Библиотека
5 стихий здоровья.
АЗЫ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ: НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ. Фрагмент книги.
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены Ци и образуют гармонию.
Дао Дэ Цзин
Для того чтобы глубже понять основу традиционных упражнений, о которых я собираюсь рассказать, необходимо познакомиться с азами китайской медицины.
Поэтому, прежде чем приступать к подробным инструкциям, я должен хотя бы вкратце рассказать об основных понятиях даосской системы.
инь и ян – единство ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Хотя эти понятия широко известны, их часто используют не совсем верно. Это происходит из-за расхождений в понимании Инь и Ян в китайской и японской традициях.
В наши дни многие, с одной стороны, практикуют японский массаж Шиацу или макробиотику, а с другой — применяют китайское лечение травами и акупунктуру. Это вносит некоторую путаницу в понятия Инь и Ян.
Принцип Инь и Ян — восточное восприятие действительности, подразумевающее и материальный, и духовный мир как единство двух противоположных и одновременно взаимозависимых сил.
Инь и Ян — это противоположности, образующие целое, они зависят друг от друга, потому что существуют только во взаимосвязи со своей противоположностью.
Основные свойства Инь и Ян
ИНЬ ЯН
Женское начало Мужское начало
Материя Энергия
Пассивность Активность
Конец Начало
Низ Верх
Земля Небо
Ночь День
Зима Лето
Влажность Сухость
Мягкость Твердость
Горизонталь Вертикаль
Сжатие Расширение
Притяжение Отталкивание
Знак Инь-Ян символизирует всеобщий закон перемен. Он показывает нам, что одно, достигая своего наибольшего значения, неизменно переходит в другое. Зима сменяется летом, а лето — зимой. Движение сменяется покоем, а покой — движением.
Слезы превращаются в смех, а смех — в слезы. Жизнь ведет к смерти, а смерть вновь возрождает жизнь.
Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, представляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность противоположности.
Другими словами, не существует абсолютно чистого Инь или Ян, белого или черного, женского или мужского, темного или светлого, доброго или злого.
В женщине обязательно есть и мужские качества, а в мужчине — женские. И в белом, и в черном всегда есть серые тона.
Плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь плохие последствия.
Проявления Инь и Ян в теле человека
ИНЬ ЯН
Передняя сторона Задняя сторона
Левая сторона Правая сторона
Нижняя часть туловища Верхняя часть туловища
Ноги Руки
Плотные органы Полые органы
Сгибание Разгибание
Покой Движение
Вдох Выдох
Инь и Ян не являются абсолютными понятиями. Они относительны, как и все в мире. Поэтому они могут использоваться при описании взаимосвязи между разнообразными явлениями материального и духовного мира.
Например, грудь рассматривается как Инь в сравнении со спиной, но по отношению к тазу грудь — это Ян.
Или зима по отношению к лету рассматривается как Инь, но в сравнении с космическим холодом — это Ян.
Проявления Инь и Ян в психологических особенностях человека
ИНЬ Ян
Интуиция Интеллект
Созерцание Реагирование
Спокойствие Возбужденность
Интровертность Экстравертность
Пессимизм Оптимизм
Консервативность Прогрессивность
Молчаливость [ Разговорчивость
Знак Инь-Ян показывает изменение явлений. Это описание изменения явлений, а не суждение о них.
Знак отражает, каким образом противоположности зависят друг от друга, как они воздействуют ДРУГ на друга и как в конце концов переходят друг в друга.
Чтобы понять природу двух фундаментальных начал и их влияние на здоровье человека, нужно запомнить, какие заболевания и недомогания китайская медицина относит к Инь и Ян.
Заболевания, характерные для Инь и Ян
ИНЬ ЯН
Хронические заболевания Острые заболевания
Внутренние болезни Болезни кожи и органов чувств
Дегенеративные заболевания Инфекционные заболевания
Отек Воспаление, лихорадка
Паралич Судороги
Понос Запор
Постоянная глубокая боль Приступы поверхностной боли
Распространенная боль Локализованная боль
Тупая и давящая боль Острая и пульсирующая боль
Ночные приступы боли, в покое Дневные приступы боли, при движении
Жизненная энергия Ци
Ци — это китайское название жизненной энергии, или жизненной силы. Японцы обозначают ее термином Ки, а в Йоге она называется Праной.
Понятие жизненной силы, циркулирующей в воздухе, растениях, животных и в человеческом организме, существовало уже в самых древних культурах. Это и есть энергия, которая обнаруживается во всех формах материи и концентрируется в живых организмах, «жизнь вне атома».
Более трех тысячелетий тому назад в Индии и Китае были разработаны системы лечения и медитации, направленные на усиление жизненной энергии у людей с целью профилактики и лечения болезней. Китайцы выделяли различные виды жизненной силы Ци.
Для более глубокого понимания нам потребуются еще два важных понятия, связанных с энергией Ци, — Ши и Сю. Ши означает полноту или избыток энергии, что в большинстве случаев вызывает такие симптомы Ян, как воспаление, острая боль и лихорадка.
Сю означает истощение или недостаток энергии и проявляется в симптомах Инь: озноб, хроническая боль и отеки.
С помощью упражнений для меридианов, описанных в этой книге, можно устранить избыток или недостаток энергии Ци и привести ее в равновесие в различных меридианах и соответствующих им органах. Благодаря этому укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и отодвигается старость.
Меридианы и Органы китайской медицины
Меридианы — это каналы, по которым течет жизненная энергия, Ци. Те места, где можно почувствовать этот поток энергии, называют точками акупунктуры.
Традиционная китайская медицина рассматривает меридианы как сеть, связывающую внутреннее и внешнее: внутренние органы и поверхность тела, ткани и дух, Инь и Ян, землю и небо. Эта система состоит из энергетических каналов, расположенных преимущественно вдоль вертикальной оси тела, сосудов Лю и особого канала Дай Май, который окружает талию как пояс.
Западные врачи сравнивают китайскую систему меридианов человеческого организма с системой меридианов Земли: меридианы организма соответствуют меридианам Земли, сосуды Лю параллелям, а Дай Май — экватору.
Уже в «Хуанди Нэй Цзин», трактате о внутренних болезнях Желтого Императора Хуандд? датирующемся примерно IIIвеком до нашей эры, были точно описаны расположение меридианов и эффекты воздействия на точки акупунктуры. В этом трактате меридианы сравниваются с большими реками Китая, омывающими землю.
Понятие меридиана выражено китайским иероглифом «цзин», означающим «река, дорога, путь» и «кровеносный сосуд». В систему меридианов входят меридианы двенадцати Органов, называемые двенадцатью постоянными каналами.
Каждый из двенадцати меридианов связан с определенным Органом и соединяет его с другими Органами.
Двенадцать меридианов образуют пары. Каждый меридиан Инь связан с меридианом Ян той же стихии.
Эти пары называют Сдвоенными меридианами, так как поток Ци в меридианах уравновешивается двумя «воротами». Эти «ворота» и есть сосуды Лю. Главная их задача — обеспечение одинакового уровня потока энергии в Сдвоенных меридианах. Это снижает риск образования избытка или недостатка Ци в одном из меридианов, а следовательно, и в соответствующем Органе.
Хорошее функционирование меридианов и сосудов Лю обеспечивает полноценную циркуляцию энергии Ци в организме и, значит, достаточное питание и сохранность всех Органов и согласованнность их работы. Нужно обязательно упомянуть, что китайские представления о внутренних органах и тканях человека отличаются от принятых на Западе. Это отличие обусловлено прежде всего тем, что китайская традиция не разделяет тело и душу.
Китайская медицина утверждает, что в дополнение к чисто физическим функциям каждый орган обладает эмоциональной, ментальной и духовной функцией. То есть душа и разум существуют в каждой клетке организма и в его энергетическом поле. Поэтому внутренние органы рассматриваются в большей степени как единство тела, разума и духа, чем как анатомические образования с определенными физиологическими функциями. Каждый орган влияет на личность в целом, а взаимодействие всех органов определяет мыслительный и чувственный процессы.
Поскольку внутренние органы рассматриваются не с физиологической точки зрения, а исходя из единства тела, разума и духа, анатомические определения в китайской медицине отличаются от понятий, принятых в западной медицине.
Чтобы избежать путаницы, в этой книге все названия органов в их китайском понимании написаны с большой буквы. Например, органы, которые в западной медицине называются желудком, двенадцатиперстной кишкой и начальным отделом тонкой кишки, в китайской медицине именуются просто Желудком, так как процесс пищеварения и транспорта питательных веществ из желудочно-кишечного тракта в кровь считается главной задачей Желудка. А то, что в китайской медицине называется Селезенкой, включает не только селезенку, но и поджелудочную железу» и всю лимфатическую систему, то есть органы, образующие иммунную систему человека. Физиологическое назначение Селезенки заключается в общей защите организма.
Китайская медицина различает шесть органов Инь и шесть Ян. Органы Инь называются Чжан, что означает твердый, плотный. Другое название органов Чжан — органы-хранилища, так как, кроме выполнения своих физиологических функций, они еще вырабатывают, накапливают и трансформируют различные формы энергии Ци. Органы Чжан — это Сердце, Перикард, Печень, Почки, Легкие и Селезенка.
Органы Ян называются Фу, что означает полый. Главные задачи органов Фу — это прием и переваривание пищи, усвоение питательных веществ и выделение шлаков. К органам Фу относятся Желудок, Тонкая Кишка, Толстая кишка, Желчный Пузырь, Мочевой пузырь и Тройной Обогреватель. Функция Тройного Обогревателя — регуляция температуры тела, координация деятельности систем дыхания и кровообращения, пищеварительной и мочеполовой систем.