Библиотека
Вайбхашика
Вайбхашика (также называемая муласарвастивада, или сарвастивада, санскр. सर्वास्तिवादि) – одна из крупнейших философская школа раннего буддизма. Изначально школа называлась сарвастивада (от санскритских слов сарва – "всё" и асти – "есть"), связано это с тем, что её представители учили, что всё (то есть все дхармы, сарва дхарма) реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (дравья сат), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняпти сат).
Нынешнее название школы Вайбхашика произошло от трактата Махавибхаша ("Великий комментарий"), написанного мыслителем Паршвой (в настоящее время он сохранился только в китайском переводе) и включённым по решению IV сангити в палийский канон.
Представители школы вайбхашики прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте Учения Будды. Так вайбхашика утверждает неизменное постоянное число дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение – это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. Вайбхашика предполагает многочисленные классификации дхарм, наиболее значимые из них, с точки зрения течения процесса познания – классификации на скандхи, аятаны и дхату.
Вайбхашики также были и эпистемологическими реалистами, то есть не только признавали реальное существование внешнего мира вне воспринимающего сознания, но и утверждали его полную адекватность миру, воспринятому живыми существами и включённым в их сознание в качестве объектной стороны их опыта.
Несмотря на то, что представители вайбхашика сходятся с саутрантиками в вопросе о реальности как духовного, так и недуховного мира, вайбхашики указывают: если мы не признаем того, что внешние объекты воспринимаются нами, то они не могут быть познаны и каким-либо иным путем. Вывод о наличии огня из восприятия дыма возможен только потому, что в прошлом мы воспринимали дым и огонь вместе. Тот, кто никогда не воспринимал огня, не сможет сделать и вывода о его существовании из восприятия дыма. Если бы внешние объекты были совершенно невоспринимаемыми, как утверждают саутрантики, то из одних духовных форм невозможно было бы сделать никакого вывода. Человеку, незнакомому с внешним объектом, его духовная форма не может казаться копией или символом наличия этого внечувственного объекта, но представляется самостоятельной вещью, которая не обязана своим существованием чему-либо вне ума. Поэтому одно из двух: либо мы признаем субъективный идеализм, либо – если это будет сочтено неудовлетворительным – признаем непосредственную познаваемость внешнего объекта. Вайбхашиков, таким образом, можно назвать представителями непосредственного реализма.
Нирвана, как абсолютная реальность, представляется в вайбхашике совершенно отделенной от нирваны как психологического состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая материальная данность – дравья. В данном аспекте под материальным в вайбхашике подразумевается не "телесный", а "непсихический".
Важнейшим памятником школы вайбхашики является "Энциклопедия Абхидхармы" – Абхидхармакоша (V век), написанная великим буддийским мыслителем Васубандху.
В настоящее время вайбхашика не имеет непосредственных последователей, хотя её труды активно используются во многих школах махаяны. На Дальнем Востоке вайбхашика представлена китайской школой Цзюйше-цзун и соответствующей ей японской школой Куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши, переведённой на китайский Сюаньцзаном.
Нынешнее название школы Вайбхашика произошло от трактата Махавибхаша ("Великий комментарий"), написанного мыслителем Паршвой (в настоящее время он сохранился только в китайском переводе) и включённым по решению IV сангити в палийский канон.
Представители школы вайбхашики прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте Учения Будды. Так вайбхашика утверждает неизменное постоянное число дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение – это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. Вайбхашика предполагает многочисленные классификации дхарм, наиболее значимые из них, с точки зрения течения процесса познания – классификации на скандхи, аятаны и дхату.
Вайбхашики также были и эпистемологическими реалистами, то есть не только признавали реальное существование внешнего мира вне воспринимающего сознания, но и утверждали его полную адекватность миру, воспринятому живыми существами и включённым в их сознание в качестве объектной стороны их опыта.
Несмотря на то, что представители вайбхашика сходятся с саутрантиками в вопросе о реальности как духовного, так и недуховного мира, вайбхашики указывают: если мы не признаем того, что внешние объекты воспринимаются нами, то они не могут быть познаны и каким-либо иным путем. Вывод о наличии огня из восприятия дыма возможен только потому, что в прошлом мы воспринимали дым и огонь вместе. Тот, кто никогда не воспринимал огня, не сможет сделать и вывода о его существовании из восприятия дыма. Если бы внешние объекты были совершенно невоспринимаемыми, как утверждают саутрантики, то из одних духовных форм невозможно было бы сделать никакого вывода. Человеку, незнакомому с внешним объектом, его духовная форма не может казаться копией или символом наличия этого внечувственного объекта, но представляется самостоятельной вещью, которая не обязана своим существованием чему-либо вне ума. Поэтому одно из двух: либо мы признаем субъективный идеализм, либо – если это будет сочтено неудовлетворительным – признаем непосредственную познаваемость внешнего объекта. Вайбхашиков, таким образом, можно назвать представителями непосредственного реализма.
Нирвана, как абсолютная реальность, представляется в вайбхашике совершенно отделенной от нирваны как психологического состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая материальная данность – дравья. В данном аспекте под материальным в вайбхашике подразумевается не "телесный", а "непсихический".
Важнейшим памятником школы вайбхашики является "Энциклопедия Абхидхармы" – Абхидхармакоша (V век), написанная великим буддийским мыслителем Васубандху.
В настоящее время вайбхашика не имеет непосредственных последователей, хотя её труды активно используются во многих школах махаяны. На Дальнем Востоке вайбхашика представлена китайской школой Цзюйше-цзун и соответствующей ей японской школой Куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши, переведённой на китайский Сюаньцзаном.