Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Атлас тибетской медицины

Краткое содержание главы 20, иллюстрируемой на листе 27

Лист продолжает изображение лекарственных компонентов разряда трав, начатое на листе 25, и содержит 108 рисунков различных видов и разновидностей травянистых растений в той последовательности, в которой они перечислены в тексте главы 20. Следует отметить, что, отмечая целебные свойства растений, автор не говорит, за очень редким исключением, какая именно часть растения (корень, листья, семена и т. п.) используется для приготовления лекарственных составов, не называет при этом и конкретных недугов, ограничиваясь общим указанием сферы действия того или иного растения. Так, первое из изображенных растений, называемое "овечья челюсть" (зопник), используется при врачевании жара груди и простуд. Следующие два растения (рис. 3, 5), относимые к одному семейству, применяются для лечения воспаления геморроидальных шишек. Большой желтый цветок (мак, рис. 6) используется для лечения ран и поврежденных кровеносных сосудов. "Хаво серых скал" (бадан (?), рис. 7) помогает при отравлениях, болезнях самсеу и почек, способствует прекращению кровавого поноса и заживлению ран. "Царица с мечами" (адиантум, рис. 8), обитающая в расселинах скал, принадлежит к семейству ароматных растений, называемому "благовоние скал". Ее мечевидные листья, украшенные желтыми точками, используются для подсушивания гноя, заживления ран и укрепления хрящей. "Китайское благовоние" (донник душистый, рис. 9) врачует лихорадочные состояния при отравлениях1, таким же целебным свойством обладает и растение "благовоние лугов" (нард индийский, рис. 10), кроме того, оно славится как средство против болезней, чинимых злыми духами. "Благовоние вкуса нектара" (коптис китайский, рис. 13) и "синее облако" (василистник, рис. 14), относимые к одному семейству, подсушивают гной, заживляют раны, снимают жар внезапно возникших лихорадочных состояний. "Гуцю" лучший (хохлатка, рис. 15) и "гуцю" худший (сверция Кинга, рис. 16) обладают одинаковыми свойствами - заживляют раны и снимают кишечные колики. Лучшее из них, говорится в тексте, имеет большой корень. Художник же не только изобразил большой корень, но и добавил ремарку, что произрастает оно в Восточном Тибете. Три разновидности растения : "бампо" (тысячелистник обыкновенный, рис. 17-19), что значит "опухший, загнивший" , используются для лечения нарывов, нагноений, внутренних опухолей. Цветок "бараний глаз" (астра алтайская, рис. 20) помогает при отравлениях и лихорадочных состояниях. "Его венчик похож на венчик голубого лотоса с центром, подобным бараньему глазу". Растения на рисунках 21-23, 25, обладая одинаковыми,целебными свойствами, входят в семейство "кхэнпа". Они используются как кровоостанавливающее средство, а также как средство, помогающее при опухании (отеках) рук и ног. Кроме того , "кхэн" белый (полынь) используется для лечения почечных заболеваний и при процедуре "набирания соков" (см. л. 52). Лечебные свойства растений , изображенных ниже, связаны с врачеванием "желтой воды" и отеков (рис. 24, 26); почечного жара и лихорадочных состояний (рис. 27); лихорадок и болезней "желчи" (рис. 28-29); пищевых отравлений (рис. 34-36); задержания мочи и поноса (рис. 41-43); жара легких и печени (рис. 37-40); ран (рис. 42) и т. п. На рисунках 91-96 изображены растения семейства "мощная рука" (ятрышник), чьи корни несколько напоминают человеческую руку, постепенно теряющую свою конфигурацию , от многопалой до однопалой, что как бы символизирует ухудшение лечебных свойств растений, заключающихся в укреплении физической силы организма и семени. Рисунки листа завершаются изображением двух разновидностей растения семейства "цзява" (горичник), врачующих все болезни холода "флегмы" и желудочные заболевания.

Пояснения к тексту

  1. По всей вероятности, слово "отравление" используется в тибетской медицине в самом широком смысле для обозначения внезапного недомогания, связанного с повышением температуры.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека