Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Лечение психических и неврологических нарушений

БОЛЕЗНИ МОЖНО ИЗЛЕЧИТЬ, ПРИМЕНЯЯ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ

В глазах больного самый приятный врач - тот, который понимает его чувства.

Ма Пэнжэнь и Дун Цзяньхуа. Практическая китайская психиатрия

Разница между китайским и западным подходами

Как китайские врачи могут лечить неврологи­ческие заболевания, если они мало знают об анато­мии и физиологии мозга? Как они могут лечить пси­хические расстройства, если они мало знают о био­химии и о теориях поведения? Эти вопросы, довольно неприятные, показывают, что мы часто смотрим на вещи с привычной точки зрения, вольно или не­вольно считая ее единственно правильной.

Если отнестись к этим вопросам объективно, то получается, поскольку китайские врачи успешно лечили эти недуги, значит, есть другие и, возмож­но, лучшие способы лечения психических и невро­логических нарушений.

Китайцы знали анатомию и физиологию голов­ного мозга задолго до того, как это стало известно на Западе. Они также были знакомы с биохимией и бихевиоральными теориями, хотя все это было опи­сано совершенно по-другому и с использованием другой терминологии, чем на Западе. Правда, китай­ские врачи мало знают об анатомии мозга, физиоло­гии, биохимии и поведенческие теории в западном понимании, тем не менее они лечат психические и неврологические заболевания более успешно, чем на Западе. Почему это возможно? Потому что ки­тайцы используют другую парадигму.

Философская основа их понимания психических и неврологических проблем, которая формирует фундамент их диагностики и терапевтических мето­дов, объяснялась в предыдущей главе. Она включа­ет пять основных концепций и этиологию психи­ческих и неврологических заболеваний. Пять основ­ных концепций следующие:

1. Единство сомы и психики.

2. Единство материи, энергии и духа.

3. Сердце - это вместилище сознания и эмоций.

4. Ответственность за поддержание здоровья лежит на сознании.

5.  Значение добродетели в развитии сознания.

Этиология психических и неврологических на­рушений предполагает наличие следующих патоген­ных причин:

1.  «Семь эмоций»: радость, гнев, меланхолия,тревожность, печаль, страх и шок.

2.         «Шесть зол»: ветер, холод, жар, сырость, су­хость и огонь.

3. «Не внутренние-не внешние причины»: непод­ходящие пища и напитки, недостаток физи­ческих упражнений и отдыха, избыточный секс, травмы от ударов и падений.

Этими группами причин объясняются как пси­хические, так и все другие виды заболеваний. Эти причины, так же как диагностические методы их обнаружения, объяснялись в предыдущих главах.

В то время как многое в западной психиатричес­кой диагностике базируется на субъективных воп­росах, ответах и их интерпретациях, китайская пси­хиатрическая диагностика основывается на прин­ципах и объективных оценках. Например, как было показано в предыдущей главе, чтобы решить, стра­дает ли пациент тревожностью, депрессивным не­врозом или шизофренией, психиатр должен интер­претировать ответы больного на свои вопросы.

Для китайского врача такие термины, как деп­рессивный невроз и шизофрения, - не более чем эпитеты, удобные для описания состояний боль­ных. Важно не просто лечить эти синдромы, а ле­чить пациента в целом, включая и его психосома­тические болезни, которые зачастую сопровожда­ют невротическое или психическое состояние.

Например, поставив диагноз, китайский врач обнаруживает, что у его пациента еще и застой энер­гии в селезенке и отсутствие аппетита. Это свиде­тельство того, что лациент, страдающий психичес­ким заболеванием, испытывает состояние тревож­ности. Устранив застой энергии в селезенке, врач излечивает как психические, так и психосоматичес­кие нарушения.

Однако если врач обнаруживает блокировку энер­гии в легких и узнает, что пациент испытывает зат­руднения с освобождением кишечника, плохо спит ночью, он знает объективно больше, чем его за­падный коллега, зависящий от опроса больного, от его ответов, что тот страдает депрессивным невро­зом, а также запорами и бессонницей. Устранив блокировку энергии и приняв другие необходимые терапевтические меры, китайский врач избавит больного от физических, психосоматических и нерв­ных заболеваний.

Если он обнаружит, что энергия пациента ос­лабла, система почек пострадала, понимание у боль­ного реальности искажено и у него эякуляции, то определяет болезнь как шизофрению. Возможно, у больного есть и сексуальные проблемы. Восстанов­ление потока энергии и функции почек - вот два необходимых терапевтических метода лечения его расстройств.

В приведенном описании названы самые важные пункты диагностики. На практике диагноз был бы более тщательным с применением всех четырех ос­новных диагностических методов: осмотра, опро­са, прослушивания и исследования пульса.

Следует заметить, что врач не отделяет психи­ческие заболевания от других видов болезней как в диагностике, так и в лечении. Нужно обратить вни­мание на то, что врач лечит не болезни, он лечит больного в целом. Врач даже не называет болезнь; он устраняет патогенные условия и возвращает боль­ного в нормальное состояние, и все нарушения, психические и остальные, излечиваются.


Терапевтические
методы лечения сердечных заболеваний

В распоряжении китайского врача множество терапевтических приемов для лечения психических и неврологических заболеваний, которые китайцы не дифференцируют.

Что касается сердца, того, что на Западе назы­вают сознанием, здесь имеются в виду психические и неврологические заболевания. Сердце рассматри­вается также как вместилище эмоций, а психичес­кие и неврологические нарушения часто называют «сердечная болезнь» или «эмоциональная болезнь». В Китае говорят, что «эмоциональная болезнь луч­ше всего лечится эмоцией».

Поэтому помимо обычных терапевтических ме­тодов, применяющихся в различных областях ки­тайской медицины, таких как фитотерапия, вне­шняя медицина, акупунктура, массаж и цигун, у китайцев есть интересная методика лечения психи­ческих расстройств, в которой не используются ни лекарства, ни медицинские инструменты. Эти ме­тоды можно назвать приемами для лечения сердца, которые включают:

1)  умиротворение сознания;

2) открывание сердца;

3) преодоление подозрительности;

4) перенос центра внимания;

5) убедительное объяснение;

6) циркуляцию энергии;

7) взаимодействие эмоций.

Умиротворение сознания относится к развитию сознания через медитацию, так что, обладая «расширенным» сознанием, больной сможет принимать душевные и эмоциональные проблемы, которые он не мог принять прежде.

Этот метод контрастирует с западным приемом, когда неприятную ситуацию стараются представить менее неприятной, чтобы больной ее принял. Здесь неприятная ситуация не меняется, но сознание па­циента «расширяется», и та же самая ситуация боль­ше не является неприятной. Умиротворение сознания более подробно объясняется в следующей главе.

Открывание сердца означает, что пациент ста­новится веселым. Существует много китайских по­словиц и поговорок, подтверждающих аксиому, что радость укрепляет здоровье: например: «Каждый раз, когда вы смеетесь, вы становитесь моложе; каждый раз, когда вы хмуритесь, вы становитесь старше», «Когда у человека радость, его душа парит, так же как после дождя небо становится высоким и чис­тым».

Поскольку сердце тесно связано со всеми дру­гими органами, радость, влияя на сердце, усили­вает поток жизненной энергии, идущий ко всем частям тела.

Люди с психическими или эмоциональными проблемами обычно подозрительны и лишены уве­ренности в себе. Ипохондрик подозревает, что его подстерегает коварная болезнь; больной, находя­щийся в депрессивном состоянии, сомневается в своих способностях; психически неуравновешенный человек сомневается в искренности и доброжела­тельности других людей. Устранение подозритель­ности и восстановление уверенности в себе помо­гают бороться с психическими и неврологически­ми расстройствами.

Некоторые больные чрезвычайно обеспокоены своим состоянием, тем самым еще больше усугуб­ляя свое положение. Очень эффективен метод, ис­пользующийся великими мастерами: перенос цен­тра внимания, например, с внутреннего страдания на внешний объект, с болезни внутренних органов на внешние раны, с мысли о том, что болезнь се­рьезная, на мысль о выздоровлении. Китайский афо­ризм учит: «Перенос сущности - изменение энер­гии». Это означает, что изменение психического состояния пациента поможет преодолеть болезнь.

В соответствии с китайской медицинской фило­софией источником психических и неврологичес­ких заболеваний служит сердце, которое также свя­зано с умственными способностями. Невежество пациента и непонимание им своей болезни часто усугубляют его состояние.

Убедительное объяснение - это позитивный шаг б преодолении этого причинного фактора. Оно про­ходит в четыре этапа: сначала больному сообщают о характере его заболевания, рассказывают о прин­ципах лечения, чтобы он был уверен в выздоровле­нии, затем объясняют процедуру лечения, чтобы он взял на себя инициативу в деле выздоровления и просвещают его относительно специальных мер, которые смогут облегчить страдания.

В китайской медицинской философии жизнен­ная энергия пациента - основной фактор выздо­ровления и укрепления здоровья. Циркуляция спо­собствует укреплению этой жизненной энергии и улучшению ее гармонического потока для преодо­ления психических, неврологических и других на­рушений. При этом методе используется цигун-те­рапия.

Взаимодействие эмоций - это умелое примене­ние принципа пяти элементарных процессов для управления соответствующей эмоцией с целью пре­одоления психических, неврологических и психо­соматических заболеваний без применения лекар­ственных средств, акупунктуры, массажа или дру­гих терапевтических приемов.

Применение «огня, преодолевающего металл» и «дерева, преодолевающего землю» при использова­нии радости для лечения слабых легких и гнева - для лечения странной болезни императора, о чем говорилось в главе 6, - это два примера такого вза­имодействия эмоций.


Китайский
подход к диагностике и лечению

Необходимо помнить, что в китайской медици­не врач лечит пациента, а не болезнь. Его задача состоит в том, чтобы устранить патогенные усло­вия и тем самым восстановить здоровье пациента, а не просто назначить ему обычное лекарство или процедуру в соответствии с названием его болезни.

Поэтому разным больным, страдающим, как сказали бы западные врачи, одной и той же болез­нью, назначают различное лечение, потому что па­тогенные состояния больных могут быть разнообраз­ными. Например,-у пациентов, страдающих шизоф­ренией, могут быть похожие внешние симптомы или даже одинаковые ответы во время консультации. Но при тщательном установлении диагноза могут выя­виться разные патогенные состояния. Например, застой энергии в печени у одного пациента или не­достаток энергии в почках - у другого.

Следовательно, нужно будет проводить разное лечение, хотя кажется, что у этих больных симпто­мы одни и те же. У первого пациента внимание сле­дует обратить на рассеивание застойной энергии в печени, а у второго - на усиление потока энергии в почках.

Даже если патогенные состояния похожи, ска­жем, оба пациента страдают от недостатка энергии в системе почек, причины этой проблемы, а также связанных с ней психосоматических нарушений могут быть разными. Например, причина недоста­точности энергии в почках у первого пациента - заболевание легких, у второго - дисфункция селе­зенки. Поэтому у первого больного шизофренией будет астма, у второго - пептическая язва.

Каким образом китайский врач узнает обо всех этих кажущихся сложными проблемах? Путем тща­тельного диагностирования пациентов, исследуя каждого как единое целое. Даже если у них обнару­живаются симптомы шизофрении, китайский врач сумеет поставить правильный диагноз.

Поскольку патогенные состояния даже при одном и том же заболевании могут различаться у людей и поскольку устранение этих состояний - цель лече­ния, значит ли это, что назначение лекарственных средств или лечебных процедур случайно или зависит от произвольного выбора врача? Нет, поскольку мно­гочисленные симптомы, собранные при диагности­ровании, классифицируются по типам синдромов, и пока существует такое разнообразие лекарств и мето­дов, назначения и процедуры при различных синд­ромах будут обобщаться для удобства врача.

Богатый опыт мастеров прошлого в лечении ти­пичных синдромов до сих пор служит основой ле­чения в практике современных врачей, разрабаты­вающих свои назначения и лечебные процедуры, исходя из диагноза своих пациентов.

Далее описываются причины и методы лечения некоторых психических и неврологических заболе­ваний, причем для каждого случая приводятся при­мер лечения методом фитотерапии, акупунктуры, массажа и цигун-терапии и два примера лечения «терапевтическими приемами».

Для простоты приводим только основной вид лечения; второстепенные виды лечения психосома­тических и других заболеваний мы не включаем.

Если вы сочтете эти объяснения странными, пожалуйста, вспомните, что китайская медицина основывается на другой парадигме и что эти виды лечения доказали свою успешность при соответству­ющих нарушениях.

Может обнаружиться некоторое сходство между китайскими методами лечения и западными спосо­бами терапии психических заболеваний. Фитотера­пия соответствует химиотерапии, или психофарма­кологии, за исключением того, что китайский под­ход лечит пациента в целом и при этом не возникает серьезных побочных эффектов.

Основной принцип акупунктуры, массажа и цигун-терапии сходен с принципом электроконвуль­сивной терапии, за исключением того, что китай­цы используют естественную жизненную энергию, которая укрепляет здоровье пациента, в то время как Запад - электрические шоки, результаты ко­торых могут быть ужасающими. «Терапевтические приемы для лечения сердца» соответствуют психо терапии и бихевиоральной терапии, за исключени­ем того, что китайские методы более экстенсивны, но требуют меньше времени.


Фитотерапия
при лечении маниакально-депрессивного психоза

Этот пример взят из известного труда Юй Чжэ-на «Заметки о древних и современных историях бо­лезни», написанного в XVIII в. Одна молодая жен­щина страдала тяжелой меланхолией, она была очень худой и раздражительной. В результате у нее развился маниакально-депрессивный психоз, и она часто смеялась или плакала без всяких причин. Иног­да она даже появлялась обнаженной и часто гово­рила вздор.

Врач У Цзяошань обнаружил, что у нее «плаваю­щий» и неровный пульс. Он пришел к заключению, что сознание сместилось и больше не находится в сер­дце, поэтому попросил ее сварить цзы-хэ-чэ (челове­ческую плаценту), доведя ее до консистенции пас­ты, затем высушить, нарезать на кусочки и съесть. Затем он прописал ей «Отвар, умиротворяющий сознание», который следовало принимать днем, и курс лечения болюсами для успокоения души - для приема вечером. В результате женщина вылечилась, вышла замуж, на следующий год родила сына и стала пухленькой и здоровой.

Состав «Отвара, умиротворяющего сознание»:


юань-чжи (истод тонколистый, молочай); гань-цяо (корень солодки); женьшень (корень женьшеня);

дан-гуй (корень дудника); шао-яо (корень пиона); май-дун (корень ворсянки); да-цзао (плод унаби).

Состав «Болюса для успокоения души»:


юань-чжи (истод тонколистый, молочай);

женьшень (корень женьшеня);

гань-цяо (корень солодки);

дан-гуй (корень дудника);

гуй-синь (листовые почки коричника);

май-дун (корень ворсянки);

шао-яо (корень пиона);

фу-цинь (пория);

шэн-цзян (корневище имбиря);

да-цяо (плод унаби).

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека