Библиотека
Китайская фармакология и лечение лекарственными растениями
ЖЕНЬШЕНЬ, КОРИЦА И ОЛЕНЬИ РОГА
Созданиям твоей величины я предлагаю
свободный выбор зоны обитанья,
поэтому селись, гле хочешь,
где больше нравится.
В озерах моих пор
и в зарослях
подмышек или паха,
в пустыне моего плеча
или в лесной прохладе шевелюры.
Построй колонии: я обеспечу
тебя теплом и сыростью,
липидами и кожным салом,
но при условии, что ты не будешь
мне докучать своим присутствием;
веди себя, как подобает гостю,
не выступая в виде акне,
грибка или нарыва.
У. X. Оден
свободный выбор зоны обитанья,
поэтому селись, гле хочешь,
где больше нравится.
В озерах моих пор
и в зарослях
подмышек или паха,
в пустыне моего плеча
или в лесной прохладе шевелюры.
Построй колонии: я обеспечу
тебя теплом и сыростью,
липидами и кожным салом,
но при условии, что ты не будешь
мне докучать своим присутствием;
веди себя, как подобает гостю,
не выступая в виде акне,
грибка или нарыва.
У. X. Оден
Военная стратегия и поэзия
Вы догадываетесь, почему китайские врачи часто читают стихи? Не потому, что они отличаются особенной любовью к поэзии, хотя некоторые действительно увлекаются ею, а потому, что это часть их работы, если они занимаются лечением внутренних органов.
Лечение внутренних органов, возможно, наиболее популярная область китайской медицины, причем до такой степени, что многие ошибочно полагают, что китайская медицина занимается только этим. Поскольку в китайской медицине большая роль отводится лечению лекарственными растениями, ее часто называют траволечением, хотя богатая китайская фармакология включает также лекарственные средства минерального и животного происхождения. Обычно термин «лекарственные растения» включает в себя все виды лекарственных средств.
Старые китайские врачеватели знают такую поговорку: «Использовать лекарство - все равно что командовать армией». Когда врач помогает больному бороться с болезнью, врач, как генерал, должен сначала собрать всю информацию о симптомах, потом выработать стратегию - программу действий, затем начать маневрировать своими ресурсами, готовясь к военным действиям - к применению лекарственных средств против болезни. Эти три процедуры - диагностирование, вырабатывание стратегии и лечение - основные шаги китайской медицины, лечащей лекарственными растениями.
Китайское лекарство традиционно применяется в виде отваров. Смесь соответствующих растений кладут в глиняный горшок и добавляют воду. Смесь варится на медленном огне до тех пор, пока в горшке не останется восемь десятых отвара. Отвар пьют, пока он теплый. Остатки выбрасывают. (Ради экономии остатки можно проварить еще раз и потом выбросить.)
Читатели, считающие отвары устаревшей формой лекарств и привыкшие к таблеткам и сиропам, будут удивлены, узнав, что таблетки, сиропы и другие лекарственные формы западной медицины использовались еще в Древнем Китае. Отвары, настойки, таблетки, пилюли и порошки упоминаются в «Нэй-Цзин». написанной 2000 лет назад.
В своем знаменитом труде «Как лечить различные виды горячки», написанном в 210 г., Чжан Чжунцзин рекомендовал мытье, замачивание, окуривание, применение капель для носа и ушей, мазей и суппозиториев, лекарств (перорально и в нос). Его средство из квасцов для лечения белей было, по-видимому, первым в мире гинекологическим суппозиторием.
Позднее, но все равно намного раньше, чем в западной медицине, в период правления династии Сун. когда правительство организовало императорские аптеки для поддержания высоких стандартов в фармацевтическом деле, лекарства в виде таблеток и сиропов были широко распространены.
Тогда почему традиционный отвар с его очевидным неудобством по сравнению с таблетками, сиропами или настойками, тем не менее, все еще самая популярная форма лекарства в китайской медицине? Это происходит потому, что в отличие от готовых форм рецепт дает врачу большую свободу действий, чтобы он мог подбирать лекарственные растения с учетом особых потребностей больного.
Врач может выписывать больному каждый раз другой рецепт. Когда растения прописаны врачом, приготовление из них отвара - совсем не трудное дело.
В китайской медицине существует более 3000 видов лекарственных средств. В то время как современные врачи могут выписывать рецепты в соответствии с потребностями их пациентов, знаменитые врачи прошлого оставили нам в наследство огромную коллекцию медицинских рецептов для лечения распространенных синдромов. Эти рецепты исчисляются тысячами и применяются современными врачами в качестве основы для их рецептов.
Например, китайский врач устанавливает, что его пациент страдает от «холода в легких с небольшой лихорадкой, кашляет с желтоватой мокротой, у него одышка и болит горло, так что болезнь - внешняя и находится на первоначальной стадии». Великий врач древности Чжан Чжунцзин завещал медицинский рецепт для болезней с такими синдромами и назвал его очень поэтично - «Отвар маленького зеленого дракона».
Современные врачи часто назначают своим пациентам этот отвар, дополняя его каким-нибудь растением или. наоборот, убирая одно или два, и сами решают, в каких количествах включать каждое растение в этот сбор соответственно особым потребностям больного. Если вас интересует, почему современный врач все еше пользуется медицинским рецептом, который был прописан в древности, ответ такой: потому что он доказал свою эффективность за прошедшие столетия.
Как врач может помнить тысячи медицинских рецептов? Как он мог запомнить три с лишним тысячи видов лекарственных средств? На самом деле ему было вполне достаточно знать несколько сотен растений и рецептов или иметь запись о них в своей записной книжке.
Более того, мастера прошлого облегчили ему задачу, записав информацию в виде песен или сти хов, которые работают по принципу мнемоники. Например, рецепт «Отвар маленького зеленого дракона» мог сохраниться на протяжении почти 20 веков благодаря стихотворению!
У зеленого дракона есть лекарственные травы: Си-синь, бань-ся, гань и вэй, цзян-гуй, ма-хуан и шао.
Исцелить они помогут Холод в легких, сильный кашель и тяжелую одышку.
Те, кто не знаком с китайским языком и китайской медициной, могут не увидеть здесь никакого смысла, но на самом деле в этих стихах в краткой форме изложена вся информация о синдроме и о лекарственных средствах, которые следует использовать.
Этот медицинский рецепт пригоден для лечения болезней с симптомами простуды и лихорадки, кашля с обильной слизью, заболевания легких и застоя в груди. Растения, необходимые для составления смеси и перечисленные в этих стихах по-китайски, следующие: трава копытня, корневище пинеллии, корень солодки, плоды лимонника, корневище эфедры, ветви коричника, трава эфедры и корень пиона. Обратите внимание, как поэтично звучат китайские названия этих растений и насколько они наполнены смыслом и значением. Например, си-синь (копытень) означает «небольшое страдание», бань-ся (пинеллия) - «середина лета», гань-цяо (солодка) - «сладкая трава» и вэй (лимонник) - «плод с пятью вкусами».
Зарифмованы не только основные медицинские рецепты и лекарственные средства, но и другие медицинские знания, такие как меридианы, точки акупунктуры и принципы лечения. Это делалось для того, чтобы врачи могли легче запоминать такие сведения.
Если вы любите поэзию, вам будет вдвойне приятно изучать китайскую медицину на китайском языке.
Основные принципы китайской фармакологии
Чтобы помочь врачам, китайские мастера классифицировали свойства лекарственных средств на четыре энергии, пять вкусов и двенадцать систем меридианов.
Характер и функции лекарственных средств обобщены в четыре энергии, а именно: холод, жар. тепло и прохлада. Холодные - лекарственные средства, обладающие способностью устранять «жар» и «огонь» и нейтрализовать яд. (Если вас озадачивает, что означает фраза «устранять жар и огонь», то значит, вы пропустили важную информацию о патологии и диагностике в китайской медицине, которая содержалась в предыдущих главах. Термины «жар» и «огонь» не нужно понимать буквально.)
К этому классу лекарственных растений в китайской фармакологии принадлежат западные антибиотики. К холодным растениям относятся бай-тоу-он (корень, пульсатиллы) и хуан-лянь (корневище желтого лотоса).
Горячие медицинские средства - растения, которые изгоняют холод, усиливают ян и укрепляют иммунную систему. Примерами могут служить жоу-гуй (кора коричника) и фу-цзы (корень аконита). Теплые и прохладные лекарственные средства - это умеренные варианты горячих и холодных лекарств. Примеры теплых трав: хон-хуа (цветок сафлоры) и ду-чжун (кора эукомии); прохладных трав - си-цао (корень марены) и ню-хуан (Calculus Bovis).
Есть также пятая группа лекарственных растений, не относящихся ни к горячим, ни к холодным, ни к теплым, ни к прохладным средствам и поэтому называющихся нейтральными. В нее входят пей-лань (посконник) и цзинь-ин-цзи (плоды розы блестящей).
Кроме деления на четыре энергии китайские лекарственные средства различаются по пяти вкусам, а именно: острый, сладкий, горький, кислый и соленый.
Острые лекарственные средства обладают способностью устранять внешнее зло, вызывать потоотделение, регулировать жизненную энергию и выводить больного из бессознательного состояния. К таким средствам относятся растения - ма-хуан (эфедра) и му-сян (корень оклендии).
Сладкие растения обладают способностью регулировать физиологические функции систем селезенки и желудка, укреплять жизненную энергию и улучшать кровь. К таким растениям относятся кань-цао (корень солодки) и тан-шэнь (корень кодонопсиса мелковолосистого).
Горькие растения устраняют «жар», тушат «огонь», осушают «сырость» и прочищают заблокированные пути. К этим растениям относятся да-хуан (корень и корневище ревеня) и мо-яо (смола комифоры).
Кислые растения оказывают вяжущее действие, укрепляют функции и ресурсы, продвигают жидкость в организме и облегчают кашель. К кислым растениям относятся, например, у-вэй-цзы (плоды лимонника) и у-мэй (плоды Мипе).
Лекарственные средства с соленым вкусом обладают способностью увлажнять, смягчать, облегчать выделение и прочищать заблокированные пути. К ним относятся лю цзяо-цзяо (Cola Cornus Cevis) и ман-сяо (сульфат натрия).
Классификация лекарственных средств по системам меридианов показывает, по каким меридианам (см. гл. 8 и 9) направится энергия лекарственных растений. Это относится к 12 основным меридианам легкого, толстой кишки, желудка, селезенки, сердца, тонкой кишки, мочевого пузыря, почки, перикарда, «тройного обогревателя», желчного пузыря и печени.
Из-за того что сложная сеть меридианов связывает все части тела, выписанное врачом средство хотя и будет воздействовать на определенную систему меридианов, может достичь также и других органов.
Поэтому китайские врачи не выписывают лекарственные средства по принципу растение А для болезни X или растение В для болезни У. Для лечения определенной болезни врач располагает огромным количеством лекарственных растений.
Его выбор зависит от таких факторов, как стадия развития болезни, система меридианов, где, вероятно, развернется «поле битвы», а также физиологическое и психологическое состояние больного, что определяется по пульсу, его внешнему виду и реакциям на‘болезнетворные факторы.
Врач может использовать для смеси от 2 до 20 лекарственных растений. Когда состояние больного меняется, врач соответственно изменяет состав лекарства.
Врач, как генерал во время сражения, должен оценить ситуацию в целом и состояние больного, который в данном случае выступает как поле битвы, и продумать общую стратегию борьбы с болезнью.
В отличие от ограниченных генералов он не только не воспользуется иностранной пехотой для борьбы с завоевателями, но и не станет бросать бомбы на землю, занятую врагом, потому что знает, что такие меры, даже если и увенчаются успехом, нанесут урон его собственной территории, которая в нашем примере представлена больным.
Выбор врача заключается в том, чтобы укреплять территориальную армию для борьбы с завоевателями или чтобы мобилизовать местных граждан для восстановления поврежденных зданий. Следовательно, применение антибиотиков или хирургическое вмешательство - обычно его последнее прибежище.
Если врач когда-либо будет вынужден их использовать, он должен быть уверен, что после поражения врага собственная армия больного (его жизненная энергия и кровеносная система) и его собственные граждане (его клетки) адекватно могут выполнять свои функции. Китайский врач считает свою работу выполненной не тогда, когда устранены болезнетворные факторы, а когда удалось восстановить здоровье больного.
Поэтому после лечения антибиотиками или после хирургической операции, когда задача успешно выполнена, опытный врач всегда продолжает выполнять программу укрепления организма больного и правильного питания, что считается неотъемлемой частью лечения.
Инь-ян и пять элементарных процессов
Принципы инь-ян и пяти элементарных процессов применимы к характеру и свойствам китайских лекарственных средств. Естественно, что холодные и прохладные лекарственные растения относятся к инь, в то время как горячие и теплые - к ян.
В том что касается инь-ян пяти вкусов, соленые, кислые и горькие лекарственные растения рассматриваются как инь. а острые, сладкие и безвкусные - ян.
Лекарственные растения соответствуют определенным меридианам. Те растения, которые находятся в тесной связи с меридианами, соединенными с накопительными органами инь - сердце, печень, селезенка, легкие, почки и перикард, - известны как растения инь. Растения ян тесно связаны с меридианами, соединенными с преобразующими органами ян. К преобразующим органам ян относятся тонкая кишка, желчный пузырь, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и «тройной обогреватель».
На протяжении многих лет наблюдений и исследований китайские медики прошлого обнаружили, что характер, вкус и действие лекарственных средств соответствуют архетипическим процессам. Их обобщили в пять элементарных процессов.
Для холодных растений символом является вода, для прохладных - ветер, для горячих - огонь, для теплых - металл, для нейтральных - земля. Что касается пяти вкусов, символом растений с острым вкусом служит металл, с соленым - вода, с кислым - дерево, с горьким - огонь, со сладким - земля.
Лекарственные растения, классифицированные по системам меридианов, соответствуют элементарным процессам соответствующих органов: легкие и толстая кишка - металлу, почки и мочевой пузырь - воде, печень и желчный пузырь - дереву, сердце и тонкая кишка - огню, селезенка и желудок - земле.
Поскольку перикард относится к сердцу, символом растений, связанных с меридианом перикарда, является огонь. Поскольку «тройной обогреватель» включает в себя все органы, лекарственные растения, связанные с меридианом «тройного нагревателя», представлены системами соответствующего органа, на которые они оказывают действие.
На рис. 14.1 эти отношения представлены наглядно.
Эта классификация составлена не потому, что китайские врачи хотят, чтобы лекарственные растения соответствовали концепциям инь-ян и пяти элементарным процессам, чтобы обсуждать это, как полагают некоторые плохо осведомленные авторы, а потому, что это отвечает полезным практическим целям, которые будут более ясными для вас по мере прочтения книги.
Элементар- |
Металл |
Вода |
Дерево |
Огонь |
Земля |
ные |
|
|
|
|
|
процессы |
|
|
|
|
|
Характер |
Теплый |
Холодный |
Прохлад- |
Горячий |
Нейтраль- |
|
|
|
ный |
|
ный |
Вкус |
Острый |
Соленый |
Кислый |
Горький |
Сладкий |
Органы |
Легкие |
Почки |
Печень |
Сердце |
Селезенка |
и мери- |
Толстая |
Мочевой |
Желчный |
Перикард |
Желудок |
дианы |
кишка |
пузырь |
пузырь |
Тонкая |
|
|
|
|
|
кишка |
|
Рис.1. Пять элементарных процессов в китайских лекарственных растениях
Необходимо подчеркнуть, что названия «металл», «вода» и другие служат не символами и относятся не к основным компонентам, составляющим Вселенную, а к архетипам всех процессов. Например, когда китайские врачи говорят, что «холодные лекарственные растения принадлежат воде» или «лекарственные растения с острым вкусом принадлежат металлу», они не имеют в виду, что холодные растения в основном состоят из воды, а растения с острым вкусом - из металла.
Это означает, что растения, по классификации относящиеся к «холодным», обладают свойствами, характерными для процессов, связанных с водой, таких как, например, тушение огня, что является символическим выражением для уничтожения болезнетворных микроорганизмов; и что растения, по классификации относящиеся к острым, обладают свойствами, характерными для процессов, связанных с металлом, таких как. например, отражение звуков металлического колокола, который фигурально описывает вызванное потоотделение как лечебный процесс.
Один ученый однажды упомянул, что, поскольку китайцы разработали классификацию пяти элементов (распространенная ошибка при переводе: должно быть «пять элементарных процессов»), они постарались вогнать в эту классификацию все, включая вкус их лекарств и эмоции их пациентов. Очевидно, что даже краткое описание, как в предыдущем абзаце. показывает, что мнение этого ученого - ошибочное.
Инъ~ян и пять элементарных процессов используются для описания китайских медицинских средств, потому что это дает возможность китайским врачам кратко выражать свои идеи. Эти концепции дают им также философскую схему для дальнейших действий. Например, после того как врач определил характер болезни у своего пациента как инь (о чем свидетельствуют такие симптомы, как бледность лица, слабый пульс, прозрачная моча и общая слабость), для того чтобы восстановить гармонию, он назначит растения ян.
Когда у врача есть широкий выбор лекарственных растений, его задача упрощается, если он обращается к своей фармакопее и отбрасывает все, что считается инь.
Если врач хочет укрепить у больного системы селезенки и желудка, потому что он определил, что там гнездится болезнь, он выберет лекарственные растения со сладким вкусом, потому что сладкие растения, для которых характерны процессы, свойственные земле, будут подпитывать селезенку и желудок.
Так что применять принципы инь-ян и пять элементарных процессов довольно просто: использовать растения ян для восстановления баланса при заболеваниях инь, и наоборот - растения, для которых характерны процессы, свойственные земле, - для питания органов с элементарными процессами земли. Но здесь есть небольшая сложность. Хотя источник слабости больного находится в его селезенке и желудке, эти органы слишком слабы, чтобы усваивать питание. Что должен делать врач? Ответ может подсказать принцип взаимного созидания пяти элементарных процессов.
Используя принцип «огонь создает землю», что означает «увеличение огня у больного может не посредственно улучшить его землю», врач назначает лекарственные растения со свойствами огня, для того чтобы укрепить сердце больного и тонкую кишку.
Если эти органы довольно крепкие, будет достаточно «огня», чтобы создать «землю». Это означает, что селезенка и желудок станут более здоровыми и больной сможет подпитываться энергией и начать выздоравливать.
Если вы думаете, что врач использует этот метод только потому, что. по концепции пяти элементарных процессов, сердце и кишечник соответствуют «огню», а селезенка и желудок - «земле», а, по концепции взаимного созидания, огонь создает землю, - если вы думаете, что врач так поступает в соответствии с теорией, вы, так же как вышеупомянутый ученый, полагаете, что китайцы ставят телегу впереди лошади.
В отличие от древних греков, которые выдвигали свои теории относительно Вселенной, древние китайцы поступали наоборот: они изучали сначала Вселенную, а потом выдвигали теории для того, чтобы объяснить, что происходило в действительности. Поэтому теории китайцев - это объяснения, а не размышления.
И если вы спросите, откуда китайский врач знает, что сладкие лекарственные растения могут усилить энергию желудка или что можно улучшить функции желудка через систему сердца, это все равно что спрашивать западного врача, откуда он знает, что антибиотики типа эритромицина и тетрациклина могут убивать болезнетворные бактерии или что введение инсулина может облегчить страдания диабетика.
Врач может ответить, что узнал это на медицинском факультете и что, хотя он лично не проводил экспериментов для подтверждения компетентности своих преподавателей, эти знания на практике подтвердились.
Подобным образом китайский врач может сказать, что он узнал это от старых медиков, которые, возможно, сделали это открытие после многих лет исследований и наблюдений, и, хотя он сам не проводил научных опытов, он может доверять специалистам, потому что их открытия доказали свою справедливость на практике.
Однако здесь есть одно немаловажное отличие: в то время как на Западе работа, связанная с этим открытием, проводилась на протяжении десятилетий, в Китае она продолжалась в течение столетий. Поэтому понимание принципов инь-ян и пяти элементарных процессов позволяют китайскому врачу открыть и применять бесценные знания, которые мастера накопили за многие столетия.
Семь видов медицинских назначений
Китайские лекарственные растения обычно назначаются в определенных сочетаниях, а не в чистом виде. Существует семь видов назначений в китайской медицине лекарственных растений, образно называемых «семью эмоциями лекарственных средств». Эти семь эмоций отличаются от семи эмоций, описывающих семь внутренних причин болезней.
Семь видов относятся к семи способам сочетания медицинских средств в китайских медицинских рецептах, а именно: «Единственный путь», «Взаимное сочетание», «Взаимное усиление», «Взаим ное сдерживание», «Взаимное подавление», «Взаимное сопротивление» и «Взаимное разрушение».
Если лекарственное средство состоит только из одного вида растения, оно называется «единственный путь». Знаменитый женьшень (корень женьшеня), пропаренный в воде, известный как «отвар единственного женьшеня», очень полезный для усиления жизненной энергии, служит классическим примером.
Когда два вида медицинских средств со схожими свойствами используются в медицинском рецепте для усиления действия друг друга, то этот вид назначения называется «взаимное продвижение». Примером может служить отвар пинеллии. состоящий из бан-ся (корневища пинеллии) и шэн-цзян (корневища имбиря), который очень эффективен как противорвотное средство.
Если используются другие виды лекарственных растений для усиления действия основного, этот вид называется «взаимное усиление». Примером служит хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника) для усиления действия да-хуан (корня и корневища ревеня) в «отваре для ослабления огня в желудке», предназначенного для уменьшения воздействия на желудок микроорганизмов.
Когда применяются два вида лекарственных средств, они оба или одно из них ограничивают воздействие другого, и этот вид называется «взаимное сдерживание». Например, бан-ся токсично (подобно западному антибиотику), и если оно будет в избытке, то окажется вредным для больного; однако если добавить несколько кусочков имбиря (корневища имбиря), его токсичность окажется под контролем.
Когда оба вида лекарственных средств (или одно из них) подавляют действие другого, это «взаимное подавление». Имбирь обладает способностью устранять «холод» и вызывать «тепло»; но если добавить хуан-лянь (корневище желтого лотоса), обладающий способностью детоксикации и устранения «жара», он воспрепятствует воздействию имбиря. Этого вида взаимного подавления избегают в медицинских назначениях и врачам помогают «Песни девятнадцати запретов». Тем не менее этот вид назначений очень полезен для нейтрализации воздействия лекарственных растений, принятых по ошибке.
Если в результате использования двух видов лекарственных растений возникают сильные побочные эффекты, это «взаимное сопротивление». Например, бан-ся (корневище пинеллии) и чуань-сюн (корневище бирючины) - острые и теплые. Когда они применяются вместе, увеличивается токсичность бан-ся, тем самым вызывая вредные побочные эффекты.
Мастера прошлого завещали «Песню восемнадцати сопротивлений», чтобы предостеречь от сочетаний определенных растений.
В то же время два токсичных растения, которые принесут вред, если их использовать по отдельности, могут подавлять токсичность друг друга, когда их применяют вместе, или одно безвредное растение может нейтрализовать токсичность другого. Такой вид назначения называется «взаимное разрушение». Например, ба-доу (плод кротона) токсичен, но это эффективный антибиотик, если правильно его использовать.
Однако если ничего не подозревающий больной съест тарелку вареной зеленой фасоли, то действие антибиотиков будет сведено к нулю, потому что зеленая фасоль нейтрализует токсичность ба-доу.
Краткое описание китайской фармакологии
От китайского врача требуется, чтобы он знал огромное количество лекарственных средств, которые классифицированы по группам, чтобы ему было удобно ориентироваться: например, средства для регулирования жизненной энергии, укрепления кровеносной системы, стабилизации эмоций, устранения жара, избежания запоров, для потоотделения, средства, используемые как противоядия, и средства для наружного применения.
Лекарственные средства подразделяются на три основных класса: лекарственные растения, укрепляющие организм, например, женьшень и средство животного происхождения - оленьи рога - принадлежат к первому классу: средства, восстанавливающие психологические и физиологические функции, - ко второму классу, а те, которые на Западе называют антибиотиками и которые китайцы именуют ядами. - к третьему.
Ниже приводятся примеры краткой информации, которая обычно включается в китайский фармакологический перечень. Из-за экономии места мы приводим здесь по одному примеру из каждого класса. Читателям, интересующимся китайскими лекарственными растениями, следует обратиться к хорошей фармакопее.
Сладок вкус целебного корня, Нет растения лучше женьшеня: Укреплять он может здоровье, Утолять сильнейшую жажду И питать, и лелеять все время.
Сведения о растении
Принадлежит к семейству аралиевых. Корень используется в медицине. Произрастает в Северо-Восточном Китае и Корее.
Свойства
Теплый. Сладкий, горьковатый вкус. Течет в меридианах селезенки и легких.
Применение
Эффективен для усиления первоначальной энергии. Применяется при коме и астении. Благотворно влияет на кровь и образует жидкость. Улучшает аппетит и укрепляет организм. Дает положительные результаты при лечении астении, бессонницы, анорексии, импотенции, диабета, отека конечностей, поноса, одышки, а также при дефиците ян и внезапной потере энергии.
Сочетания
В качестве «отвара женьшеня» употребляется для укрепления организма. В сочетании с фу-цзы (корнем аконита) в «отваре женьшеня и аконита» используется при потере крови и для усиления жизненной энергии, в сочетании с фу-цинь (пори-ей), бау-шу (корневищем атрактилодиса) и гань-цао (корнем солодки) в «отваре «Четыре господина» - при общей слабости после продолжительной болезни.
Количество: 5-15 г.
Предупреждение
Нельзя употреблять при простуде и высокой температуре, при «плотных» заболеваниях и травмах внутренних органов. Действие женьшеня подавляется у-лин-цзы (пометом птиц отряда трого-нов) и уничтожается ли-лу (чемерицей черной).
Юань-чжи (истод тонколистый), «прозорливое честолюбие»
Юань-чжи - прекрасное средство:
Память оно укрепляет, от тревоги оно избавляет,
Язвы лечит, от страха спасает;
А природа его - тепло.
Сведения о растении
Кора и корень используются в медицине. Произрастает в провинциях Хэнань и Шаньси.
Свойства
Теплый, горький. Течет в меридианах сердца и почек.
Применение
Стабилизирует эмоции. Устраняет блокировку в меридианах сердца и почек. Избавляет от тревоги, слизи. Эффективен при страхах, потере памяти, бессоннице, кашле; лечит язвы на коже.
Сочетания
С фу-цинь (пория). бо-цзы-жэнь (семена туи био-ты), май-дун (корень ворсянки), тянь-дун (корень спаржи), женьшень (корень женьшеня), лань-шень (корень шалфея), юаньЛшень (корень норичника), у-вэй-цзы (плоды лимонника), ди-хуан (корень рехманнии), цзе-гэн (корень пла-тикодона), суань-цзао-жэнь (семена унаби), дан-гуй (корень дудника) в качестве «укрепляющего болюса Царя Небесного» применяется для избавления от сильного беспокойства, при дефиците «крови сердца», при плохой памяти и различных душевных недомоганиях. После нагревания и замачивания в вине используется как наружное средство для лечения язв на коже.
Количество и лечение
3~15 г. Применяется сырым, или приготовленным с медом, или нагретым.
Предупреждение
Нельзя употреблять при дефиците сердечной и почечной энергии; при болезнях, вызванных болезнетворными микробами, и при рвоте кровью.
Хуан-лянь (корневище желтого лотоса)
Желтый лотос, может быть, очень горький и холодный,
Но застойные явленья уничтожит без проблем в животе и в сердце нашем,
Жар и яд с улыбкой легкой он развеет,
Укрепляя и желудок, и кишечник.
Сведения о растении
Растение семейства Coptidis Как лекарственное
средство используется корень. Произрастает в провинциях Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу, Хубэй и уездах Аньвэй и Линся.
Свойства
«Холодный» и горький. Течет в меридианах сердца, печени, селезенки, желудка, желчного пузыря и толстой кишки.
Применение
Охлаждение крови и уничтожение «огня». Сушит «сырость» и избавляет от «жара». Ликвидирует застой и нейтрализует яд. Утоляет жажду и снимает беспокойство. Полезен при поносе, вызванном болезнетворными микроорганизмами, при рвоте, возникшей из-за пищевого отравления и внешних патогенных факторов, при болезненных и опухших глазах, при язвочках в ротовой полости, при носовом кровотечении и различных язвах на коже.
Сочетание
С му-сян (корень оклендии) в качестве «болюса душистого лотоса» применяется для лечения диареи и при обильных, красноватых и беловатых, густых вагинсшьных выделениях. С у-чжу-ю (плод эуодии) - в качестве «золотой таблетки» для прекращения рвоты. С хуан-лин (корень шлемника), шань-чжи (корень питтоспоры) и хуан-бай (кора бархата) - в качестве «отвара из желтого лотоса для очищения» для лечения различных язв на коже, сыпи и других кожных заболеваний.
Количество и лечение
5-15 г. Используется сырым или жареным.
Предупреждение
Пригоден для лечения только инфекционных заболеваний и не применяется при дефиците энергии в желудке и селезенке.
Хорошее знание многочисленных лекарственных растений и их свойств, безусловно, совершенно необходимо для работы китайского врача. Но этим его работа не ограничивается. Он назначает не только определенное лекарственное растение в соответствии с жалобой больного, но и ряд растительных средств для восстановления здоровья. Например, когда пациент жалуется на газы в желудке, рвоту и кашель с большим количеством мокроты, врач не говорит: «Послушайте, у вас тяжелый случай. Давайте лечить ваши недуги по очереди. Возьмите это для избавления от газов в желудке, это для прекращения рвоты, это от кашля, а это для устранения слизи».
Вместо этого он оценивает состояние больного холистически, вырабатывает стратегию и тактику, затем назначает соответствующее средство. В данном случае это будет «душистый отвар "Шесть господ"».
Необходимо подчеркнуть, что названия «металл», «вода» и другие служат не символами и относятся не к основным компонентам, составляющим Вселенную, а к архетипам всех процессов. Например, когда китайские врачи говорят, что «холодные лекарственные растения принадлежат воде» или «лекарственные растения с острым вкусом принадлежат металлу», они не имеют в виду, что холодные растения в основном состоят из воды, а растения с острым вкусом - из металла.
Это означает, что растения, по классификации относящиеся к «холодным», обладают свойствами, характерными для процессов, связанных с водой, таких как, например, тушение огня, что является символическим выражением для уничтожения болезнетворных микроорганизмов; и что растения, по классификации относящиеся к острым, обладают свойствами, характерными для процессов, связанных с металлом, таких как. например, отражение звуков металлического колокола, который фигурально описывает вызванное потоотделение как лечебный процесс.
Один ученый однажды упомянул, что, поскольку китайцы разработали классификацию пяти элементов (распространенная ошибка при переводе: должно быть «пять элементарных процессов»), они постарались вогнать в эту классификацию все, включая вкус их лекарств и эмоции их пациентов. Очевидно, что даже краткое описание, как в предыдущем абзаце. показывает, что мнение этого ученого - ошибочное.
Инъ~ян и пять элементарных процессов используются для описания китайских медицинских средств, потому что это дает возможность китайским врачам кратко выражать свои идеи. Эти концепции дают им также философскую схему для дальнейших действий. Например, после того как врач определил характер болезни у своего пациента как инь (о чем свидетельствуют такие симптомы, как бледность лица, слабый пульс, прозрачная моча и общая слабость), для того чтобы восстановить гармонию, он назначит растения ян.
Когда у врача есть широкий выбор лекарственных растений, его задача упрощается, если он обращается к своей фармакопее и отбрасывает все, что считается инь.
Если врач хочет укрепить у больного системы селезенки и желудка, потому что он определил, что там гнездится болезнь, он выберет лекарственные растения со сладким вкусом, потому что сладкие растения, для которых характерны процессы, свойственные земле, будут подпитывать селезенку и желудок.
Так что применять принципы инь-ян и пять элементарных процессов довольно просто: использовать растения ян для восстановления баланса при заболеваниях инь, и наоборот - растения, для которых характерны процессы, свойственные земле, - для питания органов с элементарными процессами земли. Но здесь есть небольшая сложность. Хотя источник слабости больного находится в его селезенке и желудке, эти органы слишком слабы, чтобы усваивать питание. Что должен делать врач? Ответ может подсказать принцип взаимного созидания пяти элементарных процессов.
Используя принцип «огонь создает землю», что означает «увеличение огня у больного может не посредственно улучшить его землю», врач назначает лекарственные растения со свойствами огня, для того чтобы укрепить сердце больного и тонкую кишку.
Если эти органы довольно крепкие, будет достаточно «огня», чтобы создать «землю». Это означает, что селезенка и желудок станут более здоровыми и больной сможет подпитываться энергией и начать выздоравливать.
Если вы думаете, что врач использует этот метод только потому, что. по концепции пяти элементарных процессов, сердце и кишечник соответствуют «огню», а селезенка и желудок - «земле», а, по концепции взаимного созидания, огонь создает землю, - если вы думаете, что врач так поступает в соответствии с теорией, вы, так же как вышеупомянутый ученый, полагаете, что китайцы ставят телегу впереди лошади.
В отличие от древних греков, которые выдвигали свои теории относительно Вселенной, древние китайцы поступали наоборот: они изучали сначала Вселенную, а потом выдвигали теории для того, чтобы объяснить, что происходило в действительности. Поэтому теории китайцев - это объяснения, а не размышления.
И если вы спросите, откуда китайский врач знает, что сладкие лекарственные растения могут усилить энергию желудка или что можно улучшить функции желудка через систему сердца, это все равно что спрашивать западного врача, откуда он знает, что антибиотики типа эритромицина и тетрациклина могут убивать болезнетворные бактерии или что введение инсулина может облегчить страдания диабетика.
Врач может ответить, что узнал это на медицинском факультете и что, хотя он лично не проводил экспериментов для подтверждения компетентности своих преподавателей, эти знания на практике подтвердились.
Подобным образом китайский врач может сказать, что он узнал это от старых медиков, которые, возможно, сделали это открытие после многих лет исследований и наблюдений, и, хотя он сам не проводил научных опытов, он может доверять специалистам, потому что их открытия доказали свою справедливость на практике.
Однако здесь есть одно немаловажное отличие: в то время как на Западе работа, связанная с этим открытием, проводилась на протяжении десятилетий, в Китае она продолжалась в течение столетий. Поэтому понимание принципов инь-ян и пяти элементарных процессов позволяют китайскому врачу открыть и применять бесценные знания, которые мастера накопили за многие столетия.
Семь видов медицинских назначений
Китайские лекарственные растения обычно назначаются в определенных сочетаниях, а не в чистом виде. Существует семь видов назначений в китайской медицине лекарственных растений, образно называемых «семью эмоциями лекарственных средств». Эти семь эмоций отличаются от семи эмоций, описывающих семь внутренних причин болезней.
Семь видов относятся к семи способам сочетания медицинских средств в китайских медицинских рецептах, а именно: «Единственный путь», «Взаимное сочетание», «Взаимное усиление», «Взаим ное сдерживание», «Взаимное подавление», «Взаимное сопротивление» и «Взаимное разрушение».
Если лекарственное средство состоит только из одного вида растения, оно называется «единственный путь». Знаменитый женьшень (корень женьшеня), пропаренный в воде, известный как «отвар единственного женьшеня», очень полезный для усиления жизненной энергии, служит классическим примером.
Когда два вида медицинских средств со схожими свойствами используются в медицинском рецепте для усиления действия друг друга, то этот вид назначения называется «взаимное продвижение». Примером может служить отвар пинеллии. состоящий из бан-ся (корневища пинеллии) и шэн-цзян (корневища имбиря), который очень эффективен как противорвотное средство.
Если используются другие виды лекарственных растений для усиления действия основного, этот вид называется «взаимное усиление». Примером служит хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника) для усиления действия да-хуан (корня и корневища ревеня) в «отваре для ослабления огня в желудке», предназначенного для уменьшения воздействия на желудок микроорганизмов.
Когда применяются два вида лекарственных средств, они оба или одно из них ограничивают воздействие другого, и этот вид называется «взаимное сдерживание». Например, бан-ся токсично (подобно западному антибиотику), и если оно будет в избытке, то окажется вредным для больного; однако если добавить несколько кусочков имбиря (корневища имбиря), его токсичность окажется под контролем.
Когда оба вида лекарственных средств (или одно из них) подавляют действие другого, это «взаимное подавление». Имбирь обладает способностью устранять «холод» и вызывать «тепло»; но если добавить хуан-лянь (корневище желтого лотоса), обладающий способностью детоксикации и устранения «жара», он воспрепятствует воздействию имбиря. Этого вида взаимного подавления избегают в медицинских назначениях и врачам помогают «Песни девятнадцати запретов». Тем не менее этот вид назначений очень полезен для нейтрализации воздействия лекарственных растений, принятых по ошибке.
Если в результате использования двух видов лекарственных растений возникают сильные побочные эффекты, это «взаимное сопротивление». Например, бан-ся (корневище пинеллии) и чуань-сюн (корневище бирючины) - острые и теплые. Когда они применяются вместе, увеличивается токсичность бан-ся, тем самым вызывая вредные побочные эффекты.
Мастера прошлого завещали «Песню восемнадцати сопротивлений», чтобы предостеречь от сочетаний определенных растений.
В то же время два токсичных растения, которые принесут вред, если их использовать по отдельности, могут подавлять токсичность друг друга, когда их применяют вместе, или одно безвредное растение может нейтрализовать токсичность другого. Такой вид назначения называется «взаимное разрушение». Например, ба-доу (плод кротона) токсичен, но это эффективный антибиотик, если правильно его использовать.
Однако если ничего не подозревающий больной съест тарелку вареной зеленой фасоли, то действие антибиотиков будет сведено к нулю, потому что зеленая фасоль нейтрализует токсичность ба-доу.
Краткое описание китайской фармакологии
От китайского врача требуется, чтобы он знал огромное количество лекарственных средств, которые классифицированы по группам, чтобы ему было удобно ориентироваться: например, средства для регулирования жизненной энергии, укрепления кровеносной системы, стабилизации эмоций, устранения жара, избежания запоров, для потоотделения, средства, используемые как противоядия, и средства для наружного применения.
Лекарственные средства подразделяются на три основных класса: лекарственные растения, укрепляющие организм, например, женьшень и средство животного происхождения - оленьи рога - принадлежат к первому классу: средства, восстанавливающие психологические и физиологические функции, - ко второму классу, а те, которые на Западе называют антибиотиками и которые китайцы именуют ядами. - к третьему.
Ниже приводятся примеры краткой информации, которая обычно включается в китайский фармакологический перечень. Из-за экономии места мы приводим здесь по одному примеру из каждого класса. Читателям, интересующимся китайскими лекарственными растениями, следует обратиться к хорошей фармакопее.
Женьшень (корень женьшеня), «человеческий корень»
Сладок вкус целебного корня, Нет растения лучше женьшеня: Укреплять он может здоровье, Утолять сильнейшую жажду И питать, и лелеять все время.
Сведения о растении
Принадлежит к семейству аралиевых. Корень используется в медицине. Произрастает в Северо-Восточном Китае и Корее.
Свойства
Теплый. Сладкий, горьковатый вкус. Течет в меридианах селезенки и легких.
Применение
Эффективен для усиления первоначальной энергии. Применяется при коме и астении. Благотворно влияет на кровь и образует жидкость. Улучшает аппетит и укрепляет организм. Дает положительные результаты при лечении астении, бессонницы, анорексии, импотенции, диабета, отека конечностей, поноса, одышки, а также при дефиците ян и внезапной потере энергии.
Сочетания
В качестве «отвара женьшеня» употребляется для укрепления организма. В сочетании с фу-цзы (корнем аконита) в «отваре женьшеня и аконита» используется при потере крови и для усиления жизненной энергии, в сочетании с фу-цинь (пори-ей), бау-шу (корневищем атрактилодиса) и гань-цао (корнем солодки) в «отваре «Четыре господина» - при общей слабости после продолжительной болезни.
Количество: 5-15 г.
Предупреждение
Нельзя употреблять при простуде и высокой температуре, при «плотных» заболеваниях и травмах внутренних органов. Действие женьшеня подавляется у-лин-цзы (пометом птиц отряда трого-нов) и уничтожается ли-лу (чемерицей черной).
Юань-чжи (истод тонколистый), «прозорливое честолюбие»
Юань-чжи - прекрасное средство:
Память оно укрепляет, от тревоги оно избавляет,
Язвы лечит, от страха спасает;
А природа его - тепло.
Сведения о растении
Кора и корень используются в медицине. Произрастает в провинциях Хэнань и Шаньси.
Свойства
Теплый, горький. Течет в меридианах сердца и почек.
Применение
Стабилизирует эмоции. Устраняет блокировку в меридианах сердца и почек. Избавляет от тревоги, слизи. Эффективен при страхах, потере памяти, бессоннице, кашле; лечит язвы на коже.
Сочетания
С фу-цинь (пория). бо-цзы-жэнь (семена туи био-ты), май-дун (корень ворсянки), тянь-дун (корень спаржи), женьшень (корень женьшеня), лань-шень (корень шалфея), юаньЛшень (корень норичника), у-вэй-цзы (плоды лимонника), ди-хуан (корень рехманнии), цзе-гэн (корень пла-тикодона), суань-цзао-жэнь (семена унаби), дан-гуй (корень дудника) в качестве «укрепляющего болюса Царя Небесного» применяется для избавления от сильного беспокойства, при дефиците «крови сердца», при плохой памяти и различных душевных недомоганиях. После нагревания и замачивания в вине используется как наружное средство для лечения язв на коже.
Количество и лечение
3~15 г. Применяется сырым, или приготовленным с медом, или нагретым.
Предупреждение
Нельзя употреблять при дефиците сердечной и почечной энергии; при болезнях, вызванных болезнетворными микробами, и при рвоте кровью.
Хуан-лянь (корневище желтого лотоса)
Желтый лотос, может быть, очень горький и холодный,
Но застойные явленья уничтожит без проблем в животе и в сердце нашем,
Жар и яд с улыбкой легкой он развеет,
Укрепляя и желудок, и кишечник.
Сведения о растении
Растение семейства Coptidis Как лекарственное
средство используется корень. Произрастает в провинциях Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу, Хубэй и уездах Аньвэй и Линся.
Свойства
«Холодный» и горький. Течет в меридианах сердца, печени, селезенки, желудка, желчного пузыря и толстой кишки.
Применение
Охлаждение крови и уничтожение «огня». Сушит «сырость» и избавляет от «жара». Ликвидирует застой и нейтрализует яд. Утоляет жажду и снимает беспокойство. Полезен при поносе, вызванном болезнетворными микроорганизмами, при рвоте, возникшей из-за пищевого отравления и внешних патогенных факторов, при болезненных и опухших глазах, при язвочках в ротовой полости, при носовом кровотечении и различных язвах на коже.
Сочетание
С му-сян (корень оклендии) в качестве «болюса душистого лотоса» применяется для лечения диареи и при обильных, красноватых и беловатых, густых вагинсшьных выделениях. С у-чжу-ю (плод эуодии) - в качестве «золотой таблетки» для прекращения рвоты. С хуан-лин (корень шлемника), шань-чжи (корень питтоспоры) и хуан-бай (кора бархата) - в качестве «отвара из желтого лотоса для очищения» для лечения различных язв на коже, сыпи и других кожных заболеваний.
Количество и лечение
5-15 г. Используется сырым или жареным.
Предупреждение
Пригоден для лечения только инфекционных заболеваний и не применяется при дефиците энергии в желудке и селезенке.
Хорошее знание многочисленных лекарственных растений и их свойств, безусловно, совершенно необходимо для работы китайского врача. Но этим его работа не ограничивается. Он назначает не только определенное лекарственное растение в соответствии с жалобой больного, но и ряд растительных средств для восстановления здоровья. Например, когда пациент жалуется на газы в желудке, рвоту и кашель с большим количеством мокроты, врач не говорит: «Послушайте, у вас тяжелый случай. Давайте лечить ваши недуги по очереди. Возьмите это для избавления от газов в желудке, это для прекращения рвоты, это от кашля, а это для устранения слизи».
Вместо этого он оценивает состояние больного холистически, вырабатывает стратегию и тактику, затем назначает соответствующее средство. В данном случае это будет «душистый отвар "Шесть господ"».