Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

РАССТАНОВКИ Б.ХЕЛЛИНГЕРА

О расстановках

Ученик спросил мудреца: «Скажи мне, что такое свобода?» «Какая свобода? - ответил мудрец. - Свобода бывает разная. Первая свобода - глупость. Она как конь, который, встав на дыбы, сбрасывает с себя седока. Из-за этого коню потом придется сильнее почувствовать на себе твердую руку всадника. Вторая свобода - раскаяние. Она подобна рулевому, который остается на тонущем корабле, вместо того чтобы спуститься в спасательную шлюпку. И третья свобода - познание. Она приходит к нам после гпупости и раскаяния. Она как стебель, который раскачивается на ветру, но не ломается, потому что гибок». «И это все?» - удивился ученик. Тогда мудрец ответил ему «Иные полагают, что это они сами ищут истину в своих душах. Но это Большая Душа думает и ищет через них. Как и природа, она может позволить себе заблуждаться; она беспрерывно и без труда заменяет плохих игроков новыми. Тому же человеку, который позволяет ей думать, она предоставляет некоторую свободу действий и, как пловца, позволяющего реке нести себя, выносит его общими уси­лиями на берег.

Б.Хеллингер

В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом семейных расстановок и феноменологической терапии является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей.
На расстановках мы получаем редкую возможность непосредственно наблюдать ее и сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собтвенных).
Обращаясь к расстановкам, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, воздержанию от суждений, и воспринимать реальность, которую мы наблюдаем такой какая она есть. Хеллингер в своих трудах не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И прежде всего, нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это - вот основная задача психотерапевта.
Наблюдя за семейно-системной динамикой мы невольно ловим себя на мысли, что нечто подобное встречали в других древних культурах. То, что мы понимаем о любви, о смерти, об отношении к умершим, почти дословно совпадает с тем, что можно прочесть в буддийских тибетских текстах. Хеллингер не скрывает близости своего мировоззрения к китайскому даосизму. Так же, кто знаком с ведической психологией, сразу же замечает, что в этих системах работают одни и те же порядки: Предполагается, что семья, род представляют собой систему, жизнь которой подчиняется определенным законам, определенному порядку. Нарушение этих законов приводит к утрате любви и, как следствие, к конфликтам, разводам, невозможности создать семью, болезням, ранним смертям и несчастным случаям среди членов семьи - и взрослых, и детей.
Есть важное наблюдение, лежащее в основе метода, состоящее в том, что любовь может существовать и действовать только в тех границах, в каких она поддерживает жизнь. Основное качество жизни - течение, движение. Заслуга Берта Хеллингера в том, что он заметил порядок, поддерживающий это. Любовь - это течение отношений между людьми, и она может существовать только в границах порядка, поддерживающего жизнь. Нарушение порядка жизни (а значит и семьи) ведет к уменьшению любви.

Возвращение в Реальность - тот общий итог, к которому мы должны в конце концов прийти. Само действие расстановок действуют освобождающее и исцеляющее у нас только тогда, когда мы готовы взглянуть на реальность непредвзято. Центральной темой этих работ являются порядки любви, определяемые самой жизнью, иными словами, законы, царящие над отношениями между различными членами семейной группы. Действительно, любовь является позитивной силой только тогда, когда мы знаем об этих законах и соблюдаем их. Слепая любовь часто вводит нас в заблуждение из-за незнания этих порядков. Напротив, когда людям известны законы, управляющие любовью, и они соблюдают их, любовь в нашей жизни не только приносит желанные результаты, но и оказывает благотворное и исцеляющее воздействие - как на нас лично, так и на всех окружаю­щих нас людей. В расстановках мы быстрољ понимаем, что фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохраняла равновесие.

Это требование не позволяет по какой-то причине ис­ключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключенного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим членом этой семейной системы в следующих поколениях. При этом не исключено, что как клиенты, так и просто наблюдающие в группељ смогут найти путь, который выведет их из личных кризисов или поможет справиться с психическим заболеванием. Важнейшим условием для подобного вида познания является отсут­ствие какого бы то ни было намерения. Имеющий намерения вкладывает что-то личное в реальность, желает изменить ее согласно своим уже суще­ствующим представлениям и, возможно, хочет воздействовать на других или переубедить их. Но, поступая подобным образом, человек ведет себя так, как будто он имеет преимущество перед реальностью, как будто это она является объектом для него, субъекта, а не наоборот, он является объек­том реальности. Только приняв это во внимание, можно понять, какой жертвой является отречение от наших намерений, даже самых позитивных... Впрочем, уже само благоразумие требует от нас подобного отказа, поскольку, как показывает опыт, многое, сделанное даже из лучших побуждений, зачастую не удается. Намерения не являются заменой познания.

Следующим условием этого типа познания является отсутствие страха. Тот, кто страшится того, что может разоблачить реальность, подобен зашоренной лошади. Для человека, боящегося реакции других, когда он рассказывает им о том, что ощущает, дальнейшее познание становится недоступным. И когда терапевт боится открыто удостоверить реальность болезни своего пациента - например, факт, что тому остается мало времени, - тогда пациент перестанет доверять ему, потому что осознает, что реальность его болезни не по силам терапевту. Отсутствие намерений и страха способствует согласию с реальностью, такой, какая она есть, со всеми ее устрашающими, подавляющими и ужасными аспектами. Поэтому терапевт должен быть в согласии со счастьем и несчастьем, с невиновностью и виной, со здоровьем и болезнью, с жизнью и смертью. Именно благодаря этому согласию он получа­ет познание и силу, с помощью которых может смотреть страшному в глаза и иногда изменять его к лучшему.

Когда клиент расставляет свою семью, он произвольно выбирает из участников группы представителей, замещающих в расстановке его самого и основных членов его семьи, например, отца, мать, братьев и сестер. Затем, сосредоточившись, пациент расставляет этих лиц в опреде­ленном порядке по отношению друг к другу. В результате внезапно обна­руживается нечто удивительное. Дело в том, что в процессе расстановки пациент входит в соприкосновение с определенным знанием, которое до этого было ему недоступным.
Но это только одна сторона проблемы - сторона пациента. Другая сторона состоит в том, что играющие роли членов семьи, выбранные из присутствующих на лечебном сеансе, спонтанно проявляют чувства и эмоции тех людей, которых они замещают. Иногда у них проявляются и физиологические симптомы. Все это они испыты­вают как будто по-настоящему, несмотря на то, что не знают абсолютно ничего, кроме того, кого именно из членов семьи они представляют. Вы­ясняется, что при расстановке семей между пациентом и членами его семейной системы действует определенное «знающее силовое поле», позво­ляющее достичь знания исключительно путем участия в расстановке.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека