Библиотека
ОБОО ТАХИЛГАОБОО ТАХИЛГА
Досточтимый Ело-Ринпоче. Расскажите, пожалуйста, об обряде выполнения подношения Хозяевам местности (обоо-тахилга).
Подношение савдакам (хозяевам местности) широко практикуется в Тибете, Монголии и Бурятии. Не могу сказать точно, откуда берёт своё начало эта традиция. Устанавливание флажков-дарцаг считают бонским ритуалом. Из-за единства наших культур, мы, народы Центральной Азии, имеем сходство и в проведении данного ритуала.
Можно сказать, что флажки-дарцанг — это не бонский атрибут. Сам Победоносный давал наставление по "Дугкар" (Белозонтичной): "Те, кто эту Сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или же на ткань, затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель".
То есть, если установить на вершине деревьев, горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты "Дугкар", "Джялщен цемо" и т.д., то у вас всегда будет удача, везение и все препятствия на пути исчезнут.
Вообще, что представляет из себя "обоо"?
Все те места на обочинах дорог, где на кустиках завязаны разноцветные лоскутки ткани (сумэлге), не могут быть названы "обоо". "Обоо" — это место пребывание самого сильного савдака в одном районе.
Очень неприветливо встретили тибетские савдаки Гуру-Ринпоче Падмасамбхаву, когда тот впервые посетил наш край.
Это случилось из-за того, что им раньше подносили бонпо, и они никого другого не признавали. Некоторые духи демонстрировали перед Гуру-Ринпоче разные ужасные явления, пытаясь запугать его.
Но Падмасамбхава владел всеми сиддхи и потому через силу магии и шамадхи покорил их, и обратил в буддийских божеств. Будучи шаманскими божествами, они помогали тем, кто подносит и угождает им, карали тех, кто не делал им подношения.
Теперь же согласно клятве, данной Гуру-Ринпоче, тибетские савдаки прекратили злые деяния по отношению к людям.
Поэтому они даруют сиддхи тем, кто просит у них помощи и не делают вреда тем, кто забывает о них. Правда слуги, входящие в их окружение, могут нанести вред.Что касается бурятских савдаков, то у них была схожая эволюция развития.
Сначала они были только шаманскими божествами, затем под влиянием буддийских учителей приняли Прибежище в Трех Драгоценностях, отказавшись от причинения зла живым существам.
Как проводится сам обряд?
На "обоо" съезжаются все местные жители, приносят с собой угощения из трех молочных и сладких блюд, вино, водку и т.д.
Выбирается благоприятный день для этого. Приглашается лама, который проводит обряд. Цель этого мероприятия такова, что люди просят у савдаков обильных заблаговременных дождей, счастья и процветания в родном краю.
Особо хочу отметить, что "обоо" надо содержать в чистоте и порядке. Часто люди имеют привычку оставлять после себя конфетные обёртки, пустые бутылки, консервные банки, окурки и т.д.
В таких случаях лучше разобрать кучу из камней, убрать оттуда весь мусор: осколки разбитых бутылок и т.д., затем обратно собрать камни, на них поставить чашки с молоком, едой и только тогда начинать ритуал. Надо помнить, что "обоо" — это место подношений, а не мусорная свалка. Кто бы ни посещал "обоо", обязан соблюдать чистоту.
Мясные блюда приносить можно. Их запрещается приносить на обряд подношения лусам (духам воды). Ни в коем случае нельзя забивать животное ради того, чтобы принести свеженину на "обоо". Это будет большой ошибкой, потому что, совершая добродетель с одной стороны, нельзя допускать тяжкое преступление с другой стороны, такое, как убийство живого существа.
Выполняя данный ритуал, я побывал почти во всех уголках Бурятии. В частности, в Тункинских Саянах. Там познакомился со специальным текстом "солчод" для выполнения подношения местным савдакам. Два-три раза посещал Бархан-уула в Курумканском районе. Мне не пришлось побывать непосредственно на её вершине, где в старину ламы делали подношения. Все ритуалы мы проводили у подножия горы.
Ритуал выполнялся по специальному тексту, посвященному Бархан-бабай.
В таких же целях я посещал Северобайкальск. Там действует культурный центр по возрождению и поддержанию народных традиций. Они меня пригласили, чтобы я сделал подношение Хозяину воды озера Байкал, так как жизнедеятельность северобайкальцев во многом связана с этой жемчужиной мира.
Был в Джидинском районе на горе. Мы вместе с ширетуем Гегетуйского Дацана и с другими ламами и с верующими добрались до того места, где находится озеро.
Несколько раз посещал я Чесанскую вершину в Кижингинском районе.
В Ёравнинском районе в трех местах проводили поклонение "обоо", много раз ездили к озерам, где живут сильные лусы.
Я побывал и в других районах, но из-за большого количества "обоо" не помню название каждой из них.
Там, где нет специальных текстов, можно использовать "Даши чар беб сан", "Намдак сан". В этих молитвах может не быть упомянут именно тот савдак, которому подносите в данный момент, но призываются все главные и второстепенные савдаки, которые живут на Земле и в полном объеме расписаны дары, радующие их.
Приведу строчки из "Даши чар беб сан"
САИ ЛХАМО ТЕНПА ДАН
ТОН СУМ ЖИВДАГ ТАМЧЕД ДАН
ЮЛЬ ЛХА ЖИВДАГ НАМЛА БУЛЬ
Подношу богине Земли-Тенма,
всем хозяевам Трикосмия
и особенно проживающим здесь,
в этом краю, божествам-живдакам *
В конце "Даши чар беб сан" есть строчки
СИДПИ ЦЕМО НЫ ЗУНТЕ
НЯРМЕД НЯЛЬВИ ВАР НИБИ
ДЖОВА ДЖИ НЕД ЧИПА САН
Начиная с "Верхушки сансары" **
и до ада непрекращающихся *** страданий
всех живых существ угощаю воскурениями
В этих строках ясно упоминается каждое существо способное дышать.
Поднося "обоо", не следует думать только о савдаках. Перед тем, как поднести хозяевам местности, поэтапно следует сделать подношение Учителю, идамам, Буддам, Бодхисаттвам, дакам и дакини, сахюсанам (защитникам Учения).
В некоторых районах очень хорошо устраивают алтари, подмостки из цемента или дерева, красиво складывают камни. Такое отношение к важным местам своей долины, может только приветствоваться.
После обряда "обоо" проводятся народные гуля-ния: скачки, борьба, стрельба из лука. В этом есть много полезного, ибо у людей появляется шанс поближе узнать друг друга. Подружиться, наладить новые взаимоотношения за общим столом и т.д.
Огненные жертвоприношения мяса могут быть полезными только в некоторых случаях, когда они проводятся тем савдакам, которые всегда употребляют мясо. В других случаях это наносит вред савдакам. Особенно этого не любят лусы. Потому что им претит всё мясное, острое, например, чеснок, лук и т.д. Надо стараться быть максимально чистыми.
В противном случае разозлившиеся лусы бывают способны нанести серьёзный вред человеку.
В случае успеха проявляются знаки благосклонности савдаков: мелкий моросящий дождик, радуга, благоприятные сны и т.д. На место "обоо" может подойти сам Хозяин, обернувшись птицей или зверем. Об этом есть много разных историй.
На больших автомобильных трассах люди часто останавливаются в определённых местах, чтобы оказать почтение духам долин. В старые времена на Тибете, когда там был только верховой транспорт, люди в знак уважения сходили с сёдел, приближаясь к таким местам. Иначе будет неудачная дорога, что кстати актуально и на сегодняшний день. Незадачливые всадники проезжали мимо, не оказывая знаков уважения и буквально через несколько метров их лошадь либо хромала, либо падала.
Проезжая мимо "обоо", какую молитву или мантру должен прочитать человек
по меньшей мере?
Проезжая мимо вышеназванных мест, человек обычно подносит копейки, спичинку или чарку водки. При этом следует прочитать мантру "ОМ-А-ХУМ". Это мантра весьма действенна, потому что "ОМ" увеличивает подношения количественно. "А" превращает обыкновенную спичинку или монетку в полезную для савдака вещь, или водку превращает в нектар. "ХУМ" очищает подношения от препятствующих духов и духов болезней. Эта мантра очищает, увеличивает и улучшает подношения.
Сколько могут жить савдаки?
Думаю, что очень много лет.
Бывают савдаки, принявшие обеты мирянина от великих лам прошлого. Те савдаки просили лам провести ритуал солчод, подсказывали, какие им нравятся подношения или получали наставления по буддизму.
Савдаки, в отличие от людей, имеют одну характерную особенность: приняв клятву, никогда её не нарушат.
Как внешне выглядят савдаки?
Савдаки приходят к людям, обернувшись человеком, зверем, хищником, птицей и т.д.
Люди, наделенные особым зрением, могут их видеть, такими, какие они есть. Но это не дано каждому человеку.
Хорошо воздвигать ступы рядом с "обоо". Так у людей появляется возможность лишний раз совершить добродетель, сделав уважительные обходы (гороо) и простирания. Там, где ступы воздвигнуты на вершине холмов, бывает благоприятное влияние на жителей округи.
Некоторые люди могут переродиться савдаками, не сумев обрести человеческое рождение. Кто-то начинает подносить новоявленному савдаку. В ответ он оказывает помощь. Постепенно растёт слава о нём и увеличивается число его поклонников.
При встрече с ним Буддийский священник объясняет "добродетель и недобродетель", "принимаемое и отвергаемое". В результате слушания проповеди савдак принимает Прибежище, перестает вредить, всегда помогает всем и т.д.
Савдаки различаются на обычных и возвышенных (достигших уровня арьи).
В основном целом савдаки — это нелюди, то есть духи.
Что такое бумканы?
Это маленькие домики, где-нибудь в степи. Внутри установлен алтарь. Сюда съезжаются местные жители для поклонения и совершения подношений.
В бумканах можно увидеть старинные доспехи: кольчугу, шлем, меч, ружьё и т.д. Их раскладывают перед изображением савдаков. Также, сюда в качестве подношений могут быть помещены изображения овец, коров, верблюдов, лошадей, тигров, барсов и т.д.
Во множестве можно встретить изображения рыб всех разновидностей. Подносят нарисованные балимы, восемь талисманов счастья и т.п..
Где они живут?
Вот стоит какой-то неприметный кустик или лежит валун, или стоит скала. Но стоит савдаку завлечь человека во внутрь своего жилища, как перед гостем откроется совсем иной мир: просторные хоромы, маленькая долина и т.д.
Когда он выпроваживает гостя, ничего кроме кустика или валуна чел'овек не увидит.
* божества-живдаки то же, что и савдаки
** верхушка сансары или рай Акаништхи
*** самый низший удел сансары, где нет ничего, кроме бесконечных страданий
журнал "Легшед" № 2 1998 г.
Подношение савдакам (хозяевам местности) широко практикуется в Тибете, Монголии и Бурятии. Не могу сказать точно, откуда берёт своё начало эта традиция. Устанавливание флажков-дарцаг считают бонским ритуалом. Из-за единства наших культур, мы, народы Центральной Азии, имеем сходство и в проведении данного ритуала.
Можно сказать, что флажки-дарцанг — это не бонский атрибут. Сам Победоносный давал наставление по "Дугкар" (Белозонтичной): "Те, кто эту Сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или же на ткань, затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель".
То есть, если установить на вершине деревьев, горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты "Дугкар", "Джялщен цемо" и т.д., то у вас всегда будет удача, везение и все препятствия на пути исчезнут.
Вообще, что представляет из себя "обоо"?
Все те места на обочинах дорог, где на кустиках завязаны разноцветные лоскутки ткани (сумэлге), не могут быть названы "обоо". "Обоо" — это место пребывание самого сильного савдака в одном районе.
Очень неприветливо встретили тибетские савдаки Гуру-Ринпоче Падмасамбхаву, когда тот впервые посетил наш край.
Это случилось из-за того, что им раньше подносили бонпо, и они никого другого не признавали. Некоторые духи демонстрировали перед Гуру-Ринпоче разные ужасные явления, пытаясь запугать его.
Но Падмасамбхава владел всеми сиддхи и потому через силу магии и шамадхи покорил их, и обратил в буддийских божеств. Будучи шаманскими божествами, они помогали тем, кто подносит и угождает им, карали тех, кто не делал им подношения.
Теперь же согласно клятве, данной Гуру-Ринпоче, тибетские савдаки прекратили злые деяния по отношению к людям.
Поэтому они даруют сиддхи тем, кто просит у них помощи и не делают вреда тем, кто забывает о них. Правда слуги, входящие в их окружение, могут нанести вред.Что касается бурятских савдаков, то у них была схожая эволюция развития.
Сначала они были только шаманскими божествами, затем под влиянием буддийских учителей приняли Прибежище в Трех Драгоценностях, отказавшись от причинения зла живым существам.
Как проводится сам обряд?
На "обоо" съезжаются все местные жители, приносят с собой угощения из трех молочных и сладких блюд, вино, водку и т.д.
Выбирается благоприятный день для этого. Приглашается лама, который проводит обряд. Цель этого мероприятия такова, что люди просят у савдаков обильных заблаговременных дождей, счастья и процветания в родном краю.
Особо хочу отметить, что "обоо" надо содержать в чистоте и порядке. Часто люди имеют привычку оставлять после себя конфетные обёртки, пустые бутылки, консервные банки, окурки и т.д.
В таких случаях лучше разобрать кучу из камней, убрать оттуда весь мусор: осколки разбитых бутылок и т.д., затем обратно собрать камни, на них поставить чашки с молоком, едой и только тогда начинать ритуал. Надо помнить, что "обоо" — это место подношений, а не мусорная свалка. Кто бы ни посещал "обоо", обязан соблюдать чистоту.
Мясные блюда приносить можно. Их запрещается приносить на обряд подношения лусам (духам воды). Ни в коем случае нельзя забивать животное ради того, чтобы принести свеженину на "обоо". Это будет большой ошибкой, потому что, совершая добродетель с одной стороны, нельзя допускать тяжкое преступление с другой стороны, такое, как убийство живого существа.
Выполняя данный ритуал, я побывал почти во всех уголках Бурятии. В частности, в Тункинских Саянах. Там познакомился со специальным текстом "солчод" для выполнения подношения местным савдакам. Два-три раза посещал Бархан-уула в Курумканском районе. Мне не пришлось побывать непосредственно на её вершине, где в старину ламы делали подношения. Все ритуалы мы проводили у подножия горы.
Ритуал выполнялся по специальному тексту, посвященному Бархан-бабай.
В таких же целях я посещал Северобайкальск. Там действует культурный центр по возрождению и поддержанию народных традиций. Они меня пригласили, чтобы я сделал подношение Хозяину воды озера Байкал, так как жизнедеятельность северобайкальцев во многом связана с этой жемчужиной мира.
Был в Джидинском районе на горе. Мы вместе с ширетуем Гегетуйского Дацана и с другими ламами и с верующими добрались до того места, где находится озеро.
Несколько раз посещал я Чесанскую вершину в Кижингинском районе.
В Ёравнинском районе в трех местах проводили поклонение "обоо", много раз ездили к озерам, где живут сильные лусы.
Я побывал и в других районах, но из-за большого количества "обоо" не помню название каждой из них.
Там, где нет специальных текстов, можно использовать "Даши чар беб сан", "Намдак сан". В этих молитвах может не быть упомянут именно тот савдак, которому подносите в данный момент, но призываются все главные и второстепенные савдаки, которые живут на Земле и в полном объеме расписаны дары, радующие их.
Приведу строчки из "Даши чар беб сан"
САИ ЛХАМО ТЕНПА ДАН
ТОН СУМ ЖИВДАГ ТАМЧЕД ДАН
ЮЛЬ ЛХА ЖИВДАГ НАМЛА БУЛЬ
Подношу богине Земли-Тенма,
всем хозяевам Трикосмия
и особенно проживающим здесь,
в этом краю, божествам-живдакам *
В конце "Даши чар беб сан" есть строчки
СИДПИ ЦЕМО НЫ ЗУНТЕ
НЯРМЕД НЯЛЬВИ ВАР НИБИ
ДЖОВА ДЖИ НЕД ЧИПА САН
Начиная с "Верхушки сансары" **
и до ада непрекращающихся *** страданий
всех живых существ угощаю воскурениями
В этих строках ясно упоминается каждое существо способное дышать.
Поднося "обоо", не следует думать только о савдаках. Перед тем, как поднести хозяевам местности, поэтапно следует сделать подношение Учителю, идамам, Буддам, Бодхисаттвам, дакам и дакини, сахюсанам (защитникам Учения).
В некоторых районах очень хорошо устраивают алтари, подмостки из цемента или дерева, красиво складывают камни. Такое отношение к важным местам своей долины, может только приветствоваться.
После обряда "обоо" проводятся народные гуля-ния: скачки, борьба, стрельба из лука. В этом есть много полезного, ибо у людей появляется шанс поближе узнать друг друга. Подружиться, наладить новые взаимоотношения за общим столом и т.д.
Огненные жертвоприношения мяса могут быть полезными только в некоторых случаях, когда они проводятся тем савдакам, которые всегда употребляют мясо. В других случаях это наносит вред савдакам. Особенно этого не любят лусы. Потому что им претит всё мясное, острое, например, чеснок, лук и т.д. Надо стараться быть максимально чистыми.
В противном случае разозлившиеся лусы бывают способны нанести серьёзный вред человеку.
В случае успеха проявляются знаки благосклонности савдаков: мелкий моросящий дождик, радуга, благоприятные сны и т.д. На место "обоо" может подойти сам Хозяин, обернувшись птицей или зверем. Об этом есть много разных историй.
На больших автомобильных трассах люди часто останавливаются в определённых местах, чтобы оказать почтение духам долин. В старые времена на Тибете, когда там был только верховой транспорт, люди в знак уважения сходили с сёдел, приближаясь к таким местам. Иначе будет неудачная дорога, что кстати актуально и на сегодняшний день. Незадачливые всадники проезжали мимо, не оказывая знаков уважения и буквально через несколько метров их лошадь либо хромала, либо падала.
Проезжая мимо "обоо", какую молитву или мантру должен прочитать человек
по меньшей мере?
Проезжая мимо вышеназванных мест, человек обычно подносит копейки, спичинку или чарку водки. При этом следует прочитать мантру "ОМ-А-ХУМ". Это мантра весьма действенна, потому что "ОМ" увеличивает подношения количественно. "А" превращает обыкновенную спичинку или монетку в полезную для савдака вещь, или водку превращает в нектар. "ХУМ" очищает подношения от препятствующих духов и духов болезней. Эта мантра очищает, увеличивает и улучшает подношения.
Сколько могут жить савдаки?
Думаю, что очень много лет.
Бывают савдаки, принявшие обеты мирянина от великих лам прошлого. Те савдаки просили лам провести ритуал солчод, подсказывали, какие им нравятся подношения или получали наставления по буддизму.
Савдаки, в отличие от людей, имеют одну характерную особенность: приняв клятву, никогда её не нарушат.
Как внешне выглядят савдаки?
Савдаки приходят к людям, обернувшись человеком, зверем, хищником, птицей и т.д.
Люди, наделенные особым зрением, могут их видеть, такими, какие они есть. Но это не дано каждому человеку.
Хорошо воздвигать ступы рядом с "обоо". Так у людей появляется возможность лишний раз совершить добродетель, сделав уважительные обходы (гороо) и простирания. Там, где ступы воздвигнуты на вершине холмов, бывает благоприятное влияние на жителей округи.
Некоторые люди могут переродиться савдаками, не сумев обрести человеческое рождение. Кто-то начинает подносить новоявленному савдаку. В ответ он оказывает помощь. Постепенно растёт слава о нём и увеличивается число его поклонников.
При встрече с ним Буддийский священник объясняет "добродетель и недобродетель", "принимаемое и отвергаемое". В результате слушания проповеди савдак принимает Прибежище, перестает вредить, всегда помогает всем и т.д.
Савдаки различаются на обычных и возвышенных (достигших уровня арьи).
В основном целом савдаки — это нелюди, то есть духи.
Что такое бумканы?
Это маленькие домики, где-нибудь в степи. Внутри установлен алтарь. Сюда съезжаются местные жители для поклонения и совершения подношений.
В бумканах можно увидеть старинные доспехи: кольчугу, шлем, меч, ружьё и т.д. Их раскладывают перед изображением савдаков. Также, сюда в качестве подношений могут быть помещены изображения овец, коров, верблюдов, лошадей, тигров, барсов и т.д.
Во множестве можно встретить изображения рыб всех разновидностей. Подносят нарисованные балимы, восемь талисманов счастья и т.п..
Где они живут?
Вот стоит какой-то неприметный кустик или лежит валун, или стоит скала. Но стоит савдаку завлечь человека во внутрь своего жилища, как перед гостем откроется совсем иной мир: просторные хоромы, маленькая долина и т.д.
Когда он выпроваживает гостя, ничего кроме кустика или валуна чел'овек не увидит.
* божества-живдаки то же, что и савдаки
** верхушка сансары или рай Акаништхи
*** самый низший удел сансары, где нет ничего, кроме бесконечных страданий
журнал "Легшед" № 2 1998 г.