Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Методика раннего развития детей Макото Шичиды

Методика Макото Шичида (теория). Суть методики. Типы упражнений. Как правильно проводить занятия.

Если о методиках раннего развития Глена Домана, Марии Монтессори, Бориса Павловича и Лены Андреевны Никитиных знает почти любая продвинутая мама, то о принципах и системе занятий японского профессора Макото Шичиды известно далеко не всем. Специализированных школ, так же как и литературы, в России пока очень мало (если быть точнее - на русском языке одна авторская книга сомнительного перевода, а в Москве не так давно открылся единственный центр, проводящий занятия). Но, несмотря на информационные трудности, популярность методики растет с каждым днем. Итак, что же она из себя представляет и на каких принципах основана?
Методика раннего развития Макото Шичиды

Суть методики Макото Шичиды

Макото Шичида считает, что любой ребенок может стать если не гением, то талантливым во всем человеком это точно. Главное - правильно развивать его мозг. Притом начинать нужно не с запоминания букв, цифр и другой информации, за которую отвечает левое полушарие. Все это можно сделать и в 4, и в 5 и даже в 6 лет - оно активно развивается всю жизнь.

Главное, чему нужно научить ребенка до достижения им трехлетнего возраста - это активно и правильно использовать все чувства - зрения, обоняние, осязание, вкус и слух. Именно этому способствует развитие правого полушария мозга, отвечающего за все интуитивное и бессознательное. Однако не стоит думать, что Макото Шичида предлагает вовсе отказаться от академического образования. Оно "возьмет свое", так как после трех лет левое полушарие развивается куда более активно. А вот правое как раз наоборот, затормаживается и перестает быть доминирующим. Именно поэтому так важно, чтобы оно успело получить максимум информации в течение первых трех лет жизни ребенка. Результатом и итогом занятий по методике, предлагаемой Шичидой, является равномерное развитие обоих полушарий мозга. Люди, которым удалось добиться этого, в дальнейшем легко запоминают большие объемы информации, анализируют ее, выделяют важное. Кроме того, они успешны в музыке, спорте и многих других отраслях. Чудо? На самом деле, если верить Макото Шичиде, нет. Достаточно во время и правильно развить мозг ребенка, и тогда он будет обладать если не суперспособностями, то талантами уж точно.


Принципы, на которых основана методика Макото Шичиды

 

Основных принципов, на которых базируется методика Макото Шичиды, не так много. Если сформулировать кратко, то они будут звучать так:
  • любой ребенок с рождения обладает задатками гения;
  • первое, что способствует успешному обучению - любовь родителей и благоприятный климат в семье;
  • в первые годы жизни важно максимально развить все органы чувств ребенка;
  • в раннем возрасте необходимо уделять внимание развитию не левого, как это обычно делается, а правого полушария мозга - оно доминирует всего лишь до трех лет;
  • то, насколько занятия будут успешными, напрямую зависит от их систематичности и последовательности.
Вот, в принципе, и все. Вроде бы все просто, но одновременно сложно, так как кардинально отличается от большинства существующих методик раннего развития, предлагающих с самого рождения делать упор именно на "академические" знания, умения и навыки.


Методы развития Макото Шичиды

Итак, какие же основные методы предлагает использовать японский профессор для того, чтобы без каких-либо сверхусилий воспитать из ребенка гения?

1. Доброжелательная обстановка во время занятий. Макото Шичида уверяет, что только теплая и уютная атмосфера способствует тому, чтобы ребенок быстро и эффективно развивался. Именно поэтому в своих книгах он настаивает на проведении занятий в микрогруппах (не более шести человек) и в присутствии одного из родителей. Ведь только с ними малыши будут чувствовать себя комфортно и в безопасности. А это, в свою очередь, способствует развитию уверенности и стимулированию мозговой деятельности. Если вы решили проводить занятия по методике Шичиды самостоятельно, то помните - главное показать ребенку, что вы его любите и цените.

2. Занятие должны проводиться исключительно тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Без желания и соответствующего настроя ничему научиться, если верить Макото Шичиде, невозможно.

3. Регулярность и допустимая длительность занятий. То, что занятия должны проходить регулярно и по расписанию - это понятно. Ребенка, несмотря на развитие интуитивных способностей, все же нужно дисциплинировать. А вот длительность их должна быть строго регламентирована - не менее 30 (для совсем маленьких детей) и не более 50 (для детей постарше) минут.

4. Правильный настрой - залог успеха. Если верить японскому профессору, то занятие пройдет с пользой только тогда, когда ребенок правильно на него настроится. Сделать это не сложно - можно послушать альфа-музыку (например Шум океана) и сделать дыхательную гимнастику. Что касается альфа-сигналов - это вибрации, отвечающие за интуицию, телепатию и ясновидение. Маленькие дети, в отличие от взрослых, отлично могут их считывать. По крайней мере так считает Макото Шичида.

5. Занятия должны быть динамичными и разнообразными. Шичида предлагает давать детям небольшие, несложные задания (на их выполнение должно уходит 1-2 минуты), охватывающие весь спектр восприятий. Главное, чтобы для ребенка они были интересными и посильными.

6. Занятия не приносят моментального эффекта. Занятия по методу Шичиды приносят эффект, но не сразу. Он будет виден после того, как ребенок пойдет в школу. Профессор считает, что информация в правом полушарии откладывается в "дальний ящик" и извлекается оттуда при необходимости. Следовательно, чем больше ее, тем больше ситуаций и проблем, которые уже повзрослевший человек сможет решить без труда.


Типы упражнений по методике Макото Шичиды

Для успешной реализации своей методики Макото Шичида предлагает проводить с детьми следующие типы упражнений.



1.  Дыхательные упражнения. Перед любым занятием, а иногда и в ходе него, ребенок должен расслабиться. Именно в таком состоянии правое полушарие мозга получает большее количество информации. Для этого идеально подходят дыхательные упражнения.

2. Упражнения на развития образного мышления. Делятся на три типа: шар энергии, когда ребенок концентрируется и представляет, что в его руках - энергетическая сила в виде шара; воспоминания и фантазия. В любом случае, ребенку приходится что-то воображать и, так или иначе, мыслить образами.

3. Упражнения на развитие памяти и внимания. Их можно проводить с карточками или предметами. Главное - сначала показать ребенку какой-то набор, а затем убрать из него один из элементов.

4. Конструирование. Например, сбор из лего-деталей предмета по образцу. В дальнейшем ребенок сам сможет создавать проекты, возможно и грандиозные.

5. Упражнения на внимательность. Например, найти отличие между картинками. В ходе таких занятий ребенок должен научиться "вникать в детали".

6.  Сбор разрезных картинок. Сначала это могут быть изображения из двух частей, затем более сложные. По сути, это аналог пазлов. Кстати, вполне можно использовать и их.

7.  Упражнения на развитие телепатических способностей. Суть их заключается в "передаче своих мыслей" ребенку. Он должен угадать что-то, задуманное вами. Макото Шичида считает, что все дети в возрасте до трех лет обладают телепатическими способностями. И если их развивать, то они сохраняться и в будущем.

8.  Упражнения на развития ясновидения. Это, в отличие от телепатии, "чтение" не чьего-то потока мыслей, а глобальной информации. Например, воспроизведение наугад карточек, которые лежат рубашками вниз.

9. Упражнения с мандалами. Круглые разноцветные узоры - ноу хау методики Шичида. Занятий с ними, способствующих развитию правого полушария мозга, довольно много.

10. Сетка памяти. Если выдать ребенку несколько карточек с картинками, а затем показать на несколько секунд их расстановку в определенном порядке, то со временем он научится их воспроизводить. Так развивается один из главных человеческих навыков - память. Также методика предполагает другие упражнения, направленные на ее развитие. Практически все они связаны с карточками.

11.  Упражнения на развитие слуха. Это может быть прослушивание классической музыки, или просто игры с современными гаджетами.

12. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Это могут быть лабиринты или даже традиционная сортировка крупы.

13. Упражнения на развитие цветовосприятия. Начинать их следует с карточек, а затем переходить на настоящие краски.

14. Упражнения с запахами. На занятиях ребенок должен непременно знакомиться с запахами. Нюхать можно привычные ароматы или что-то необычное. в любом случае, необходимо обсуждение почувствованного. План занятий для детей разного возраста по методике Макото Шичиды. Начинать заниматься с ребенком Макото Шичида рекомендует уже с 9 месяцев. Однако это вовсе не значит, что сразу же нужно выполнять все типы упражнений. Объем должен увеличиваться постепенно в соответствии с возрастом ребенка. К двум годам занятия будут полноценными по объему и довольно продолжительными, до 50 минут.


Занятия с ребенком возраста 9-12 месяцев

 

В этом возрасте занятие должно продолжаться не более, но и не менее, 30 минут. Главное, чего нужно добиться на первом этапе - это систематичности. "Уроки" должны проходить строго по плану, на каждый тип упражнений желательно отводить определенное количество времени. В идеале это равные промежутки, но на практике все может зависеть от индивидуальных особенностей ребенка. Начиная с 9 месяцев, в занятие можно включать следующие типы заданий:

1. Прослушивание альфа-музыки, а также другие упражнения, способствующие созданию соответствующего настроя - например, шар энергии. Если ребенок с ним не справляется, то можно подождать до следующего возрастного этапа и ограничиться только музыкой.

2. Демонстрация flash-карточек. Если вы негативно относитесь к компьютерной демонстрации, то можно использовать распечатанные рисунки. Правда, потребуется их довольно много, так как каждый день это должны быть разные изображения.

3. Игры на развитие интуиции. Именно в этом возрасте она находится на пике своего совершенства. Для того чтобы не допустить медленного угасания интуитивных способностей именно таким играм следует уделить особой внимание на первом этапе.

4. Игры на развитие фото-памяти.

5. Игры, тренирующие у ребенка навыки поиска соответствий.
  

Пяти типов упражнений для начала будет вполне достаточно. И дело даже не в том, что большего ребенок пока не может - просто он должен привыкнуть к системе.

Методика раннего развития Макото Шичиды


Пример занятия с ребенком в возрасте 9-12 месяцев

Тип упражнения Продолжительность Пример задания данного типа
Прослушивание альфа-музыки 5 минут Можно заранее подготовить запись с шумом волн или ветра. Упражнение заключается в том, чтобы ребенок послушал ее, успокоился и настроился на нужный лад. Если за 5 минут сделать этого не удалось, можно увеличить продолжительность этапа
Показ flash-карточек 5 минут Данное упражнение тоже, в принципе, не вариативно. Главное - заготовить для занятия изображения каких-либо предметов (можно на одну тему, можно на разные) и продемонстрировать их ребенку. Задерживаться долго на каждом не нужно, достаточно 30 секунд. Важно чтобы каждый раз они были разными.
Игры на развитие интуиции 5 минут Простейшая игра с ребенком 9-12 месяцев - это стаканчики. Для начала можно взять два, потом три или даже четыре, перевернуть их вверх дном и спрятать под одним какой-то предмет. Задача ребенка - угадать, где он находится. Задача родителя - удержаться от подсказок. Со временем вы увидите, что процент случаев, в которых малыш верно указывает расположение, стал гораздо больше.
Игры на развитие фото-памяти 5 минут На первом этапе они тоже довольно однообразны. Заготовив два похожих изображения с какой-нибудь отличной деталью (например, цвет шапочки у гнома), нужно показать одно из них ребенку, примерно в течение 30 секунд. Затем продемонстрировать оба и спросить, что же он до этого видел. В этом задании можно использовать одинаковые картинки или фигуры разного цвета.
Игры на поиск соответствий 5 минут На начальном этапе это простейшее лото, которое можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине. На фишках должны быть не буквы или цифры, а именно картинки.


Занятия с ребенком в возрасте 1-1,5 лет

К указанным выше типам упражнений добавляется еще несколько. 

1. Игры на развитие воображения.
2. Задания, связанные с сеткой памяти.
3. Игры с пазлами и просто складыванием картинок. Начинать нужно с состоящих из двух деталей, постепенно доходя на четырех и даже больше. Кроме этого расширяется спектр упражнений в уже введенных группах. Например, для создания настроя можно не только слушать музыку, но и использовать дыхательную гимнастику, а также шар энергии. Показ карточек уже можно дополнить математическими элементами - точками. Продолжительность "урока" увеличивается до 35 минут.


Занятия с ребенком в возрасте 1,5 - 2 лет

В этом возрасте, если раньше не была выработана система занятий, ребенка очень сложно усадить за "уроки". Поэтому если вы только решили начать применять методику Макото Шичиды на практике, то можно начать с малого - пяти упражнений, которые рекомендованы в возрасте 9-12 месяцев, добавляя каждые 1,5 - 2 недели по новому заданию.

Если же ваш ребенок уже давно привык и к карточкам, и к играм, то к вышеуказанным восьми группам упражнений можно добавить еще одну: задания на запоминания цепочек изображений (Linking memory). Кроме того, рекомендуется постепенно усложнять то, что было освоено ранее. Продолжительность занятий в этом периоде можно увеличить до 40 минут. Если, конечно, ваш ребенок способен в течение такого времени концентрировать внимание.


Занятия с ребенком в возрасте 2-3 лет

К двум годам можно увеличить продолжительность занятия до 50 минут и вводить весь спектр упражнений. К вышеуказанным добавляются задания с мандалами - кругами, на которых изображены разноцветные узоры.  В 2-3 года "урок" вполне может быть полноценным и состоять из 10-20 упражнений (по одному-двум каждого типа). Кроме того, с ребенком можно заняться конструированием из лего-деталей - это способствует развитию воображения и фантазии. Предлагать готовые образцы, конечно, можно, не стоит ограничиваться лишь ими.

Ведь основная задача методики Макото Шичиды - воспитать человека творческого и всесторонне развитого, умеющего мыслить не по шаблонам.  Следите за тем, чтобы упражнения каждого типа были разными (если это, конечно, возможно) или хотя бы чередовались по дням. Только в этом случае удастся удержать интерес маленького студента надолго и каждое занятие будет не обязанностью, а радостью.  И, конечно же, вне зависимости от возраста, планируя занятие, не стоит забывать о главном - на что направлена методика Макото Шичиды, каковы ее принципы и основные методы.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека