Библиотека
Царь Трисонг Децен.
Трисонг Децен (тиб. Khri-srong lDe-btsan или Khri-srong De`u-btsan – Трисонг Дэуцен / Trisong Detsen) был тридцать седьмым царём из династии Чогьял. Время его жизни: 742-810гг.
Царь Трисонг Децен был вторым, после Сонгцена Гампо, великим духовным правителем Тибета. Благодаря деятельности этих царей буддизм стал распространяться в Стране Снегов.Трисонг Децен пригласил из Индии в Тибет Падмасамбхаву, Шантаракшиту, Вималамитру и многих других буддийских учителей (1). Во время его правления первые тибетцы приняли монашеские обеты. Пандиты и лоцавы(2) перевели много текстов, и были организованы многочисленные центры практики.
Царь дал обет установить буддизм во всём Тибете. Когда ему шёл 21 год, он задумал грандиозный план – построить в Центральном Тибете монастырский университет (в последствии комплекс получил название Самье). Но появились препятствия, чинимые существами нечеловеческой природы. Они мешали строительству комплекса: всё, что люди строили в течение дня, уничтожалось по ночам богами и демонами местности. Учитель Шактаракшита, который был приглашён царём из Индии, посоветовал Трисонгу Децену пригласить махасиддху Падмасамбхаву.
Мастер сказал:
Я – всего лишь бодхисаттва, мне не справиться со всеми могущественными духами этой области. Однако отчаиваться не стоит, выход есть. В настоящий момент в Индии живёт один человек, примечательный во всём, вплоть до того, что даже на свет он появился, не родившись от женщины, а сам по себе. Имя его – Падмасамбхава, Лотосорождённый. Если местные боги и демоны, препятствующие истинным учениям, просто услашат его имя, их обуяет ужас, и они станут бессильны. Пригласи его в Тибет, и у нас не останется проблем(3).
– Как же мне пригласить его? – спросил царь.
Шантаракшита (в Тибете его звали Кхенпо Бодхисаттва) ответил:
– Мы связаны обетом, данным в одной из прошлых жизней, когда Ваше Величество, Падмасамбхава и я были братьями, помогавшими строить великую ступу Джарунг Кхашор в Боднатхе, в Непале. Поскольку тогда мы поклялись распространять учения буддизма на Север, Падмасамбхава обязательно примет наше приглашение. Нужно только попросить его приехать.
Царь поступил так, как посоветовал ему Шантаракшита, и вскоре Гуру Падмасамбхава прибыл в его страну. С помощью Падмасамбхавы монастырский комплекс Самье был построен, а Дхарма распространилась по всей стране.
Гуру Ринпоче пребывал в Тибете 55 лет и шесть месяцев: из них 48 лет при жизни Трисонга Децена и 7 лет и 6 месяцев после его кончины.
Падмакара дал бесчисленное множество глубоких и необычных учений, связанных с тремя внутренними тантрами, многим избранным ученикам, включая царя и царских сыновей, а также двадцати пяти ученикам в Лходраке, Тидро и многих других местах.
Трисонг Децен скончался в возрасте 69 лет. После смерти царя Падмакара возвёл на трон Мутига Ценпо (царский сын процарствовал один год и семь месяцев и умер в возрасте 17 лет, будучи отравлен матерью).
Гуру Ринплоче через несколько лет покинул земное существование. Отправившись в страну ракшасов, он подчинил этих существ, агрессивно настроенных против людей.
Трисонга Децена тибетцы почитают как воплощение бодхисаттвы Манджушри.
Царь Трисонг Децен был вторым, после Сонгцена Гампо, великим духовным правителем Тибета. Благодаря деятельности этих царей буддизм стал распространяться в Стране Снегов.Трисонг Децен пригласил из Индии в Тибет Падмасамбхаву, Шантаракшиту, Вималамитру и многих других буддийских учителей (1). Во время его правления первые тибетцы приняли монашеские обеты. Пандиты и лоцавы(2) перевели много текстов, и были организованы многочисленные центры практики.
Царь дал обет установить буддизм во всём Тибете. Когда ему шёл 21 год, он задумал грандиозный план – построить в Центральном Тибете монастырский университет (в последствии комплекс получил название Самье). Но появились препятствия, чинимые существами нечеловеческой природы. Они мешали строительству комплекса: всё, что люди строили в течение дня, уничтожалось по ночам богами и демонами местности. Учитель Шактаракшита, который был приглашён царём из Индии, посоветовал Трисонгу Децену пригласить махасиддху Падмасамбхаву.
Мастер сказал:
Я – всего лишь бодхисаттва, мне не справиться со всеми могущественными духами этой области. Однако отчаиваться не стоит, выход есть. В настоящий момент в Индии живёт один человек, примечательный во всём, вплоть до того, что даже на свет он появился, не родившись от женщины, а сам по себе. Имя его – Падмасамбхава, Лотосорождённый. Если местные боги и демоны, препятствующие истинным учениям, просто услашат его имя, их обуяет ужас, и они станут бессильны. Пригласи его в Тибет, и у нас не останется проблем(3).
– Как же мне пригласить его? – спросил царь.
Шантаракшита (в Тибете его звали Кхенпо Бодхисаттва) ответил:
– Мы связаны обетом, данным в одной из прошлых жизней, когда Ваше Величество, Падмасамбхава и я были братьями, помогавшими строить великую ступу Джарунг Кхашор в Боднатхе, в Непале. Поскольку тогда мы поклялись распространять учения буддизма на Север, Падмасамбхава обязательно примет наше приглашение. Нужно только попросить его приехать.
Царь поступил так, как посоветовал ему Шантаракшита, и вскоре Гуру Падмасамбхава прибыл в его страну. С помощью Падмасамбхавы монастырский комплекс Самье был построен, а Дхарма распространилась по всей стране.
Гуру Ринпоче пребывал в Тибете 55 лет и шесть месяцев: из них 48 лет при жизни Трисонга Децена и 7 лет и 6 месяцев после его кончины.
Падмакара дал бесчисленное множество глубоких и необычных учений, связанных с тремя внутренними тантрами, многим избранным ученикам, включая царя и царских сыновей, а также двадцати пяти ученикам в Лходраке, Тидро и многих других местах.
Трисонг Децен скончался в возрасте 69 лет. После смерти царя Падмакара возвёл на трон Мутига Ценпо (царский сын процарствовал один год и семь месяцев и умер в возрасте 17 лет, будучи отравлен матерью).
Гуру Ринплоче через несколько лет покинул земное существование. Отправившись в страну ракшасов, он подчинил этих существ, агрессивно настроенных против людей.
Трисонга Децена тибетцы почитают как воплощение бодхисаттвы Манджушри.
Примечания.
1 – За время своего правления Трисонг Децен пригласил в Тибет сто восемь великих Учителей.
2 – Лоцавами называли переводчиков, тех, кто переводил буддийские учения на тибетский язык. Пандитами называли буддийских учёных и духовных учителей.
3 – Эта история, связанная с приглашением в Тибет Гуру Ринпоче, не отличается в разных источниках по смыслу, хотя изложение в деталях отличается.