Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

ПРАКТИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Упражнение № 4 Разотождествление

На нас влияет все, с чем идентифицирует себя наше “Я”. Мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.

Фундаментальный опыт самосознания (открытие “Я”) уже заключен в сознании человека. Именно это отличает наше сознание от сознания животных. Однако обычно са­мосознание скорее скрыто, чем явно. Мы ощущаем его как нечто туманное и искаженное, поскольку оно смешивается с содержанием нашего сознания и вуалируется им.

Постоянные, различные по характеру воздействия за­грязняют сознание и приводят к ложному отождествлению личности не с сознанием как таковым, а с его содержанием. Если мы хотим достичь четкого и ясного самосознания, то первое, что нам предстоит сделать, - не отождествлять себя с содержанием нашего сознания.

Говоря более точно, привычным состоянием для боль­шинства людей является отождествление с тем, что дает нам ощущение существования в этом мире, реальности или напряженности бытия. Это отождествление с частью самого себя обычно взаимосвязано с ведущей функцией или ролью, которые мы играем в жизни. Оно может принимать различные формы. Некоторые люди идентифицируют себя со своим телом. Они слушают себя изнутри и часто говорят о себе в основном с позиции ощущений. Другими словами, они отождествляют свою деятельность прежде всего с деятель­ностью тела. Существуют люди, которые отождествляют себя с чувствами. Их опыт и его описание не выходят за этот круг. Они полагают, что чувства являются главной и наиболее сокровенной частью их “Я”, тогда как мысли и физические ощущения воспринимаются ими как нечто более далекое и до какой-то степени не связанное с ними. Те, кто идентифицирует себя с разумом, скорее всего склонны гово­рить о себе с точки зрения интеллекта даже тогда, когда их спрашивают о самочувствии. Такие люди часто рассмат­ривают чувства и ощущения как нечто второстепенное или вообще не осознают их. Многие из них избирают себе ка­кую-то роль и действуют сообразно ей в качестве “матери”, “мужа”, “жены”, “студента”, “бизнесмена”, “учителя” и т. д.

Подобное отождествление с какой-то частью личности может до определенной степени удовлетворить человека, од­нако оно имеет серьезные последствия. Оно мешает осознать истинное “Я”, себя во всей полноте; то, чем человек явля­ется на самом деле. Такое отождествление исключает или значительно уменьшает возможность познакомиться с дру­гими составляющими нашей личности и использовать их в полной мере. Таким образом, наше “обычное” выражение се­бя в тот или иной момент времени ограничено; это лишь часть того, что могло бы быть продемонстрировано. Осо­знанное или неосознанное понимание, что мы не имеем досту­па к большей половине того, что заключено внутри нас, может повлечь за собой разочарование и болезненные ощуще­ния неадекватности и страха.

Более того, длительное отождествление с ролью или ве­дущей функцией часто и практически неизбежно приводит к опасной жизненной ситуации, которая рано или поздно за­канчивается появлением чувства потерянности и отчаяния. Это часто случается со спортсменами, состарившимися и по­терявшими физическую силу; с актрисами, чья красота увя­ла; с матерями, дети которых выросли и покинули их; со студентами, окончившими учебное заведение и столкнувши­мися с новыми обязанностями. Подобные ситуации могут вызывать серьезные и очень болезненные кризисы. Их можно рассматривать как частичную психологическую “смерть”. Лю­бые попытки удержаться в прежнем, уходящем качестве об­речены на провал. Единственным решением проблемы явля­ется повторное “рождение”, т. е. новый и более широкий под­ход к отождествлению. Это иногда требует ломки всей лич­ности, что приводит к новому, более высокому уровню и состоянию бытия. Процесс смерти и возрождения представ­лен в символической форме во многих мистических обрядах и описан на языке религии многими мистиками. В настоя­щее время он вновь получил широкое распространение, по уже как трансперсональный опыт и реализация.

Данный процесс часто протекает без ясного понимания его значения и даже против воли и желания индивидуума. Однако сознательное, намеренное и добровольное сотрудни­чество может в значительной степени способствовать его развитию и ускорению.

Этого можно добиться путем выполнения упражнений, известных под названием “разотождествление” и “отожде­ствление”, а вернее “самоотождествление”. Они помогают нам достичь свободы и права выбора любого аспекта лич­ности, с которым мы хотим отождествления или разотождествления. Последнее зависит от того, что нам кажется на­иболее подходящим в возникшей ситуации. Таким образом, мы можем научиться управлять всеми элементами и аспек­тами нашей личности и искусно использовать их для дости­жения всеобъемлющего и гармоничного синтеза. По этой причине упражнения играют главенствующую роль в психо­синтезе.

Они служат средством, помогающим осознать свое “Я” и развить способность последовательно фокусировать вни­мание на каждом из основных аспектов личности. Оставаясь сторонним наблюдателем, мы получаем возможность познать и исследовать их.

Первый этап, состоящий из упражнения “разотождест­вление” (в том виде, как оно приведено далее) включает в себя три части, ведущие к осознанию физического, эмоцио­нального и ментального аспектов. Результатом их выполнения является самоотождествление. После приобретения не­которого опыта упражнение может быть расширено или ви­доизменено, о чем будет рассказано ниже.

Техника выполнения

Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте не­сколько медленных и глубоких вдохов (в качестве подгото­вительного этапа можно использовать любую из методик релаксации). Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее:

1. У меня есть тело, однако я не есть это тело. Мое те­ло может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым, Однако оно не имеет ничего общего с моим подлинным “Я”. Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять какие-то действия во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы оно было здорово. Тем не менее, это не я. У меня есть тело, однако я не есть это тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты приведенного выше утверждения. Затем сконцен­трируйтесь на самом главном положении: “У меня есть тело, однако я не есть это тело”. Постарайтесь по возможности сильнее закрепить этот факт в вашем сознании. Затем от­кройте глаза и проделайте все в той же последовательно­сти с двумя следующими этапами.

2. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изменяться, становиться своей противоположностью. Любовь может пе­рейти в ненависть, спокойствие в гнев, радость в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное “Я” остаются неизменными. “Я” всегда “Я”. Хотя волна гнева может на время за­хлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Итак, совершенно ясно, что они - это я. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции.

3. У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой ра­зум - ценное средство познания и выражения, но он не яв­ляется сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он находится в непре­рывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим “Я”. С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это орган по­знания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум.

Теперь начинается этап отождествления. Повторите мед­ленно и вдумчиво:

4. После отделения своего “Я” от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я - центр абсолютного самосознания. Я - центр воли, способный наблюдать и под­чинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими.

Сосредоточивайте внимание на ведущем положении:

“Я - центр абсолютного самосознания и воли”. Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.

Поскольку цель настоящего упражнения заключается в достижении особого состояния сознания, то при овладении ею можно значительно изменить технику его выполнения. Так, после определенной тренировки (некоторым людям уда­ется сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение путем быстрого и динамичного прохождения эта­пов разотождествления, что подразумевает концентрацию только на ведущих положениях:

У меня есть тело, но я не есть мое тело.

Я испытываю эмоции, но я не есть эти эмоции.

У меня есть разум, но я не есть мой разум.

В подобном случае целесообразно несколько расширить и углубить этап самоотождествления, который будет выгля­деть следующим образом:

5. Тогда что есть я? Что остается после того, как я от­делил себя от тела? Мои ощущения, чувства, желания, по­ступки? Остается моя сущность - центр самосознания. Это постоянный фактор во всегда меняющемся потоке моей личной жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоян­ства, внутреннего равновесия. Я подтверждаю свою иден­тичность этому центру и осознаю его постоянство и энергию. (Пауза.)

Я признаю и подтверждаю то, что являюсь центром аб­солютного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождествен­ности, я могу наблюдать за всеми психологическими процес­сами и своим физическим телом, а также управлять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало меня в суете повседневной жизни, по­могало мне и придавало ей определенный смысл и направ­ление.

После того как вы научились концентрировать внима­ние на состоянии сознания, можно несколько сократить этап отождествления. Главная задача - достижение определенно­го навыка, позволяющего быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии сосредоточения на своем “Я” в течение какого-то периода времени, зависящего от вашего желания. Это даст возмож­ность в любой момент отделить подлинное “Я” от переполняющих эмоций, навязчивой мысли, неустраивающей роли и т. д. и оценить ситуацию, ее значение и истоки, а также на­иболее эффективные пути выхода из нее с позиции сторон­него наблюдателя.

Наилучшие результаты приносят ежедневные занятия, которые желательно проводить в самом начале дня, то есть непосредственно после сна. Таким образом, выполнение уп­ражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также повторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разотождествленного “Я”.                 

Упражнение может быть видоизменено и приспособлено к нуждам и целям индивидуума путем добавления этапов разотождествления или включения каких-то других аспек­тов, кроме трех фундаментальных (физического, эмоциональ­ного и ментального). Оно может начинаться с разотождествления, целью которого является отделение себя от чувств и желаний, порождаемых стремлением к накоплению матери­альных ценностей, или от ролей, играемых нами в повсе­дневной жизни.

Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами: а) я ис­пытываю какие-то желания, но я не есть мои желания. Они возникают как следствие внутренних побуждений эмоцио­нального или физического характера или под воздействием других причин. Желания часто меняются, вступают в про­тиворечие друг с другом, меняют свою полярность, сдвига­ясь от любви в сторону неприятия или ненависти, и наобо­рот. Таким образом, мои желания - это не я. Я испытываю какие-то желания, но я не есть эти желания. (Лучше всего использовать данную модификацию упражнения между эмо­циональным и ментальным этапами, описанными выше); б) я занимаюсь различными видами деятельности и играю в жизни самые разнообразные роли. Я должен играть их и стараюсь делать это наилучшим образом, будь это роль сы­на или отца, жены или мужа, учителя или студента, худож­ника или администратора. Но я есть нечто большее, чем просто сын, отец, художник. Это только отдельные роли, которые я играю добровольно и за исполнением которых я могу наблюдать со стороны. Таким образом, я - это не мои роли. Я тождествен самому себе, я не только актер, но и ре­жиссер спектакля.

Данное упражнение можно успешно и эффективно ис­пользовать при работе с группой. Проводящий занятия за­читывает все положения, а его участники слушают его с закрытыми глазами, стараясь как можно глубже осознать значимость слов.

Примечание. Широко используются еще два варианта фразы: “У меня есть     ———, но я не есть”. Они звучат следующим образом:

1. “У меня есть _______, а я не есть _______;

2. У меня есть _______, а я есть нечто большее, чем _______”


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека