Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Атлас тибетской медицины

Краткое содержание главы 1, иллюстрируемой на листе

Глава 1 «Вступительное повествование».


Глава посвящена описанию места, где, по преданию, Будда Шакьямуни в ипостаси Верховного целителя преподал окружающей его многочисленной свите науку врачевания.

Место это, населенное мудрыми отшельниками - риши1, было создано чудотворной силой Будды. Оно находится, считают одни, неподалеку от Бодхагаи, где в свое время Великий аскет обрел просветление. Другие помещают его на западе Индии в стране Уддияна. Там, в окружении четырех гор расположен чудесный град лекарств, имя которому "Прекрасный". На листе 1 он символически представлен квадратом построек. В центре града высится великолепный чертог, возведенный из золота, серебра, белого и красного жемчуга, ляпис-лазури. Чертог украшен драгоценными лекарственными средствами, которые врачуют все четыреста четыре болезни, вызываемые дисбалансом "пне-вмы", "желчи" и "флегмы", устраняют тысячу восемьдесят препятствий здоровому состоянию организма, а также исполняют любое желание.

Это величественное здание имеет четыре портала, ориентированных по сторонам света и украшенных башенками, на каждой из которых водружен "Штандарт буддизма", знаменующий его окончательную победу. Четыре Великих царя-божества, охраняющих стороны света от врагов Учения, стоят на страже у порталов: Вайшравана, страж Севера и повелитель полубожественных существ - якшей; Дхритараштра, страж Востока и повелитель гандхарвов - небесных музыкантов Индры; Вирудхака, страж Юга и повелитель кумбхандов - уродливых карликов; Вирупакша, страж Запада и повелитель нагов2.

В центре чертога находится лотосовый престол из зеленой, желтой и белой вай-дурьи3, который поддерживают изваяния львов, павлинов и слонов. На престоле восседает Верховный целитель. Его тело цвета голубого берилла, и он именуется также Владыка бериллового сияния, поскольку яркие лучи, испускаемые им, рассеивают тьму неведения, от которого проистекают омраченность, гневливость и страсть, и вместе с тем врачуют все физические недуги, вызываемые дисбалансом трех физиологических энергий: "пневмы", "желчи" и "флегмы".

Правая рука Верховного целителя повернута ладонью кверху, что означает дарование защиты. В ней он держит плод миробалана, показывая тем самым, что защита дается от всех болезней. В левой руке - патра, или чаша нищенствующего монаха, с нектаром, обладающим способностью излечивать болезни, возвращать к жизни умерших и предотвращать старение.

Верховного целителя окружает свита, состоящая из божеств, практиковавших медицину, великих земных риши, божеств индуистского пантеона и прославленных учеников и последователей Будды Шакьямуни. Все они, стремясь постичь науку о лечении, помышляют выслушать ее от Будды.

В левом нижнем углу чертога располагаются божества, практиковавшие медицину. Их ряд открывает Владыка живущих, божественный лекарь Ньюрва, первый овладевший искусством врачевания, затем идут Ашвин, воспринявший науку о лечении от Ныорвы, Индра, усвоивший врачевание от Ашвина. Замыкает этот ряд богиня "Нектарная", получившая это прозвище после того, как, изготовив нектар - напиток бессмертия, поднесла его Будде.

В правом нижнем углу располагаются великие риши-мудрецы, пребывающие на земле, которые восприняли науку о лечении от учеников Индры - небесных риши. Земные риши прославлены своими аскетическими подвигами.

Слева сверху от Верховного целителя находятся божества индуистского пантеона, а в верхнем правом углу - прославленные бодхисаттвы4, а также ученики и последователи Будды. Среди них бодхисаттва Маньчжушри - воплощение мудрости всех будд, бодхисаттва Авалокитешвара - воплощение любви и сострадания будд, бодхисаттва Ваджрапани - воплощение их силы, преславный ученик и секретарь Будды Шакьямуни Ананда, знаменитый врач, лечивший Будду Шакьямуни, Кума-радживака и другие.

К югу от града "Прекрасного" высится гора "Проникающая", которая также называется "Гора, исполненная сил солнца". В лекарственной роще, раскинувшейся на склонах этой горы, вызревают растения, имеющие острый, кислый и соленый вкус и обладающие горячительными свойствами. Ароматом этих растений, а также целебными свойствами их корней, стволов, листьев, цветков и плодов излечиваются болезни холода.

К северу от града "Прекрасного" высится гора "Снежная", которая называется также "Гора, исполненная сил луны". В лекарственной роще этой горы вызревают растения, имеющие горький, сладкий и вяжущий вкус и обладающие прохладительными свойствами. Ароматом этих растений, а также целебными свойствами их корней, стволов, листьев, цветков и плодов излечиваются болезни жара.

На востоке расположена гора "Благовонная", где равно влияние сил солнца и луны. В лекарственной роще этой горы вызревают различные виды растения "арура" (миро-балан), обладающего универсальными лечебными свойствами. Корнями этих растений лечат болезни костей, стволами - болезни мышц, ветвями - болезни сосудов, корою - болезни кожи, листьями - болезни шести полых органов5, цветками -болезни пяти органов чувств, а плодами - болезни пяти плотных органов6. Плоды некоторых видов "аруры" (миробалан) обладают всеми шестью вкусами: сладким, горьким, кислым, соленым, вяжущим, острым.

К западу находится гора Малайя, где силы солнца и луны также равны. На этой горе растут шесть прекрасных лекарственных растений. Там, в расщелинах скал находят пять следующих видов мумиё, или минеральных смол: "золотое" мумиё, цвета красно-желтого, вкуса горько-сладкого, силы прохладной и маслянистой, лечит болезни "пневмы-желчи"; "серебряное" мумиё, цвета белого, вкуса горько-сладкого, силы прохладной и сухой, лечит болезни "желтой воды"; "медное" мумиё, цвета шеи павлина, вкуса горького, силы прохладной и легкой, лечит болезни "флегмы-желчи"; "железное" мумиё, цвета черного, вкуса горько-соленого, силы горячей и острой, лечит болезни "флегмы"; "оловянное" мумиё, цвета белого и черного, его вкус и сила подобны "железному" мумиё, но менее эффективны.

На горе Малайя собирают и пять видов минерала "цзёнши", что означает "врачующий тяжелые заболевания". Эти пять видов суть: "цзёнши" мужской -твердый и тяжелый минерал, похожий на обломки лошадиных зубов, подавляет болезни крови и "желчи", излечивает болезни, вызванные смятением всех трех физиологических энергий; "цзёнши-мальчик" - продолговатые куски белого, упругого, пластичного минерала, который образуется около горячих источников, врачует болезни "флегмы" и травмы черепа; "цзёнши" женский - находимые в расщелинах скал куски коричневого минерала, похожие на соски коровьего вымени, полезны при всех болезнях; "цзёнши-девочка" - желтый минерал с черным налетом, находимый в расщелинах скал, хорошо помогает при болезнях почек; "цзёнши" среднего рода - продолговатые куски пластичного минерала желтого, красного и белого цвета - лучшее сырье для приготовления эликсиров. Считается, что "цзёнши" мужской дает хороший эффект при лечении женских болезней, а "цзёнши" женский - при лечении мужских болезней.

На этой же горе бьют пять видов горячих источников, теплота которых проистекает от горящего угля. Источники, где уголь смешан с "цзёнши", врачуют болезни жара; с серой - врачуют болезни холода и "желтой воды"; с мумиё - врачуют болезни, проистекающие от смятения двух или трех физиологических энергий; с "цзёнши" и серой - врачуют все болезни и особенно болезни холода; с серой, мумиё и "цзён ши" - врачуют болезни жара и "желтой воды".

В ветвях деревьев лекарственных рощ, произрастающих на этих горах, обитают красивые птицы, распевающие приятными голосами, а в самих рощах водятся различные звери, дающие ценное лекарственное сырье.

Двенадцать рисунков, помещенных в верхнем картуше листа, открываются изображением "всезнающего с белым лотосом в руке", что является эпитетом далай-ламы V (1617-1682) - наиболее выдающегося государственного деятеля из всех верховных тибетских иерархов, получившего у потомков почетное прозвище "Великий Пятый".

Далее изображены шесть Верховных целителей, или Наставников врачевания, предшествовавших Верховному целителю, Владыке бериллового сияния, являющемуся ипостасью Будды Шакьямуни. Рисунки в правом верхнем углу изображают трех риши - нирманических наставников, эманированных Владыкой бериллового сияния для преподания миру науки врачевания.

Рисунки 2x-7x изображают шесть Верховных целителей, или Наставников врачевания, предшествовавших Верховному целителю, Владыке бериллового сияния (рис. 9x), являющемуся ипостасью Будды Шакьямуни (рис. 8x). Рисунки 10 x-12x изображают трех риши - нирманических наставников, эманированных Владыкой бериллового сияния для преподания миру науки врачевания. Эти нирматические наставники суть: Рикпэ Еше = эманация тела Верховного целителя (рис. 11x), Рикпэ Еше - эманация достоинств Верховного целителя (рис. 12x).

Пояснения к тексту


  1. Риши - мудрец, обладающий в силу своей святости различными сверхъестественными способностями.
  2. Наги - полубожественные существа, живущие как в воде, так и на суше.
  3. Вайдурья - общее название разновидностей берилла: собственно берилл - полудрагоценный минерал молочно-белого, желтого или зеленого цвета; аквамарин; изумруд. Иногда словом "вайдурья" обозначается ляпис-лазурь.
  4. Бодхисаттва -тот, кто достиг просветления, но добровольно не покинул сансары, или круга непрерывных рождений, чтобы указывать другим существам путь к спасению.
  5. Полые органы - желудок, толстая кишка, желчный пузырь, тонкие кишки, мочевой пузырь, самсеу, орган общий для мужчины и для женщины, в котором собирается жидкость - семя.
  6. Плотные органы - легкие, сердце, печень, селезенка, почки.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека