Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Созерцание Бодхичитты

Примечания

1. Обычно санскритский термин дхармадхату (chos-khams, сфера дхарм, дхармовое пространство) – это так называемый дхармовый элемент, который при группировке дхарм на 18 дхату (элементов) противополагается сознанию идейного (mano-vijnana-dhatu) и включает 64 дхармы, представляющие собой объект ума.

В нашем же тексте употреблен тибетский термин chos-dbyings, который также переводится как дхармовое пространство. Это одна из форм проявленности бытия, характеризующаяся наличием многомерного (в случае обычного восприятия – трехмерного) пространства и его неоднородностей, обладающих каждый своим качеством. "Пространство и его неоднородности" – это то, что обозначается термином дхарма. Дхармовое пространство – двойственный аспект бытия, результат деятельности ума, разъединяющего вместерожденность шуньяты и проявленности. Во время практики дхармовое пространство исчезает в фазе недвойственности, чтобы вновь возникнуть в фазе субъект-объектного состояния сознания.

2. Победитель – эпитет достигших состояния Будды.

3. Парамита (pha-rol-tu phyin-pa) – переход на тот берег, т.е. запредельное. На пути махаяны это шесть добродетелей – подаяние, нравственность, терпение, усердие, созерцание и интуиция, – практикуемых в недвойственности с методом, полученным от Учителя.

4. Глаз праджни (shes-rab-spyan) – способность интуитивного видения.

5. Аятана (skye-mched) – букв. база, опора для возникновения шестиединого сознания. Всего баз 12: шесть так называемых объективных элементов – видимое, слышимое, осязаемое, обоняемое, вкушаемое и "дхармовый элемент", и шесть так называемых "органов" – зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный, вкусовой и "духовный орган", или манас.

6. Kлeши – омраченные элементы потока сознания. Основных клеш пять: неведение, страсть, гнев, гордость и зависть.

7. Авидья, неведение (mа-rig-pa), – одна из главных клеш. В аспекте дзогчена неведение означает утрату состояния присутствия.

8. Самскары ('du-'byed-rnams) – элементы-двигатели, благодаря которым реализуются психические и непсихические процессы.

9. Вишая (yul) – объективное. Вишая употребляется в оппозиции к индриям – внутренним органам восприятия. Обычно под вишаей понимается мир объектов.

10. Тиртики – не буддисты, представители иных философских и религиозных систем.

11. Ишвара – в индуизме активное проявление абсолюта, одно из имен Шивы.

12. Восьмеричное сознание – согласно виджнянавадинам, состоит из сознания зрительного, слышимого, осязаемого, обоняемого, вкуса, сознания предыдущего момента, омраченного сознания и сознания-сокровищницы – алая-виджняны.

13. Пратитьясамутпада – 12-членная формула зависимого происхождения, рассматривающая содержание потока сознания одной личности в трех временах: прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – неведение самскары: настоящее – сознание, имя и форма, шесть органов чувств, соприкосновение, чувство, жажда, привязанность, становление; будущее – рождение, старость и смерть.

14. Янтра ('khrul-'khor) – букв.механизм. Обычно янтра – это геометрически зашифрованный порядок действия. В соединении с nермином йога янтрайога означает особые физические движения, выполняемые для достижения единства тела, энергии и ума. В нашем тексте термин янтра употреблен в оппозиции к нирване и использован как синоним проявленности.

15. Алая (kun-gzhi) – сокровищница, всеобщий источник. Алая – источник всех объектов как сансары, так и нирваны. Однако алая – это только потенциальное состояние, поэтому она не дифференцирована. "Игрою этого основания – алаи, создается некое неосознание, или неведение, которое побуждает вас думать о себе, как об отдельной, уникальной индивидуальности, что может стать источником двойственности", т.е. разделения единой реальности на мир субъекта и мир объектов – вишаю.

16. Шраваки – последователи хинаяны, так называемой малой колесницы, практикующие путь отречения.

17. Вайрочана – один из будд созерцания, персонификация мудрости, проясняющей сок дхармакаи, т.е. Проповедь Учителя. Зер-цалоподобная мудрость дает возможность увидеть свою истинную природу, природу изначального совершенства, что возможно лишь в контакте с Учителем, сознание которого служит для постигающего как бы зеркалом.

18. Три колесницы: хинаяна, махаяна и ваджраяна, или тантра. Хинаяна – путь отречения, махаяна – путь нейтрализации негативных элементов потока сознания посредством практики парамит, ваджраяна – путь трансформации страстей в чистые энергии пяти мудростей.

19. Жинхор (dkyil-'khor) – мандала, букв. центр и круг, универсальный символ сознания и всей сферы воспринимаемого.

Перевод с тибетского А.Ю.Матвеева
Предисловие и примечения В.М.Монтлевича


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека