В брахманских же ведах, добавляет автор трактата, утверждается, что Вишну, желая спасти богов, проглотил это страшное существо и упал без памяти. Махешвара стал вытаскивать это существо из тела Вишну, но оно застряло в горле Вишну, отчего горло посинело7. Наконец, появилась ваза с напитком бессмертия. Боги и асуры собрались вместе, чтобы насладиться этим напитком. Далее в трактате "Голубой берилл" говорится буквально следующее: "Вишну, желая выпить нектар один, чтобы стать еще сильнее, пытался скрыться с нектаром в небесах". И тут же вне всякой связи с предыдущим: "Тогда Вишну швырнул свое оружие - метательный диск и отсек им голову асура по имени Раху"8. Капли нектара из глотки Раху упали на землю, и из них вырос миробалан, плоды которого являются универсальным средством от всех болезней. На землю упали и капли нектара, смешанные с кровью Раху. Из таких капель вырос чеснок (рис. 3-36).

Яд халахала положил начало множеству ядов органического мира. Все яды делятся на три большие группы: "присущие" яды, "образовавшиеся" яды и природные яды.

"Присущие" яды содержатся повсеместно во многих предметах окружающего нас органического и неорганического мира. Так, "присущий" яд свойствен многим драгоценностям, таким как : золото, медь, бронза, железо, ртуть и свинец9 (рис. 48-53). Особенно много его в ртути и свинце. "Присущий" яд , свойствен и минералам - камню "спинка лягушки"., цинковой руде, киновари, сере и т. д. (рис. 54-58). "Присущий" яд содержится во многих органических веществах, животных и растительных. Так, подобный яд содержится в мясе, где его особенно много, крови, желчи, волосках и костях животных, а также присущ многим пернатым, четвероногим и насекомым. "Присущие" яды делятся также на яды подвижные и неподвижные. К первым относятся яды, присущие представителям мира животных. Ко вторым - яды, присущие представителям неорганического и растительного мира. Яды могут передаваться лучами солнца, разноситься ветром и дымом, испарениями земли, а также через касание и пищу (рис. 44- 109). В заключение даются общие рекомендации по врачеванию отравлений "присущими" ядами.

Глава 88 "Причина возникновения "образовавшихся" ядов".

Появление "образовавшихся" ядов возможно в двух случаях. Во-первых, при одновременном употреблении в пищу несовместимых продуктов. Так, яд образуется при употреблении в пищу: грибов, поджаренных на горчичном масле, которое несовместимо с грибами; редьки, чеснока или листьев белой горчицы с молоком; рыбы с яйцами, свежим растительным маслом и редькой (см. л. 22). Яд может также образоваться, если принимать пищу тогда, когда предыдущая еда еще не переварилась. Во-вторых, яд может образоваться в продуктах, особенно мясных, в случае их неправильного хранения. Так, только что приготовленное, горячее мясо нельзя долго хранить в плотно закрытой кастрюле; нельзя хранить мясо, загрязненное молочными, кислыми или сладкими продуктами, и так далее (рис. 114-131). В заключение главы даются общие рекомендации относительно врачевания отравлений "образовавшимися" ядами.

Глава 89 "Природные яды".

К природным ядам относятся яды растительного и животного происхождения. К растительным ядам относятся различные ядовитые растения , как, например, разновидности аконита. К животным природным ядам относятся ядовитые животные и насекомые: ядовитые змеи, скорпионы, ядовитые пауки, а также бешеные животные (рис. 133-147). В заключение главы даются некоторые рекомендации по лечению отоавлений поиполными ядами.

Пояснения к тексту

  1. "Присущие" яды - ядовитые компоненты, содержащиеся, по представлениям тибетцев, во многих органических и неорганических веществах.
  2. В Тибете существует поверье, что молоко ядовито для змей.
  3. Название класса существ, извечно враждующих с богами-небожителями.
  4. В древнеиндийском сказании, которое легло в основу данного рассказа о пахтанье океана, говорится, что мутовкой была избрана гора Мандара, гора же Меру является центром мироздания и обителью богов.
  5. Аватара - будд, воплощение.
  6. Что значит "не-суры", поскольку слог "а" в санскрите является частицей отрицания. Автор трактата приводит здесь неправильную этимологию слова "асура", имевшую хождение в его время.
  7. Автор трактата искажает древнеиндийское сказание, в котором говорится, что Шива (Махешвара), а не Вишну, желая помочь пахтавшим океан, проглотил страшный яд халахала, отчего его шея посинела, и с тех пор Шива носит эпитет "Синешеий".
  8. См.: ГБ, кн. IV, л. 482а, монгольское издание. Здесь налицо явное, к тому же нелепое искажение древнеиндийского повествования, в котором говорится, что боги и асуры совместно достали вазу с нектаром, но асуры, извечно враждовавшие с богами, украли вазу и решили выпить нектар сами. Тогда Вишну, приняв обличие прекрасной женщины, ослепившей асуров своею красотой, выкрал у них вазу с нектаром и принес ее назад богам, которые поочередно начали пить нектар, обретая бессмертие. Асура Раху, под видом божества, также приготовился отведать нектар, но богини Солнце и Луна, узнав асура, указали на него Вишну, который швырнул в Раху метательный диск и отсек ему голову. Однако тот успел взять в рот нектар, поэтому его голова обрела бессмертие. Пылая ненавистью к выдавшим его богиням, говорит сказание, голова Раху от случая к случаю заглатывает солнце и луну, отчего на земле происходят солнечные и лунные затмения.
  9. К драгоценностям причисляются здесь и недрагоценные, на наш взгляд, металлы. Интересно, что в этом перечне отсутствует серебро.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека