Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

История практики ваджракилая. Пещеры Асуров и Янглешо в Непале

История практики ВаджракилаиДолгие годы среди западных учёных бытовало мнение о тибетском происхождении практики Ваджракилаи.

Однако правда в том, что в тибетском буддизме ваджраяны она появилась после того, как Падмасамбхава передал её первым 25 ученикам в Самье.

Сама передача была сформирована Гуру Ринпоче совместно с Вималамитрой и непальским гуру Шиламанджу во время ретрита в Янглешо (современный Парпинг, Непал).


Пещера Янглешо – священная пещера Гуру Ринпоче в Парпинге, рядом с Катманду, Непал. В «Сокровищнице Благословения» сказано: «Тогда, в Янглешо (сейчас это Парпинг), он практиковал садхану Яндак Херуки с супругой Шакья-дэви, дочерью царя Непала. 

Могущественные духи вызвали засуху, длящуюся три года, с голодом и эпидемиями и тогда Падмасамбхава попросил своих учителей в Индии об учении, чтобы противостоять им. Два человека вернулись, нагруженные тантрами и комментариями Ваджракилайи и как только они прибыли, препятствующие силы были усмирены. 

Гуру Ринпоче и Шакьядеви достигли третьего уровня видьядхары, называемого «видьядхара великой печати или махамудры».

Гуру Ринпоче осознал, что практика Яндак – подобна торговцу, занимающемуся торговлей – достижение может быть великим, но и препятствия тоже большими, а Ваджракилая – подобно вооружённой охране, он нужен, чтобы охранять и преодолевать препятствия. Затем он написал садхану, объединяющую Яндак Херуку и Ваджракилайю и связал обетами охранителей Ваджракилайи охранять это учение.»

В Лею Дюнма, молитве Нанам Додже Дуджома, говорится:

"В пещере Янглешо в Непале
Ты проявил практику Яндак, Сущность Великого Блаженства, Преодолев все препятствия силой практики Ваджракилайи.
И в этом священном месте ты достиг сиддхи Махамудры.
Дордже Тотренг Цал! Молимся Тебе!
Лотосорождённый Гуру из Оргьена, Молимся Тебе!"


В биографии Падмасамбхавы ясно отмечено, что он ездил в Северную Землю Кашакамала, где культ килы преобладал. Позже, в процессе ретрита по Яндаг-херуке (Skt. Вишуддха Херука) в "Пещере Asura" в Парпинге в долине Катманду, он испытал много препятствий от демонов, и чтобы поработить их, он попросил помощников привезти ему тантру "Кила Витоттама" из Индии.

Пещера Янглешо – священная пещера Гуру Ринпоче в Парпинге, рядом с Катманду, Непал. Как писал Роберт Бир, ритуальная деятельность гневной Пурбы отождествлялась также с тем, как жало подобного кнуту хвоста скорпиона пронзает и отравляет свою добычу.

Это тоже отсылает нас к биографии Падмасамбхавы, к тем событиям, когда он получил сиддхи килы, пребывая на великом кладбище Раджгриха.

Он получил передачу сиддхи от гигантского скорпиона с девятью головами, восемнадцатью клешнями и двадцатью семью глазами. Этот скорпион указал на место сокрытия терма в треугольной каменной коробке, скрытой под скалой на кладбище.

Когда Гуру Ринпоче читал текст терма, в нём возникло непосредственное понимание, что головы, клешни и глаза скорпиона символически соотносятся с девятью колесницами (согласно классификации школы ньингма). Здесь, в Раджагрихе, Падмасамбхаве дают титул "Гуру скорпиона", и в одной из его восьми форм как Гуру Драгпо он изображен со скорпионом в левой руке. Как эмблема гневной передачи изображение скорпиона имеет мощное символическое значение в раннем развитии школы ньингма.

Возвращаясь к пещерам и местам реализации Гуру Падмасамбхавы. Собственно, пещер две - они связаны друг с другом и участвуют в истории взаимно)).


Пещера Асуров

Отпечаток руки гуру Падмасамбхавы Пещера Асуров расположена в 500 метрах к северо-западу от Парпинга, на склоне холма. Вся дорога, ведущая к ней, украшена молитвенными флажками, создающими особую атмосферу. Под ними и проходят паломники, направляющиеся к пещере Асуров. Сейчас пещера находится на территории небольшого монастыря. Чтобы попасть в неё, надо пройти через несколько переходов внутри монастырских зданий.

Один из чудесных знаков, находящихся здесь, — отпечаток в камне кисти руки Падмасамбхавы. Видно, что от прикосновения энергии необычайной силы камень плавился, как воск или пластилин, запечатлевая анатомические подробности руки великого человека. Подобным образом плавится твёрдая материя при воздействии мощного ядерного удара.

Одна из задач великого существа, приходящего на землю, — помочь людям преодолеть ограничения собственного мышления, расширить представления о возможном и невозможном. Наш ум будет пытаться найти рациональное объяснение этому феномену, но его нет… Чётко видны контуры руки, и отсутствуют какие-либо следы искусственной резьбы по камню…Остаётся только предположить, что в этот мир действительно приходили существа, значительно отличающиеся от нас, обладающие сверхъестественными возможностями.
Такой отпечаток воспринимается как чудо европейцем, но для тибетцев и непальцев, привыкших к мистике, такое явление относится скорее к разряду обыденного. Любой тулку (эманация реализованного существа, «перерожденец») способен оставить такой след руки на камне. Это всего лишь знак достижения определённого уровня развития, знак достижения мастером реализации.

Отпечаток руки гуру Падмасамбхавы — благословение для медитирующих здесь. Чтобы соприкоснуться с энергией учителя, паломники прикладывают свою ладонь к отпечатку в скале.

Контур ступни или её рельефное изображениеПеред входом в пещеру распложены следы великого Гуру. Они покрыты красным порошком, служащим своеобразным подношением, и привлекают к себе внимание. Надо заметить, что обычай поклоняться «следам» Пробуждённых существ возник даже раньше, чем традиция устанавливать их статуи и изображения.

Такие следы встречаются в двух формах. Первая — реальный отпечаток ноги в почве или камне. След выглядит не как привычный нам след босой ноги на песке.

 
Тело великого человека, согласно сутрам, обладает особенными признаками, один из которых — плоскостопие. Поэтому отпечатки стоп Будд не имеют типичной выемки на месте подъёма стопы.

Второй тип следов — кирпичный или бетонный постамент, на котором выложен контур ступни или её рельефное изображение. Такие рельефные отпечатки стоп не воспринимаются как следы в буквальном смысле. Это просто символическое обозначение присутствия великого человека.

На первый взгляд, в Парпинге мы встречаемся со следами второго типа. Но легенды говорят о том, что это реальные отпечатки стоп, поднятые с земли и размещённые на уровне талии.

Вход в пещеру обрамлён деревянной рамой так же, как самый обычный дверной проём. Эта дверь ведёт в пространство спокойной духовной энергии. Сама пещера небольшая, стены её закопчены из-за сотен масленых лампадок, зажигаемых тут ежедневно. Лампады зажигаются перед изображениями или статуями просветлённых существ как подношения. 

Как их свет рассеивает тьму, так же и дхарма просветляет умы, омрачённые заблуждениями. Пещера Асуров отлично прогревается солнцем и поэтому может служить прекрасным местом для медитации в холодные зимние месяцы.
Алтарь и статуя ПадмасамбхавыВ ней расположен небольшой алтарь и статуя Падмасамбхавы. Главная статуя Падмасамбхавы выполнена в форме Цокье Дордже. Согласно легендам, она была обнаружена на поле местным фермером Тамангой. Справедливости ради надо отметить, что подобные истории рассказывают о множестве статуй в Тибете.

Слева и справа находятся статуи Ваджракилаи и Вишуддха Херуки, которые, по мнению некоторых исследователей, были установлены в пещере до 1950 годов тибетцами из Кхама (именно практики, связанные с этими Идамами, Падамасабхава выполнял в пещерах Парпинга). От бликов огня статуи кажутся живыми. На стене пещеры находится самопроявленный тибетский слог «А» (ཨ). Его можно увидеть чуть ниже вмонтированной в стену электрической лампы.

В глубине пещеры Асуров находится туннель, который соединяет эту пещеру с пещерой Янглешо, расположенной внизу, примерно в полумиле от неё. Туннель этот похож скорее на небольшую дыру. Ветер проходит через неё, и вы можете почувствовать сквозняк, сидя рядом. Хотя Падмасамбхава мог свободно проходить через твёрдую материю, он использовал этот узкий туннель, чтобы переместиться между пещерой Янглешо и верхней пещерой Асуров.

АлтарьТулку Ургьен Ринпоче рассказывает об этом в своей книге: «Когда мы восстанавливали пещеру несколько лет назад, смотритель обнаружил эту дыру, через которую дул ветер. Он сказал: „Падмасамбхава, должно быть, путешествовал по этому туннелю, но он настолько узкий, что через него могла пройти только крыса или насекомое. Возможно, Падмасамбхава мог уменьшаться до такого размера!“». Две пещеры образуют небольшой подземный мир, полный тайн и энергии.

Восстанавливать пещеру Асуров начал Тулку Ургьен Ринпоче в конце 1980 годов, затем здесь был основан монастырь и ретритный центр. Сейчас пещера находится под наблюдением тибетских монахов. Внутри, где ещё несколько десятилетий назад было тёмное пустое пространство, теперь есть освещение, новая мраморная столешница для культовых предметов, фотографии гуру и даже ящик для пожертвований.

Сангха монастыря, построенного вокруг пещеры Асуров, включает и тех монахов, которые находятся в ретритном уединении, и тех, кто полностью посвятил себя медитации и практике, но при этом не придерживается режима ретрита.


Пещера Янглешо

Пещера ЯнглешоВторая пещера расположена немного ниже, примерно в пяти минутах ходьбы от деревни, и называется «Янглешо». Здесь же находятся несколько небольших прудов, а также монастырь и ретритный центр, основанный Чатралом Ринпоче в VIII веке. Чатрал Ринпоче — один из самых известных основателей школы Ньингма. (Собственно, Чатрал это не имя, это прозвище, оно обознает йогина, который непрерывно перемещается или просто свободен от привязанности к какому-либо дому - прим. Нандзед).

Пещера расположена в основании довольно высокого скального склона и большую часть дня затеняется лесом, поэтому служит прекрасным местом для медитации во время летних месяцев и муссонных дождей. Слева от дорожки, ведущей к пещере, находятся бассейны, наполняемые из естественных источников в скалах. Разноцветные рыбки, живущие в прудах, радуют и монахов, и паломников.

Хинду поклоняются этому месту как святыне Вишну. Храм Шеши Нараяны, построенный здесь, является одним из четырёх основных храмов Вишну, расположенных в долине Катманду. Каскады прудов, символизируют Ананта Шешу, змея, на котором покоится Вишну в первичном океане. Храм ревностно охраняется и в него запрещён вход неиндуистам. Справа от храма находятся два каменных изображения аватаров Вишну: Баларамы и Вишну Виранты (Ваманы).

Сама пещера находится справа от индуистского храма. Внутри — статуя Гуру Ринпоче, а в потолке пещеры — чётко различимый отпечаток головы учителя.

Легенды рассказывают о великом укрощении змей, произошедшем здесь. Когда учитель находился здесь в самадхи, неожиданно появилось множество ядовитых змей, которые свисали сверху. Выведенный из медитации Гуру ударил одного из нагов по макушке головы ваджракилой (кинжалом, но также называется и одноимённая практика) и превратил угрожавших ему змей в камень. Над скалой, свисающей над храмом, можно разглядеть змеевидные фигуры, стремящиеся вниз. В месте удара килой на голове центральной змеи в благоприятные моменты появляются капли воды.


Практики в пещерах

Практики в пещереИз биографических источников трудно понять, как Падмасамбхава разделял свою практику между верхней и нижней пещерой и в какой именно из них происходили те или иные события (тем более, что Гуру мог свободно перемещаться между ними благодаря своим сверхъестественным возможностям). Тем не менее, именно здесь, в Парпинге, он достиг значительных реализаций.

Здесь Падмасамбхава продемонстрировал достижение такого уровня духовного развития, как Махамудра. То есть постиг на практике, что пробуждённая мудрость проявляется в естественном состоянии нашего ума.

Это состояние было достигнуто Падмасамбхавой через выполнение взаимосвязанных практик Янгдага (санскр. Ваджра Херука, Вишуддха Херука) и Дордже Пурпы (санскр. Ваджракилая — ваджрный кинжал).

Эти практики выполняются с помощью духовной супруги, которой в пещерах Парпинга стала для Падмасамбхавы Шакья Дэви. Этот класс тантрических практик предполагает созерцание себя в облике божества или иного просветлённого существа и полное слияние с ним «как вода, вылитая в воду». Достигнув идентичности с Янгдагом, Падмасамбхава получил здесь великие сиддхи. Идамы, возникающие во время медитации, трансформируют наши клеши и яды ума в мудрость.

Великий Гуру заметил: «Практика Вишуддха Херуки приносит великую реализацию. Но эта практика подобна бродячему торговцу, который встречает множество препятствий, тогда как практика Килая подобна необходимому сопровождению». В мире тибетского буддизма Ваджракилая известна как самое мощное средство для устранений препятствий к практике. А с таким препятствиями, чинимыми демонами, великий учитель столкнулся.

Будда Шакьямуни предсказывал своим ученикам, что через некоторое время после паринирваны вновь вернётся в этот мир, но уже в гневной форме. Свидетельство об этом можно найти, например, в «Махапаринирвана сутте». Падмасамбхава был не просто учителем, он был способен доносить учение и до демонов, иначе говоря, до тех, кто не понимает по-хорошему. Именно поэтому множество историй рассказывают о том, как он подчинил себе демонов. Некоторые из них связаны с Парпингом.

Когда Падмасамбхава вместе со своей духовной супругой Шакья Деви приступил к практике, возникли неожиданные препятствия. Небесные демоны сговорились вызвать трёхлетнюю засуху и голод в Непале, Тибете и Индии, а чума поразила как мужчин, так и крупный рогатый скот. Дав унцию золотого песка своим непальским ученикам, Падмасамбхава направил их к своему учителю в Индию.

ВаджрапаниКогда тексты необходимых учений Ваджракилаи были принесены в Непал, земля вновь стала плодородной, облака появились в небе, а на выжженную почву выпал дождь.

Люди излечились от болезней и царство наполнилось счастьем и смехом.

Духи пришли к Падмасамбхаве и предложили ему свою жизненную силу, а он связал их всех обещанием служить защитниками учения:

В верхней пещере Янглешо,
Чтобы достичь сиддхи Великой Печати,
Я исполнил практику Высшего славного Херуки.
Возникли помехи, причинившие боль Индии и Непалу,
И поэтому я попросил моих мастеров прислать мне методы учения, чтобы отразить их.
Посланники вернули возвышенное знание Килаи.
Когда оно только прибыло в Непал, все помехи были подавлены,
И я достиг высшей сиддхи Великой Печати

«Великий Тертон: Жизнь и деятельность Чокгьюра Лингпы»

Многие биографии и терма рассказывают об укрощении демонов в Парпинге. В ряде терма, открытых Чокгьюром Лингпой, пещера Асуров упоминается как место, в котором Падмасамбхава связал клятвой двенадцать богинь Тенма, защитниц местности, и поручил им охранять Тибет от вторжения сил, враждебных Дхарме.

Вот некоторые из имён этих богинь:

Дордже Кундрагма — Великая Повелительница,
Дордже Яма Кёнг — Достославная Хари,
Дордже Кунту Санг — Бирюзовая Дымка Снежных Гор,
Дордже Гегки Цо — Укротительница Орд Обширных Пастбищ.

В терма, раскрытых Оргеном Лингпой, объясняется, как Падмасамбхава связал клятвой двенадцать богов-защитников, связанных с Ваджракилаей.


Известные посетители пещер

БуддаВ пещере Асуров жил и долгое время практиковал Горакшанатх, один из 84 махасиддхов и автор «Горакша Самхиты». Местные жители часто называют эту пещеру пещерой Горакшанатха. По некоторым версиям, и отпечаток стоп, установленных на постаменте, и отпечаток руки в камне принадлежат именно ему, а не Падмасамбхаве.

Каменное изваяние его стоп было, согласно надписи, возведено 11 января 1391 года, когда Парпинг принадлежал могущественному правителю Джайшити Малле. В это время в Непале был распространён культ Горакшанатха, а община Натхов с её аскетическими практиками процветала.

Этого йогина считают воплощением Шивы, и в ваджраянской традиции он особенно почитаем. Великий практик не был подвластен тяготению земли и в любой момент мог перенестись по воздуху на любое расстояние, спокойно мог менять облик, превращаясь то в грудного младенца, то в прекрасную девушку. От его заклинаний сотрясались и земной и небесный миры... Тексты не указывают точное время его жизни. Судя по ним, Горакшанатх является во все четыре юги. Но исследования и археологические данные позволяют предположить, что в этой пещере он практиковал где-то в районе 1200 г. н. э.

По всей видимости, Парпинг часто посещали тибетцы во время их путешествий в Непал и Индию. Одним из самых известных посетителей был Марпа Лоцзава (1012–1097). В его биографии XV века авторства Цаньона Херуки сообщается о том, что в этом районе Марпа несколько дней выполнял Ганачакра-пуджу, возвращаясь из своей третьей поездки в Индию.

Говорят, что во время своего пребывания в пещере Асуров в конце 1980-х годов Джигме Пунцок Ринпоче открыл терма в потолке пещеры, оно находится теперь во владении Его Святейшества Далай-ламы.

На протяжении многих лет многие уважаемые ламы оставались и практиковали в пещере Асуров в течение многих лет. Тулку Ургьен Ринпоче жил здесь и выполнял ретриты, длившиеся по нескольку месяцев. Аналогичным образом здесь практиковали Кхенпо Петсе, Намкай Норбу Ринпоче, Тартанг Тулку, Согьял Ринпоче и многие другие.

САРВА МАНГАЛАМ!


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека