Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Атлас тибетской медицины

Краткое содержание главы 4, иллюстрируемой на листе 3

Глава 4 "Диагностирование заболеваний".

Глава посвящена в основном видам диагностирования, симптомам, которые сопровождают расстройства (дисбаланс) трех основных физиологических энергий, а также факторам, вызывающим эти расстройства.

Диагностирование, говорит нирманический наставник Рикпэ Еще, обращаясь к риши Илэ Кье, является тем средством, с помощью которого врач получает сведения о внешнем и внутреннем состоянии организма пациента. Оно состоит из трех последовательных этапов: осмотра, прощупывания пульса и опроса, что схематически можно представить в виде основания дерева, символизирующего диагностирование в целом, с тремя отходящими от него стволами.

Осмотр, главным содержанием которого является обследование языка и мочи пациента, представлен на листе стволом с изображением врача, осматривающего больного. На этом стволе две ветви с тремя листами каждая. Первая ветвь содержит характеристики наружного вида языка при дисбалансе "пневмы", "желчи" или "флегмы". При дисбалансе "пневмы" язык красный, сухой и шершавый. При дисбалансе "желчи" язык покрыт плотной пленкой светло-желтой слизи. При дисбалансе "флегмы" язык белесый, мягкий и влажный.

Вторая ветвь содержит характеристики внешнего вида мочи при расстройствах "пневмы", "желчи" или "флегмы". В первом случае моча подобна воде и содержит много пены. Во втором случае моча имеет оранжевый цвет и испускает зловонные испарения. В последнем случае она светлая, с незначительным неприятным запахом.

Средний ствол символизирует прощупывание пульса. Его ветви и листья содержат характеристики пульса при расстройстве той или иной физиологической энергии. При дисбалансе "пневмы" пульс пустой, временами пропадает. При дисбалансе "желчи" пульс очень частый и сильный. При дисбалансе "флегмы" пульс редкий, слабый, едва прослушивается.

Правый ствол символизирует опрос больного. Здесь дается перечень факторов, которые могут вызвать расстройство той или иной физиологической энергии, а также указываются симптомы, сопутствующие этому расстройству. Так, дисбаланс "пневмы" может быть вызван малокалорийной ("легкой") или грубой пищей, а также недосыпанием, длительным пребыванием на холоде, душевными страданиями. Симптомами1 дисбаланса "пневмы" являются: зевота, дрожь, частое потягивание, озноб, боли в пояснице, костях и суставах, позывы на пустую рвоту и т. д. Эти симптомы, говорится далее, проявляются острее на голодный желудок. При дисбалансе "пневмы" пациенту следует рекомендовать жирную питательную пищу.

Расстройство "желчи" может быть вызвано острой и горячей пищей, спиртными напитками, а также приступами ярости или длительным пребыванием на жаре. Оно сопровождается следующими симптомами: чувством горечи во рту, головной болью, ощущением жара, охватывающего тело, и т. д. Эти симптомы проявляются острее после еды. Больному следует рекомендовать пищу, обладающую прохладительными свойствами, и пребывание в прохладном месте.

Тяжелая и жирная пища, равно как и сырость, например, длительное лежание на сырой земле, могут вызвать расстройство "флегмы". Симптомами этого расстройства являются: отсутствие аппетита, отрыжка, сопровождаемая дурным запахом, и т. д. Теплая пища может принести облегчение такому больному.

Первые две фигуры в верхнем картуше завершают изображения небесных риши. Небесные риши передали знание врачевания земным риши, показанным на рисунках. Согласно преданиям, земные риши появились задолго до рождения Будды Гаутамы. Они вели отшельническую жизнь в лесах, пустынях, на берегах рек. Земные риши могли долго воздерживаться от пищи, занимаясь созерцанием и размышлением, и славились своим долголетием.

Третья свита Владыки бериллового сияния - свита небуддистов как бы олицетворяет предбуддийский период науки врачевания, которой занимались брахманы. Эту свиту открывает "Обладатель золотого лона", что является эпитетом Брахмы. Творец вселенной Брахма возглавляет триаду верховных богов (Брахма, Вишну, Шива) индийской мифологии. В традиции тибетского буддизма Брахма - прародитель всех живых существ, отсюда и такой эпитет. Махадева, или Великое божество,-эпитет Шивы, разрушителя вселенной по индуистской мифологии; в традиции тибетского буддизма он олицетворяет беспредельные силы Дхармы. Далее изображен Вишну - сохранитель вселенной, по индуистской мифологии, также включенный в пантеон тибетского буддизма. Далее следует Шестиликий Кумара - эпитет Картики, младшего сына Махадевы. "Владыка собрания" - эпитет Слоновоголового Ганеши, индуистского бога мудрости и устранителя препятствий, также включенного в пантеон тибетского буддизма. Заключает свиту небуддистов божество Рамана, считающееся шестым из десяти воплощений Вишну.

Пояснения к тексту

  1. Тибетские врачи считают, что дисбаланс того или иного физиологического начала проявляется либо в его увеличении, либо в уменьшении, что сопровождается разными симптомами. Так, например, симптомами недугов, вызываемых увеличением "пневмы", являются похудание, бессонница, повышенная разговорчивость. Уменьшение же "пневмы" сопровождают апатия, потеря памяти, некоммуникабельность.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека