Библиотека
Ченрезиг – Господь Любви. Принципы и методы медитации на божестве
Введение к французскому изданию
Буддизм часто рассматривается как нерелигиозная традиция, и классифицируется принадлежащим области метафизики или философии, или же ситается образом жизни. Тот тип Буддизма, который называется "Тибетским", не так легко соотнести с такой точкой зрения. Иногда с настороженностью смотрят на его процессию божеств ("йидамов"), чистых стран, где те обитают, и на явно мифологические истории, связанные с ними.
Сами тибетцы, однако, не видят в этих божествах чего-либо, что противоречит Буддизму. Поскольку те являются частью "Ваджраяны", которой учил Будда, а впоследствии тайно передаваемой сперва в Индии, а далее распространившейся в Тибете, и в их ортодоксальном соответствии вере тибетцы ни разу не сомневаются. Наличие этих божеств совершенно согласуется с первоначальным учением.
Тем не менее, действительно, божества могут пониматься на разных уровнях по-разному. Тибетцы миряне представляют их себе как верховных существ, пребывающих на небесах, следящих за судьбой людей, которые молятся им; тогда как для наставников дхармы, те являются разнообразными выражениями единого пробуждения, не отделенного от нашего ума. Последняя точка зрения несомненно и отвечает Буддизму в самом его строжайшем смысле, но нельзя отвергать и первую, в контексте искусных средств помощи существам.
В первой главе настоящей книги, Бокар Ринпоче четко рассматривает эти вопросы. Он описывает природу Ченрезига (Авалокитешвары на санскрите), самого популярного божества в Тибете и одного из наиболее известных на Западе. Чтобы, однако, следовать тому, что говорит Ринпоче, важно понимать два уровня Буддийских учений: буквальный смысл и безусловный смысл реальности.
Буквальный смысл подразумевает все, что позволяет нам подобраться к предельной истине, правда, не показывая ее непосредственно. Этот смысловой уровень принимает в расчет интеллектуальные возможности людей или же их психический склад ума. Объяснения, образы, методы медитации, мифические аспекты и тому подобное принадлежит данной сфере.
С другой стороны, безусловный смысл, к примеру "махамудра", прямо выражает предельную истину.
Необходимо видеть, однако, что буквальный смысл не противополагается безусловному. Буквальный смысл является частью безусловного, приближается к нему и имеет педагогическую ценность. Можно рассматривать это в некотором отношении как, например, реальность - скажем, небо, и различные описания его художником, поэтом, метеорологом, школьным учителем или астрофизиком. Эти описания не неправильны, но частичны. Небо - реальность более необъятная, нежели любые из этих описаний, и простирается вне их определений, но такое дело не превращает данные частичные описания в несправедливые.
Безусловный смысл и буквальный смысл не противоположны друг другу и не исключают друг друга взаимно. Необходимо уловить едва заметную и непротиворечивую игру их взаимоотношений за тем, чтобы угадать то звено, примыкающее между умом и божеством.
По вопросу о природе божества, на западе часто спрашивают относительно функционирования медитации такой, как например медитация на Ченрезиге. Каким образом визуализация божества и декламация мантры воздействуют на ум? Читатель во второй главе найдет чрезвычайно интересное изложение по данной теме, поясняющее процесс очищения бессознательного обусловливания и развития потенциала пробуждения.
Последующие главы описывают этот особый метод медитации и то, как применять его к различным обстоятельствам повседневной жизни. По последнему пункту, Бокар Ринпоче намеревался дать наставления на глубочайшем уровне - уровне "махамудры". Читатель столкнется здесь с величайшим богатством, но также, по все видимости, и некоторой сложностью!
Большинство учений собранных в настоящей книге были даны Бокаром Ринпоче частным образом. Такой стиль работы позволил нам подступиться к тем многим граням этих учений, оценить которые обычные рамки публичной лекции обыкновенно не допускают. Это значит, что во французском тексте можно прочесть объяснения, которые нигде больше не даются.