Библиотека
Лечение больного, а не болезни.
Принципы китайской терапии
Концентрируя внимание на все более мелких частицах организма человека, современная медицина, возможно, перестает рассматривать больного как единое целое и, сводя проблему здоровья к механическому функционированию, она больше не в состоянии заниматься исцелением.
Основным принципом китайской медицины является подход к человеку как к личности в целом, а не как к структуре, состоящей из различных органов. Поэтому при лечении больного китайский врач думает, как восстановить здоровье человека в целом, а не только как вылечить болезнь или пораженные болезнью органы.
Человек состоит из сложных взаимосвязанных и скоординированных органов и систем. Эти органы и системы взаимозависимы. Например, дыхательная система зависит от кровеносной: она обеспечивается пишей и энергией, которые в свою очередь та получила из системы пищеварения. Система пищеварения также зависит от кровеносной, дыхательной и других систем в том, что касается ее сохранения и функционирования.
Эта взаимосвязь органов и систем нашего организма становится более очевидной, когда мы понимаем сложную систему меридианов, которая соединяет не только внешне не связанные органы, такие как, например, глаза и печень, но также каждую часть нашего организма. Все наши внутренние органы (легкие, печень, почки и т. д.) связаны с внешними органами (кожей, глазами, ушами).
Внешние органы помогают человеку воспринимать окружающую среду, помогая ему таким образом поддерживать гармонию между собой и средой. Окружающая среда постоянно меняется: изменяются воздух и микроорганизмы, а также климатические условия, местность и эмоциональные влияния.
Если изменения в окружающей среде слишком резкие или внезапные, человек может оказаться неспособным адаптироваться к ним. Когда равновесие между человеком и окружающей средой или между его внутренней и внешней системами нарушается, он может заболеть.
Поскольку органы и системы человека связаны между собой с помощью различных меридианов, травма или заболевание какого-либо одного органа влияет на другие органы, в результате чего нарушается гармония и возникает болезнь.
Например, «болезни печени воздействуют на систему селезенки», то есть при заболевании печени нарушается нормальная работа системы селезенки, в результате человек теряет аппетит и даже здоровье.
Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы врач лечил больного как единое целое. Например, если у пациента болит голова, недостаточно избавить его от головной боли, если больной жалуется на боли в желудке, врач не должен сосредоточивать внимание только на желудке.
Принцип назначения лечения в соответствии с болезнью требует, чтобы врач прежде всего узнал причину и характер заболевания. Важность этого принципа и необходимость его соблюдения очевидны, но на практике многие врачи не придерживаются этого принципа, о чем свидетельствуют примеры безрезультатного лечения несложных заболеваний.
Если причина и характер болезни определены правильно, заболевание - за небольшим исключением - можно вылечить, используя надлежащие методы.
Следовательно, диагноз чрезвычайно важен: если он поставлен правильно, больной непременно выздоровеет. При установлении диагноза, как мы видели в предыдущих главах, врач учитывает пораженный орган, сопротивляемость организма, протекание болезни и стадию ее развития. Он исследует внешние («шесть зол») и внутренние («семь эмоций») причины, использует четыре диагностических метода и руководствуется восемью принципами. Потом он применяет один или несколько методов для классификации болезни, чтобы лучше ее понять.
Китайские врачи фигурально называют отношение между здоровьем и болезнью «борьбой между добром и злом». «Добро» и «зло» в данном случае не рассматриваются как нравственные категории. Они обозначают ситуации здоровья и болезни.
Добром называют «хорошую ци», жизненную силу, или жизненную энергию, от которой зависит сохранение жизни. Она включает нормальное функционирование органов и систем, сопротивляемость организма внутренним и внешним болезнетворным факторам и естественную способность и стремление к восстановлению здоровья.
Злом называют «плохую ци», то есть болезнь, которая собирает все болезнетворные факторы, а также симптомы и проявления, вызванные ими. Здоровье или болезнь - это нескончаемый процесс борьбы добра и зла. Возникновение болезни, ее развитие и проявления - это те случаи, когда зло одерживает победу. Когда побеждает добро, когда человек заряжен доброй энергией ци, болезнь не возникает.
Это фигуральное описание борьбы между добром и злом может показаться некоторым читателям примитивным и упрощенным; но на самом деле эта ситуация представлена в самой сжатой форме; это глубокая медицинская истина, полученная в результате наблюдений и изучения на протяжении веков. Если мы поймем ее значение и овладеем мастерством ее применения, мы сможем не только лечить болезни, но - что еще важнее - предупреждать их и продлевать человеческую жизнь.
Следовательно, все методы лечения можно объединить в два принципа: «восстановление добра» и «уничтожение зла». Восстановление добра предпо лагает использование медицинских средств, питания, физических упражнений и других методов восстановления жизненной энергии, укрепления организма и усиления его защитных систем, способности к исцелению, с тем чтобы одержать верх над болезнетворными факторами и вновь обрести здоровье.
Уничтожение зла предполагает применение различных терапевтических методов, таких как использование растительных лекарственных средств, акупунктура, массаж, цигун и т. д., чтобы избавиться от плохой энергии ни. устранить патогенные факторы или их эффекты, ограничить или прекратить их развитие и устранить болезнь.
Восстановление добра и уничтожение зла - взаимосвязанные процессы. Но для удобства мы можем классифицировать лечение по следующим подходам.
1. Только восстановление добра.
Используется в том случае, когда больной очень слаб и нет внешних патогенных факторов. Этот подход применяется к больным, страдающим органическими заболеваниями.
2. Только уничтожение зла.
Этот подход используется, когда есть внешние патогенные факторы, а пациент здоров. Применяется особенно при инфекционных болезнях.
3. Восстановление добра с уничтожением зла.
Больной слаб, патогенные факторы присутствуют, но слабость больного более заметна.
4. Уничтожение зла с восстановлением добра.
Больной слаб, и патогенные факторы присутствуют, но они более устойчивы, чем в других случаях.
5. Восстановление добра, затем уничтожение зла.
Больной физически слаб, и патогенные факторы присутствуют, но если сначала уничтожать зло, это может ухудшить состояние больного. Например, лечение антибиотиками может еще больше ослабить больного.
6. Уничтожение зла, затем восстановление добра.
Больной физически слаб, и патогенные факторы присутствуют, но если сначала восстанавливать добро, это может усугубить болезнь. Например, повышение энергетического уровня человека, страдающего от закупорки внутренних органов, может ухудшить его состояние.
Какими бы ни были методы лечения или подхо-ды. конечная цель - восстановление добра. Это положение резко контрастирует с подходом западных медиков, главный упор делающих на уничтожение зла. В соответствии с китайской медицинской философией хорошая энергия ци у больного (жизненная энергия) - основной фактор в преодолении зла (болезни). Более того, все лечебные средства (лекарственные растения, акупунктура и т. д.) воздействуют на больного в зависимости от его энергии ци.
Очевидно, наши врачи могут извлечь много полезного из этой философии. Например, доминирующий философский принцип медицинских исследований в области дегенеративных заболеваний (самая большая проблема в медицине нашего времени) заключается в нахождении путей уничтожения болезней, то есть в «уничтожении зла», а не в восстановлении физиологических функций больного, или в «восстановлении добра».
А когда при органическом заболевании требуется хирургическая операция, часто стоит вопрос, может ли больной оплатить ее, то есть опять возникает вопрос об «уничтожении зла», а не о том, может ли больной выздороветь, не прибегая к операции; многие из моих учеников избежали хирургического вмешательства благодаря системе упражнений цигун, то есть произошло «восстановление добра».
Концепция «ветви» и «корня» относится к вторичному и первичному аспектам отношения между здоровьем и болезнью. Она часто используется в китайской медицине и проявляется по-разному.
В отношении между здоровьем и болезнью (добром и злом) естественная сопротивляемость болезни считается первичной (корень), а болезнетворные факторы - вторичными (ветви). Поэтому в терапии восстановление обшей жизненной энергии больного всегда приоритетно по отношению к лечению конкретных заболеваний.
В диагностировании и лечении причина заболевания первична, а симптомы вторичны. Поэтому врач должен не определять болезнь по внешним симптомам, а узнать ее причину и не просто устранять симптомы заболевания, а заниматься причиной болезни.
Что касается развития болезни, то она рассматривается как‘первичная, старая болезнь или болезнь, которой заразились давно; новая болезнь или болезнь, которой заразились недавно, вторичная. Болезнь внутренних органов - первична, болезнь внешних - вторична. Причины болезни: внутренние - первичны, внешние - вторичны.
Обычный подход к лечению следующий: сначала лечат то, что первично, потом то, что вторично. Например, больной, страдающий от дефицита энергии сердца, может испытывать боль в руке. Если мы просто устраним боль в руке, но не будем знать о проблеме с сердцем, мы «устраним симптомы, а не болезнь». Этим объясняется тот факт, что огромное количество больных страдают хроническими заболеваниями и никогда не выздоравливают.
Концепция «ветви» и «корня» поможет избежать этой ошибки. Отделяя первичную причину от вторичного симптома, мы устраняем причину, усиливая энергию сердца: симптомы этой болезни, боли 15 руке пройдут сами по себе.
Тем не менее, пытаясь устранить причину, мы не должны пренебрегать симптомами. Мы можем объяснить больному настоящую причину его заболевания, но для него симптомы, от которых о?! страдает, реальны и, возможно, важнее, чем дефицит его сердечной энергии, чего, вероятно, он в данный момент не ощущает. И если мы не облегчим его боль в руке, он вскоре может разувериться в нашем лечении, хотя на самом деле мы поступаем правильно, устраняя дефицит его энергии.
Более того, избавляя больного от симптомов, например, открывая меридианы на руке, мы также можем ускорить усиление его сердечной энергии.
Однако иногда симптомы могут оказаться более важными, чем причина болезни. В этом случае мы должны в первую очередь устранить симптомы. Например, в результате дисфункции печени в брюшной полости может скапливаться избыточная жидкость. Дисфункция печени - первичная причина, а избыточная жидкость в брюшной полости - вторичный симптом. Но если количество скопившейся жидкости так велико, что живот раздувается, в результате чего затруднены дыхание и выделение продуктов распада из организма, мы сначала должны устранить симптом, используя слабительное для удаления избыточной жидкости.
Следующие восемь основных методов лечения применяются в терапии внутренних органов.
1. Потоотделение
Потоотделение полезно при внешних заболеваниях типа лихорадки и простуды, гнойной инфекции и избыточной жидкости. Потоотделение вызывают некоторые обычные лекарственные растения: ма-хуан (эфедра), куй-чи (ветви коричника), фан-фэн (корень ледебуриеллы), по-хэ (мята), цзи-хуа (цветок хризантемы) и чай-ху (володушка).
2. Вызванная рвота
Рвоту вызывают для того, чтобы вывести из организма недоброкачественную пищу, которая еще не успела усвоиться. Средствами, вызывающими рвоту, являются куа-ти (стебель дыни), ли-лу (чемерица черная) и чаи-сань (корень дихрои).
3. Слабительное
Слабительное используется при лечении внутренних органов,-особенно систем селезенки и желудка, при затруднении выделения продуктов распада из организма, при раздутом животе, избыточной жидкости, застое крови и энергии. Слабительными средствами являются та-хуан (корневище ревеня), ман-шоу (сульфат натрия), фу-цзы (корень аконита), кань-шян (корневище имбиря), фома-жэнь (плод конопли), юань-хуа (цветок генкуа) и да-цзи (корень эуфобии пекинской).
4. Урегулирование
Имеется в виду урегулирование функциональных отношений между инь и ля и между органами. В отличие от других методов, когда используются некоторые лекарственные растения для потоотделения, в качестве слабительного и т. д., при этом методе какие-либо специальные средства не применяются для урегулирования.
Врач должен узнать причины дисбаланса у больного и выбрать подходящие средства для его устранения.
Тем не менее, существуют два популярных средства для урегулирования: чай-ху-тан (отвар из корня володушки) и сяо-ло-сань (порошок сяо-яо).
5. Согренание
Метод согревания используется при лечении простуды и для усиления энергии ян. Он выполняет сразу три функции: устраняет простуду на среднем уровне, прочищает заблокированные меридианы и усиливает физиологические функции.
Используемые медицинские средства включают: фу-цзы (корень аконита), кань-цзян (корневище имбиря) и куй (кора коричника), сао-хуай-сян (плоды укропа) и хуа-цзяо (околоплод зантоксилума).
6. Устранение жара
При этом методе используются охлаждающие средства для устранения «жара» и «огня». Этот метод позволяет уничтожить бактерии, растворить мокроту и снизить температуру. Он часто применяется при лечении инфекционных заболеваний в промежуточной и поздней стадиях болезни. Используемые средства: хуан-лянь (корневище желтого лотоса), хуан-чинь (корень шлемника), цзинь-инь-хуа (цветок жимолости), лун-тань-чао (корень горечавки) и си-цзяо (рог носорога).
7. Рассеивание
Этот метод состоит в устранении блокирования, вызванного застоем энергии и крови, жидкостью, «сыростью», пищей и др. Его использование очень популярно и включает в себя устранение «ветра», «сырости», урегулирование ци, крови, пищеварения и всасывания пищи, рассеивание мокроты и избыточной жидкости, рассеивание камней и уменьшение нарывов и воспалений.
Применяются соответствующие растительные лекарственные средства: чуань-кун (корневище бирючины), фу-цинь (пория), му-тун (стебель акебии), му-сян (корень оклендии). хуан-хуа (цветок сафлоры), сань-ча (плоды боярышника), чуань-пэй-му (луковица рябчика), хуан-по (кора бархата) и тао-жэнь (косточки персика).
8. Стимулирование
Стимулирование усиливает физиологические функции больного, естественную сопротивляемость и способность организма самостоятельно восстанавливаться. Метод стимулирования используется для восстановления здоровья больного после лечения. Существует пять основных зон стимулирования: ци, кровь, инь, ян и внутренние органы.
К лечебным средствам относятся: тан-шунь (ко-донопсис мелковолосистый), хуан-чи (корень астрагала), дан-гуй (корень дудника), хэ-сао-у (корень спорыша), па-цзи (корень моринды) и ти-хуан (корень рехманнии).
Различные методы лечения в китайской медицине
Широко распространено ошибочное мнение, что методы китайской медицины заключаются в основном в лечении отварами лекарственных растений. Но это только один из аспектов китайской медицины. В китайской медицине много методов лечения, и самые важные мы рассмотрим в этой книге.
1. Применение лекарственных растений
Они используются в виде отваров и препаратов из лекарственных растений, минеральных веществ, лекарств животного происхождения и других веществ. Медицинские препараты могут быть также в виде пилюль, таблеток, порошков и настоек. У китайцев существует огромное количество лекарственных средств. Например, в «Фармакопее» Ли Шичжэня содержится описание 1892 различных видов лекарственных растений и более 10 тыс. лечебных средств.
2. Наружная терапия
Она включает акупунктуру, массаж и лечение травм; в более узком смысле это применение мазей, пластырей, банок, вапоризации, соскабливания, лечение теплом и хирургические операции.
Распространено ошибочное мнение, что хирургия - слабое звено китайской медицины. В действительности же в Китае успешно выполнялись сложные операции задолго до того, как Западу стало известно об анестезии.
3. Травматология
Этот раздел включает различные виды лечения как наружных, так и внутренних травм, вызванных рассечением, ушибом, смещением, переломом и силовыми действиями. На бытовом уровне это означает «лечение травм, полученных в результате падения или ударов» и связано с практикой кунгфу. Травматолог имеет дело в основном с ушибами и растяжениями, с травмами опорно-двигательного аппарата и повреждениями внутренних органов.
Китайцы, особенно великие мастера в искусстве кунг-фу, установили очень высокие стандарты в области травматологии.
4. Акупунктура и моксотерапия
В недалеком прошлом люди стали бы смеяться, если бы им сказали, что излечивать болезни можно, вставляя иглы в тело человека, но сейчас акупунктура признана эффективной и самостоятельной лечебной системой.
Она основана на принципе, что все части тела связаны всеобъемлющей сетью каналов и коллате-ралей и что, управляя потоком энергии в этих меридианах, можно восстановить здоровье.
Там, где нельзя применять акупунктуру, используется моксотерапия (прижигание или прогревание точек акупунктуры с помощью шарика или конуса из высушенного и истолченного в порошок лекарственного растения моксы, разновидности полыни).
5. Массаж;
Лечение массажем основано на тех же принципах, что и акупунктура, но вместо игл врач пользуется только руками, приводя в гармоничное состояние энергетический поток в организме больного.
Многих непосвященных может удивить, что массаж - самостоятельный метод лечения, как и акупунктура. Существует очень много приемов массажа для получения определенных результатов при воздействии на различные ткани, мышцы, жизненно важные точки и меридианы. Тридцать видов массажа описаны в этой книге, в главе, посвященной лечению массажем.
Массаж, акупунктура и прием лекарственных растений были самыми первыми видами лечения в Китае, для обучения которым в Императорском медицинском университете (первом в мире медицинском учебном заведении), открытом в период правления династии Тан, были учреждены профессорские должности.
6. Оздоровительные упражнения
Сюда включают физиотерапию, упражнения цигун и боевые искусства. Поэтому их профилактическая функция так же важна, как и лечебная. Серьезное различие между оздоровительными китайскими и западными упражнениями заключается в том, что в китайских упражнениях упор делается не только на кости и мышцы, но и на внутренние органы и системы.
Вероятно, в Китае раньше, чем в других странах, стали использовать оздоровительные упражнения как один из методов лечения. В древних текстах упоминается, что в доисторические времена для лечения ревматизма и артрита в Китае применяли танцы и физиотерапию.
Великие врачеватели прошлого также придавали большое значение оздоровительным упражнениям. Известными примерами разработанных ими упражнений служат «Игра пяти зверей» Хуа То, шаолиньс кие упражнения «Восемнадцать рук Лоханя», система упражнений тай-цзи цюань и «Восемь вышивок».
7. Упражнения цигун
Традиционно лечение с помощью системы цигун, состоящей из упражнений, исцеляет от болезней. В современном контексте цигун рассматривается как терапевтический метод, посредством которого врач направляет энергию пациенту; но в широком значении этим термином обозначают все методы лечения, в которых используется гармонизация энергетического потока в качестве основного принципа для восстановления здоровья.
Следовательно, он включает и такие методы, как массаж, акупунктура и физиотерапия. Поскольку основной принцип китайской медицинской философии (как и других медицинских философий, известных человеку, за исключением традиционной западной) предполагает, что гармоничный поток жизненной энергии очень важен для здоровья, система упражнений цигун, вероятно, самый естественный метод лечения из всех.
Китайская медицина - чрезвычайно обширная и интересная дисциплина. Неудивительно, если мы вспомним, что это медицинская система с самой древней историей, которая используется самым многочисленным народом в мире. Различные терапевтические подходы, упомянутые нами, представляют собой многочисленные способы, успешно применявшиеся в Китае для борьбы с заболеваниями на протяжении столетий. В последующих главах мы рассмотрим их подробнее.
Концентрируя внимание на все более мелких частицах организма человека, современная медицина, возможно, перестает рассматривать больного как единое целое и, сводя проблему здоровья к механическому функционированию, она больше не в состоянии заниматься исцелением.
Принц Чарльз (выступление на заседании Британской медицинской ассоциации в 1982 г.)
Лечение больного в целом
Основным принципом китайской медицины является подход к человеку как к личности в целом, а не как к структуре, состоящей из различных органов. Поэтому при лечении больного китайский врач думает, как восстановить здоровье человека в целом, а не только как вылечить болезнь или пораженные болезнью органы.
Человек состоит из сложных взаимосвязанных и скоординированных органов и систем. Эти органы и системы взаимозависимы. Например, дыхательная система зависит от кровеносной: она обеспечивается пишей и энергией, которые в свою очередь та получила из системы пищеварения. Система пищеварения также зависит от кровеносной, дыхательной и других систем в том, что касается ее сохранения и функционирования.
Эта взаимосвязь органов и систем нашего организма становится более очевидной, когда мы понимаем сложную систему меридианов, которая соединяет не только внешне не связанные органы, такие как, например, глаза и печень, но также каждую часть нашего организма. Все наши внутренние органы (легкие, печень, почки и т. д.) связаны с внешними органами (кожей, глазами, ушами).
Внешние органы помогают человеку воспринимать окружающую среду, помогая ему таким образом поддерживать гармонию между собой и средой. Окружающая среда постоянно меняется: изменяются воздух и микроорганизмы, а также климатические условия, местность и эмоциональные влияния.
Если изменения в окружающей среде слишком резкие или внезапные, человек может оказаться неспособным адаптироваться к ним. Когда равновесие между человеком и окружающей средой или между его внутренней и внешней системами нарушается, он может заболеть.
Поскольку органы и системы человека связаны между собой с помощью различных меридианов, травма или заболевание какого-либо одного органа влияет на другие органы, в результате чего нарушается гармония и возникает болезнь.
Например, «болезни печени воздействуют на систему селезенки», то есть при заболевании печени нарушается нормальная работа системы селезенки, в результате человек теряет аппетит и даже здоровье.
Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы врач лечил больного как единое целое. Например, если у пациента болит голова, недостаточно избавить его от головной боли, если больной жалуется на боли в желудке, врач не должен сосредоточивать внимание только на желудке.
Назначение лечения в соответствии с болезнью
Принцип назначения лечения в соответствии с болезнью требует, чтобы врач прежде всего узнал причину и характер заболевания. Важность этого принципа и необходимость его соблюдения очевидны, но на практике многие врачи не придерживаются этого принципа, о чем свидетельствуют примеры безрезультатного лечения несложных заболеваний.
Если причина и характер болезни определены правильно, заболевание - за небольшим исключением - можно вылечить, используя надлежащие методы.
Следовательно, диагноз чрезвычайно важен: если он поставлен правильно, больной непременно выздоровеет. При установлении диагноза, как мы видели в предыдущих главах, врач учитывает пораженный орган, сопротивляемость организма, протекание болезни и стадию ее развития. Он исследует внешние («шесть зол») и внутренние («семь эмоций») причины, использует четыре диагностических метода и руководствуется восемью принципами. Потом он применяет один или несколько методов для классификации болезни, чтобы лучше ее понять.
Борьба между добром и злом
Китайские врачи фигурально называют отношение между здоровьем и болезнью «борьбой между добром и злом». «Добро» и «зло» в данном случае не рассматриваются как нравственные категории. Они обозначают ситуации здоровья и болезни.
Добром называют «хорошую ци», жизненную силу, или жизненную энергию, от которой зависит сохранение жизни. Она включает нормальное функционирование органов и систем, сопротивляемость организма внутренним и внешним болезнетворным факторам и естественную способность и стремление к восстановлению здоровья.
Злом называют «плохую ци», то есть болезнь, которая собирает все болезнетворные факторы, а также симптомы и проявления, вызванные ими. Здоровье или болезнь - это нескончаемый процесс борьбы добра и зла. Возникновение болезни, ее развитие и проявления - это те случаи, когда зло одерживает победу. Когда побеждает добро, когда человек заряжен доброй энергией ци, болезнь не возникает.
Это фигуральное описание борьбы между добром и злом может показаться некоторым читателям примитивным и упрощенным; но на самом деле эта ситуация представлена в самой сжатой форме; это глубокая медицинская истина, полученная в результате наблюдений и изучения на протяжении веков. Если мы поймем ее значение и овладеем мастерством ее применения, мы сможем не только лечить болезни, но - что еще важнее - предупреждать их и продлевать человеческую жизнь.
Следовательно, все методы лечения можно объединить в два принципа: «восстановление добра» и «уничтожение зла». Восстановление добра предпо лагает использование медицинских средств, питания, физических упражнений и других методов восстановления жизненной энергии, укрепления организма и усиления его защитных систем, способности к исцелению, с тем чтобы одержать верх над болезнетворными факторами и вновь обрести здоровье.
Уничтожение зла предполагает применение различных терапевтических методов, таких как использование растительных лекарственных средств, акупунктура, массаж, цигун и т. д., чтобы избавиться от плохой энергии ни. устранить патогенные факторы или их эффекты, ограничить или прекратить их развитие и устранить болезнь.
Восстановление добра и уничтожение зла - взаимосвязанные процессы. Но для удобства мы можем классифицировать лечение по следующим подходам.
1. Только восстановление добра.
Используется в том случае, когда больной очень слаб и нет внешних патогенных факторов. Этот подход применяется к больным, страдающим органическими заболеваниями.
2. Только уничтожение зла.
Этот подход используется, когда есть внешние патогенные факторы, а пациент здоров. Применяется особенно при инфекционных болезнях.
3. Восстановление добра с уничтожением зла.
Больной слаб, патогенные факторы присутствуют, но слабость больного более заметна.
4. Уничтожение зла с восстановлением добра.
Больной слаб, и патогенные факторы присутствуют, но они более устойчивы, чем в других случаях.
5. Восстановление добра, затем уничтожение зла.
Больной физически слаб, и патогенные факторы присутствуют, но если сначала уничтожать зло, это может ухудшить состояние больного. Например, лечение антибиотиками может еще больше ослабить больного.
6. Уничтожение зла, затем восстановление добра.
Больной физически слаб, и патогенные факторы присутствуют, но если сначала восстанавливать добро, это может усугубить болезнь. Например, повышение энергетического уровня человека, страдающего от закупорки внутренних органов, может ухудшить его состояние.
Какими бы ни были методы лечения или подхо-ды. конечная цель - восстановление добра. Это положение резко контрастирует с подходом западных медиков, главный упор делающих на уничтожение зла. В соответствии с китайской медицинской философией хорошая энергия ци у больного (жизненная энергия) - основной фактор в преодолении зла (болезни). Более того, все лечебные средства (лекарственные растения, акупунктура и т. д.) воздействуют на больного в зависимости от его энергии ци.
Очевидно, наши врачи могут извлечь много полезного из этой философии. Например, доминирующий философский принцип медицинских исследований в области дегенеративных заболеваний (самая большая проблема в медицине нашего времени) заключается в нахождении путей уничтожения болезней, то есть в «уничтожении зла», а не в восстановлении физиологических функций больного, или в «восстановлении добра».
А когда при органическом заболевании требуется хирургическая операция, часто стоит вопрос, может ли больной оплатить ее, то есть опять возникает вопрос об «уничтожении зла», а не о том, может ли больной выздороветь, не прибегая к операции; многие из моих учеников избежали хирургического вмешательства благодаря системе упражнений цигун, то есть произошло «восстановление добра».
Концепция «ветви» и «корня»
Концепция «ветви» и «корня» относится к вторичному и первичному аспектам отношения между здоровьем и болезнью. Она часто используется в китайской медицине и проявляется по-разному.
В отношении между здоровьем и болезнью (добром и злом) естественная сопротивляемость болезни считается первичной (корень), а болезнетворные факторы - вторичными (ветви). Поэтому в терапии восстановление обшей жизненной энергии больного всегда приоритетно по отношению к лечению конкретных заболеваний.
В диагностировании и лечении причина заболевания первична, а симптомы вторичны. Поэтому врач должен не определять болезнь по внешним симптомам, а узнать ее причину и не просто устранять симптомы заболевания, а заниматься причиной болезни.
Что касается развития болезни, то она рассматривается как‘первичная, старая болезнь или болезнь, которой заразились давно; новая болезнь или болезнь, которой заразились недавно, вторичная. Болезнь внутренних органов - первична, болезнь внешних - вторична. Причины болезни: внутренние - первичны, внешние - вторичны.
Обычный подход к лечению следующий: сначала лечат то, что первично, потом то, что вторично. Например, больной, страдающий от дефицита энергии сердца, может испытывать боль в руке. Если мы просто устраним боль в руке, но не будем знать о проблеме с сердцем, мы «устраним симптомы, а не болезнь». Этим объясняется тот факт, что огромное количество больных страдают хроническими заболеваниями и никогда не выздоравливают.
Концепция «ветви» и «корня» поможет избежать этой ошибки. Отделяя первичную причину от вторичного симптома, мы устраняем причину, усиливая энергию сердца: симптомы этой болезни, боли 15 руке пройдут сами по себе.
Тем не менее, пытаясь устранить причину, мы не должны пренебрегать симптомами. Мы можем объяснить больному настоящую причину его заболевания, но для него симптомы, от которых о?! страдает, реальны и, возможно, важнее, чем дефицит его сердечной энергии, чего, вероятно, он в данный момент не ощущает. И если мы не облегчим его боль в руке, он вскоре может разувериться в нашем лечении, хотя на самом деле мы поступаем правильно, устраняя дефицит его энергии.
Более того, избавляя больного от симптомов, например, открывая меридианы на руке, мы также можем ускорить усиление его сердечной энергии.
Однако иногда симптомы могут оказаться более важными, чем причина болезни. В этом случае мы должны в первую очередь устранить симптомы. Например, в результате дисфункции печени в брюшной полости может скапливаться избыточная жидкость. Дисфункция печени - первичная причина, а избыточная жидкость в брюшной полости - вторичный симптом. Но если количество скопившейся жидкости так велико, что живот раздувается, в результате чего затруднены дыхание и выделение продуктов распада из организма, мы сначала должны устранить симптом, используя слабительное для удаления избыточной жидкости.
Восемь методов
Следующие восемь основных методов лечения применяются в терапии внутренних органов.
1. Потоотделение
Потоотделение полезно при внешних заболеваниях типа лихорадки и простуды, гнойной инфекции и избыточной жидкости. Потоотделение вызывают некоторые обычные лекарственные растения: ма-хуан (эфедра), куй-чи (ветви коричника), фан-фэн (корень ледебуриеллы), по-хэ (мята), цзи-хуа (цветок хризантемы) и чай-ху (володушка).
2. Вызванная рвота
Рвоту вызывают для того, чтобы вывести из организма недоброкачественную пищу, которая еще не успела усвоиться. Средствами, вызывающими рвоту, являются куа-ти (стебель дыни), ли-лу (чемерица черная) и чаи-сань (корень дихрои).
3. Слабительное
Слабительное используется при лечении внутренних органов,-особенно систем селезенки и желудка, при затруднении выделения продуктов распада из организма, при раздутом животе, избыточной жидкости, застое крови и энергии. Слабительными средствами являются та-хуан (корневище ревеня), ман-шоу (сульфат натрия), фу-цзы (корень аконита), кань-шян (корневище имбиря), фома-жэнь (плод конопли), юань-хуа (цветок генкуа) и да-цзи (корень эуфобии пекинской).
4. Урегулирование
Имеется в виду урегулирование функциональных отношений между инь и ля и между органами. В отличие от других методов, когда используются некоторые лекарственные растения для потоотделения, в качестве слабительного и т. д., при этом методе какие-либо специальные средства не применяются для урегулирования.
Врач должен узнать причины дисбаланса у больного и выбрать подходящие средства для его устранения.
Тем не менее, существуют два популярных средства для урегулирования: чай-ху-тан (отвар из корня володушки) и сяо-ло-сань (порошок сяо-яо).
5. Согренание
Метод согревания используется при лечении простуды и для усиления энергии ян. Он выполняет сразу три функции: устраняет простуду на среднем уровне, прочищает заблокированные меридианы и усиливает физиологические функции.
Используемые медицинские средства включают: фу-цзы (корень аконита), кань-цзян (корневище имбиря) и куй (кора коричника), сао-хуай-сян (плоды укропа) и хуа-цзяо (околоплод зантоксилума).
6. Устранение жара
При этом методе используются охлаждающие средства для устранения «жара» и «огня». Этот метод позволяет уничтожить бактерии, растворить мокроту и снизить температуру. Он часто применяется при лечении инфекционных заболеваний в промежуточной и поздней стадиях болезни. Используемые средства: хуан-лянь (корневище желтого лотоса), хуан-чинь (корень шлемника), цзинь-инь-хуа (цветок жимолости), лун-тань-чао (корень горечавки) и си-цзяо (рог носорога).
7. Рассеивание
Этот метод состоит в устранении блокирования, вызванного застоем энергии и крови, жидкостью, «сыростью», пищей и др. Его использование очень популярно и включает в себя устранение «ветра», «сырости», урегулирование ци, крови, пищеварения и всасывания пищи, рассеивание мокроты и избыточной жидкости, рассеивание камней и уменьшение нарывов и воспалений.
Применяются соответствующие растительные лекарственные средства: чуань-кун (корневище бирючины), фу-цинь (пория), му-тун (стебель акебии), му-сян (корень оклендии). хуан-хуа (цветок сафлоры), сань-ча (плоды боярышника), чуань-пэй-му (луковица рябчика), хуан-по (кора бархата) и тао-жэнь (косточки персика).
8. Стимулирование
Стимулирование усиливает физиологические функции больного, естественную сопротивляемость и способность организма самостоятельно восстанавливаться. Метод стимулирования используется для восстановления здоровья больного после лечения. Существует пять основных зон стимулирования: ци, кровь, инь, ян и внутренние органы.
К лечебным средствам относятся: тан-шунь (ко-донопсис мелковолосистый), хуан-чи (корень астрагала), дан-гуй (корень дудника), хэ-сао-у (корень спорыша), па-цзи (корень моринды) и ти-хуан (корень рехманнии).
Различные методы лечения в китайской медицине
Широко распространено ошибочное мнение, что методы китайской медицины заключаются в основном в лечении отварами лекарственных растений. Но это только один из аспектов китайской медицины. В китайской медицине много методов лечения, и самые важные мы рассмотрим в этой книге.
1. Применение лекарственных растений
Они используются в виде отваров и препаратов из лекарственных растений, минеральных веществ, лекарств животного происхождения и других веществ. Медицинские препараты могут быть также в виде пилюль, таблеток, порошков и настоек. У китайцев существует огромное количество лекарственных средств. Например, в «Фармакопее» Ли Шичжэня содержится описание 1892 различных видов лекарственных растений и более 10 тыс. лечебных средств.
2. Наружная терапия
Она включает акупунктуру, массаж и лечение травм; в более узком смысле это применение мазей, пластырей, банок, вапоризации, соскабливания, лечение теплом и хирургические операции.
Распространено ошибочное мнение, что хирургия - слабое звено китайской медицины. В действительности же в Китае успешно выполнялись сложные операции задолго до того, как Западу стало известно об анестезии.
3. Травматология
Этот раздел включает различные виды лечения как наружных, так и внутренних травм, вызванных рассечением, ушибом, смещением, переломом и силовыми действиями. На бытовом уровне это означает «лечение травм, полученных в результате падения или ударов» и связано с практикой кунгфу. Травматолог имеет дело в основном с ушибами и растяжениями, с травмами опорно-двигательного аппарата и повреждениями внутренних органов.
Китайцы, особенно великие мастера в искусстве кунг-фу, установили очень высокие стандарты в области травматологии.
4. Акупунктура и моксотерапия
В недалеком прошлом люди стали бы смеяться, если бы им сказали, что излечивать болезни можно, вставляя иглы в тело человека, но сейчас акупунктура признана эффективной и самостоятельной лечебной системой.
Она основана на принципе, что все части тела связаны всеобъемлющей сетью каналов и коллате-ралей и что, управляя потоком энергии в этих меридианах, можно восстановить здоровье.
Там, где нельзя применять акупунктуру, используется моксотерапия (прижигание или прогревание точек акупунктуры с помощью шарика или конуса из высушенного и истолченного в порошок лекарственного растения моксы, разновидности полыни).
5. Массаж;
Лечение массажем основано на тех же принципах, что и акупунктура, но вместо игл врач пользуется только руками, приводя в гармоничное состояние энергетический поток в организме больного.
Многих непосвященных может удивить, что массаж - самостоятельный метод лечения, как и акупунктура. Существует очень много приемов массажа для получения определенных результатов при воздействии на различные ткани, мышцы, жизненно важные точки и меридианы. Тридцать видов массажа описаны в этой книге, в главе, посвященной лечению массажем.
Массаж, акупунктура и прием лекарственных растений были самыми первыми видами лечения в Китае, для обучения которым в Императорском медицинском университете (первом в мире медицинском учебном заведении), открытом в период правления династии Тан, были учреждены профессорские должности.
6. Оздоровительные упражнения
Сюда включают физиотерапию, упражнения цигун и боевые искусства. Поэтому их профилактическая функция так же важна, как и лечебная. Серьезное различие между оздоровительными китайскими и западными упражнениями заключается в том, что в китайских упражнениях упор делается не только на кости и мышцы, но и на внутренние органы и системы.
Вероятно, в Китае раньше, чем в других странах, стали использовать оздоровительные упражнения как один из методов лечения. В древних текстах упоминается, что в доисторические времена для лечения ревматизма и артрита в Китае применяли танцы и физиотерапию.
Великие врачеватели прошлого также придавали большое значение оздоровительным упражнениям. Известными примерами разработанных ими упражнений служат «Игра пяти зверей» Хуа То, шаолиньс кие упражнения «Восемнадцать рук Лоханя», система упражнений тай-цзи цюань и «Восемь вышивок».
7. Упражнения цигун
Традиционно лечение с помощью системы цигун, состоящей из упражнений, исцеляет от болезней. В современном контексте цигун рассматривается как терапевтический метод, посредством которого врач направляет энергию пациенту; но в широком значении этим термином обозначают все методы лечения, в которых используется гармонизация энергетического потока в качестве основного принципа для восстановления здоровья.
Следовательно, он включает и такие методы, как массаж, акупунктура и физиотерапия. Поскольку основной принцип китайской медицинской философии (как и других медицинских философий, известных человеку, за исключением традиционной западной) предполагает, что гармоничный поток жизненной энергии очень важен для здоровья, система упражнений цигун, вероятно, самый естественный метод лечения из всех.
Китайская медицина - чрезвычайно обширная и интересная дисциплина. Неудивительно, если мы вспомним, что это медицинская система с самой древней историей, которая используется самым многочисленным народом в мире. Различные терапевтические подходы, упомянутые нами, представляют собой многочисленные способы, успешно применявшиеся в Китае для борьбы с заболеваниями на протяжении столетий. В последующих главах мы рассмотрим их подробнее.