Библиотека
Шавари.

Шаварипа был одним из восьмидесяти четырёх индийских махасиддхов. Был охотником из племени, жившего на холмах Бенгалии. Вместе со своими жёнами стал учеником Нагарджуны.
Ниже сведения о Шаварипе приводятся по тексту Нгакпа Джампа Тхайе "Золотая гирлянда Кагью от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы".
"Сабара родился в семье бенгальских актёров в конце X века. Он был одним из двух сыновей, помимо двух сестёр, и впоследствии сам стал певцом и танцором.
Сабара встретил своего Учителя Нагарджуну, когда последний пребывал в отшельничестве в Бенгалии. Хотя он был ещё ребёнком, он попросил духовных наставлений. Нагарджуна дал ему абхишеку Чакрасамвары вместе с подробными наставлениями по методу практики. Затем он сказал Сабаре, что если он будет практиковать медитацию Чакрасамвары и следовать учению дох Сарахи, то сможет достичь познания конечной реальности. В соответствии с наставлениями Сабара предпринял медитативное уединение на Шри-Парвате (санскр. śrīparvata – священная гора и пещера, где созерцал Сараха), в последнем месте пребывания Сарахи, и там достиг полной реализации Махамудры. Его главным учеником стал Майтрипа".

На тханке Будда Ваджрадхара в окружении махасиддхов: слева сверху вниз – Бодхисаттва Ратнамати, Шаварипа, Тилопа; справа сверху вниз – Сараха, Майтрипа, Наропа.
Примечание.
1 – Нагарджуна, о котором здесь говорится, был учеником Учителя Сарахи, благодаря нему он достиг совершенства в Махамудре. Махасиддха Нагарджуна в свою очередь передал линию Махамудры Шаварипе, а тот стал впоследствии Учителем Майтрипы. Существует вопрос, на который разные исследователи линии Махамудры, идущей от Учителя Сарахи, отвечают по-разному: махасиддха Нагарджуна и философ Нагарджуна, основатель Мадхьямаки, – это одно и то же лицо или нет? Если мы примем, что Сараха жил в период между VII и IX веками нашей эры, то мы должны принять как естественный вывод, что это были разные люди.
Если же мы принимаем, что Сараха родился через триста лет после Нирваны Будды и жил не одну сотню лет, что вполне реально для великих йогинов Индии, то мы вправе допустить, что махасиддха Нагарджуна и философ Нагарджуна – это одно и то же лицо. В "Синей летописи" Гой-лоцава Шоннупэла читаем: "Через триста лет после Нирваны Будды в мире появился великий брахман Сараха. Дожив до трёхсот лет, он встретил наставника Ритопу (Шаварипу). Через 240 лет он встретил Майтрипу".