Библиотека
БУДДИЙСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ
ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ
"Духовные упражнения не следует прекращать до тех пор, пока медитативные навыки не войдут в привычку и не станут вашей второй натурой. Только тогда вы сумеете пресечь омрачения в момент их возникновения" (34)
Если вы предпринимаете усилия по преодолению заблуждений, омрачений ума, важно чтобы вы не прерывали их. Вы не должны останавливаться до тех пор, пока ваши навыки в медитации не станут вашей второй природой, и эта вторая природа не начнет проявляться сама, без усилий с вашей стороны. Если после даже трехгодичного затворничества вы решите, что этого достаточно, это будет ошибкой с вашей стороны, от ваших усилий никакого результата не будет.
Медитация бывает двух видов: аналитическая и однонаправленная сосредоточенная медитация. Я сегодня говорил о тех, кто достигает промежуточного уровня. Добившись определенного уровня отречения, они начинают упражнения. Это три типа духовных упражнений или три драгоценные практики. Практика тренировки нравственности, практика концентрации и практика мудрости. Те, кто стремятся достичь индивидуального освобождения, по достижении отречения занимаются этими практиками и достигают Освобождения. Тренировка морали - это защитная практика. Практика концентрации как бы шлифует практику мудрости, делая ее гораздо острее и сильнее. И если вы развили в себе именно эту мудрость, то она действует как противоядие против самого корня сансары, отсекает его.
С помощью постижения Четырех Благородных Истин, развивая в себе отвращение к радостям сансары, достигнув уровня отречения, приверженцы Хинаяны становятся практиками первого из пяти путей Хинаяны - пути накопления. И затем, практикуя три драгоценные практики - практику нравственности, практику сосредоточения и практику мудрости - они добиваются уровня сочетания безмятежности и проникновения, то есть Шаматхи и Випашьяны. При этом Випашьяна (постижение Пустоты) находится у них на концептуальном или понятийном уровне. Затем они переходят на вторую ступень, которая называется стадией снаряжения. И только потом, медитируя на Пустоте, они достигают непосредственного ее восприятия. Затем они переходят на третью стадию - стадию видения. В этот момент медитация на Пустоте становится их второй природой, она происходит автоматически. Второй природой является и медитация на отречении, таковой она становится еще на первой стадии - стадии накопления. Хочу заметить, что не следует смотреть свысока на практикующих Хинаяну. Уже на первой ступени они обладают высокой степенью ясновидения. Четвертая стадия - это стадия медитации, продолжающаяся всего один момент. Заканчивается третья стадия - начинается четвертая, это и есть стадия совершенствования. Именно в этот момент устраняется корень сансары, который называется внутренним цеплянием за Я.
Такое цепляние бывает двух видов. Это искусственное цепляние за то понятие Я, которое создано нами самими. Такое цепляние за Я следует стереотипам догматического мышления. Его сравнительно легко устранить. Но у нас останется внутреннее цепляние за Я, идущее с незапамятных, безначальных времен. Это и есть подлинный корень сансары. Поэтому я даю вам этот 34 афоризм, имея в виду необходимость совершенствования на пути Хинаяны.
Когда навыки на пути медитации становятся вашей второй природой, то возникающие в вашем сознании омрачения тут же пресекаются. Имейте в виду, что все это может относиться и к Махаяне.
Внутреннее цепляние за Я имеет девять видов. Сначала вы устраняете грубые грубые заблуждения, затем грубые средние и грубые тонкие. После этого устраняются средние грубые, средние средние и средние тонкие заблуждения. И, наконец, устраняете тонкие грубые, тонкие средние и тонкие тонкие заблуждения. Когда мы достигаем девятой ступени, ступени устранения тонких тонких заблуждений, то мы пребываем в Ваджрном Самадхи, эту 9 ступень мы проходим за одну секунду и становимся архатом или святым. Уже на стадиях очищения ум становится необыкновенно чистым, остается самое маленькое пятнышко загрязнения. И как раз на 9 стадии самым последним действием это загрязнение устраняется, и мы достигаем святости. Это стадия архатства или стадия Победителя врагов. Стадия или путь, на котором это происходит называется путь неучения, то есть здесь уже больше не учатся. Также это называется нирваной. Абсолютно полные счастье и мир. Все заблуждения устранены, практикующий достиг счастья и ни в чем не нуждается. Но у него еще не развиты все необходимые способности, которые позволили бы ему помогать другим. Для собственного освобождения он достиг всего, но чтобы помочь другим, нужно еще многое. И, главное, он не обладает всеведением, так как он удалил все загрязнения первого типа, но остались загрязнения, препятствующие всеведению. По этой причине мудрые люди, которые не удовлетворяются собственным освобождением, а хотят помогать другим, не остаются на этой стадии, а стремятся идти дальше и достичь состояния Будды, чтобы быть способными помогать всем живым существам. Великие Бодхисаттвы говорят: "Если все живые существа страдают, то какая польза от того, что я достиг Освобождения".
Свое Освобождение от страданий они не считают подлинным счастьем. Истинное счастье может наступить тогда, когда все живые существа освободятся от страданий и будут наслаждаться счастьем просветления. Те, кто на пути Хинаяны дошли до архатства, благодаря благословению Будд, становятся на путь Махаяны. И на этом пути они начинают все сначала: путь накопления, путь снаряжения, путь видения и т.д. Наши калмыцкую и тибетскую традиции буддизма мы называем традицией Махаяны. Это важно знать всем. Главным признаком этой традиции является то, что ее приверженцы заботятся о других больше, чем о себе. Здесь нет деления на секты или по каким-либо другим мелким вещам. Мы заняты тем, чтобы развивать в себе именно такое отношение к другим.
Чем отличается путь Махаяны от Хинаяны? Отличие в том, что когда мы развиваем в себе начальную первую ступень отречения, то мы не занимаемся тремя драгоценными практиками, описанными выше. Мы занимаемся выработкой Бодхичитты, устремленности к Пробуждению. После выработки Бодхичитты мы практикуем шесть совершенств (парамит), которые включают в себя три драгоценные практики. Поэтому те, кто практикуют Махаяну, должны знать эти шесть парамит, поскольку это ваша самая главная практика. Но сначала развивайте в себе отречение, затем Бодхичитту и только потом упражняйтесь в шести парамитах. Если буддийское Учение излагается вам в другой последовательности, то можно на 100 процентов быть уверенным в том, что это не Учение Будды, это не Учение Великих Святых.
В Тибете в древние времена бывало так, что человек, получив какое-либо небольшое наставление с устными инструкциями от своего Учителя и думает, что этого достаточно для достижения Пробуждения. Кроме того, думает, что другие Учения не настоящие, что подлинным Учением владеет только его Учитель. Но у других учеников точно такое же представление о своем Учителе. Отсюда и возникли некоторые недоразумения. Великий Цонкапа в совершенстве овладевший всеми имевшимися в то время традициями тибетского буддизма Ньингма, Сакья, Кагью, Кадампа, - пришел к другому выводу. Считать Учение истинным только потому, что так сказал ваш духовный наставник - неправильно и некорректно. И поскольку здесь даже на поверхности противоречия, то мы не сможем свести концы с концами. Должно быть другое обоснование для постижения того, что есть истинное Учение. И он предложил другой критерий. Поскольку всеми говорится, что мы буддисты, то каждое наставление, которое мы практикуем, должно восходить своими корнями непосредственно к Учению Будды. Если это буддизм, то он должен идти от Будды, так как более Великих Учителей буддизма не было. После Будды мы знаем таких Учителей, как Нагарджуна, Асанга, Чандракирти, на их Учение можно без колебаний опираться. Поэтому если что-то противоречит Учению этих Учителей, то это не буддизм. Лама Цонкапа говорил, что даже мой собственный духовный наставник учил меня некоторым вещам, противоречащим Учению Будды, Нагарджуны, Асанги, Чандракирти.
В настоящее время на Западе издается громадное количество книга буддизме, зачастую противоречащих друг другу и представляющих отдельные кусочки Учения. Очень важно, чтобы вы с правильных позиций, имея достоверный критерий, оценивали содержание этой литературы. Это не мой совет, это совет Ламы Цонкапы. Такой совет только поможет тому, чтобы в Калмыкии взросло чистое Учение Будды.
"Причиняя вред другому, косвенным образом вы вредите себе. Оказывая другому помощью вы косвенно помогаете себе. Будьте мудры и помогайте другим" (35)
Комментируя этот афоризм, мы будем говорить о Бодхичитте, устремленности к Пробуждению. Существует два метода порождения в себе Бодхичитты. Один из них - семеричный причинно-следственный метод. Другой - метод замены себя на других. Как раз 35 афоризм и следующий 36 основываются на методе замены себя на других. Но прежде чем практиковать указанный способ, необходимо знать, почему важно заботиться о других больше, чем о себе. И достичь этого легче всего, если вы сумели развить в себе твердую убежденность в законе причинно-следственной связи. Вдумайтесь, из-за своего эгоистичного ума вы становитесь сердитыми, обижаете других. Но на самом деле вы приносите вред больше себе, чем другим, поскольку своими действиями вы создаете очень сильную отрицательную карму, и пережить ее последствия вам придется обязательно. Все страдания проистекают из отрицательных действий, а отрицательные действия идут от отрицательной кармы. Вся отрицательная карма образуется от отрицательных мыслей. В свою очередь отрицательные мысли появляются от того, что мы заботимся о себе больше, чем о других. То есть, в глубине своей мысль, заботящаяся о себе, развивающая эгоистические установки, приносит вред исключительно вам самим. Если же вы помогаете другим, то косвенно помогаете и себе. Когда с помощью сострадания вы начинаете заботиться о других, думать о них, стараться помогать им, то это приносит добрые мысли в вашу душу, которые впоследствии дают благой результат. Поэтому я не устаю повторять: "Будьте мудры и помогайте другим".
"Любовь и сострадание - вот главное в жизни. Имея их, в конечном счете вы обретете все". (36)
Итак, чтобы породить в себе Бодхичитту, устремленность к Пробуждению, существует много различных методов, техник. По существу все они сводятся к порождению в себе любви и сострадания. Любовь и сострадание необыкновенно ценные вещи. Будда говорил: "Если у кого-то есть сознание ума, то вторичное сознание появится само собой. Подобным же образом если имеются любовь и сострадание, то все добрые качества проявятся сами собой". Поэтому с такими качествами, как любовь и сострадание, вы должны обращаться как с подлинными драгоценностями вашей жизни и всеми силами стремиться обрести их. Имейте в виду, сейчас мы говорим о чистой любви и чистом сострадании, которые простираются на все существа, а не на какую-либо группу людей. Эти чувства распространяются даже на ваших врагов. На самом же деле немного любви и сострадания имеет каждый человек и, возможно, вы подумаете, что отсюда и наступает реализация вашей духовной практики. Но когда мы говорим о любви и сострадании в Махаяне, то речь идет о Великой Любви и Великом Сострадании, то есть, в отличие от обычных чувств они простираются на всех живых существ. Давайте поразмышляем. У вас есть драгоценная человеческая жизнь, и если вы хотите прожить ее со смыслом, то важно все свои силы употребить для развития в себе именно такого Великого Сострадания и Великой Любви. На начальном этапе Пути практика порождения в себе Любви и Сострадания - самая важная практика. Великий Бодхисаттва Шантидева говорил: "Если все Будды соберутся вместе и станут держать совет, какое же Учение может быть наилучшим, самым глубоким, самым нужным для живых существ, то все они сказали бы, что самым главным, самым важным Учением является практика Бодхичитты, то есть порождение и развитие в себе Любви и Сострадания, Великой Любви и Великого Сострадания. В такой практике для вас нет никакой опасности. В то же время осознать, что это такое и как выработать в себе эти чувства не так уж и трудно. И на этом Пути вы никогда не заблудитесь. Эта практика представляет собой основной корень, из которого вырастает состояние Будды, именно поэтому она чрезвычайно ценна".
Его Святейшество Далай-лама говорит: "Понять, что есть Любовь и Сострадание очень легко, но довольно трудно взрастить эти качества. Поэтому с самого начала стремитесь достичь их". Также он подчеркивает, что с раннего детства и до настоящих дней именно эта практика является для него главной и таковой она останется до конца его жизни. И он ежедневно молится о том, чтобы во всех будущих жизнях, он никогда не смог бы расстаться с такими драгоценными практиками, которые взращивают Великую Любовь, Великое Сострадание и Бодхичитту.
А теперь я объясню, что такое Бодхичитта. Это как бы усложненные Любовь и Сострадание. Бодхичитта пронизана любовью и состраданием, хотя сама и не является ими. Для сравнения приведу пример: вы печете банановый пирог, в нем начинка из бананов, но пирог в целом - не банановый. Когда вы развиваете в себе Великое Сострадание и Великую Любовь, сверх того, вы берете на себя обязательство довести все живые существа до состояния счастья. Давайте поразмышляем: а возможно ли это на практике. На той стадии, на которой мы находимся, как вы понимаете, даже одному живому существу помочь крайне трудно. Если вы сами не обрели состояние Будды, то как можно помочь в этом другому. И если вы достигнете подлинного глубокого понимания такой ситуации, вы скажете себе: чтобы помочь всем живым существам достичь состояния Будды, я сам должен стать буддой, сам должен достичь Просветления. Тем самым вы пробуждаете в себе сильнейшую устремленность к достижению Пробуждения ради того, чтобы другим живым существам достичь состояния будды.
Эта устремленность к Пробуждению, движимая Великой Любовью Великим Состраданием, называется Бодхичиттой. И когда вы достигаете совершенства в духовной практике, занимаясь аналитической медитацией, методами из семи пунктов порождения Бодхичитты или практикой замены себя на других, вы начинаете испытывать такие подлинные чувства, что у вас начинают буквально без остановки литься слезы из глаз. Это и есть свидетельство того, что вы достигли уровня относительной Бодхичитты, которая является драгоценнейшим достижением. Ведь сразу достичь действительной, высшей Бодхичитты невозможно. Напомню, что Бодхичитта бывает двух уровней: относительная и действительная. Итак, вы достигли только относительной Бодхичитты, но это настоящее золото, хотя немного и загрязненное. В этот момент в практике и других духовных упражнений вы значительно продвигаетесь вперед. Достигнув уровня относительной Бодхичитты, что бы вы ни делали: чтение молитв, мантр, практика даяния, небольшие тантрийские упражнения - все они станут мощным средством изменения вашего ума. Поэтому с самого начала старайтесь вырабатывать в себе Любовь и Сострадание и порождать Бодхичитту. Когда я сам, будучи в горах, начал получать тантрийские Учения, мой Учитель Панор Ринпоче поведал, что тайным средством, позволяющим реализовать все стадии тантры, является средство, сводящееся к Бодхичитте. Если вы владеете Бодхичиттой, то упражняясь в небольших тантрийских практиках таких, как Крийя-тантра или Йога-тантра, а не обязательно Ануттара-йога-тантра (высший класс тантр), в течение шести месяцев вы, несомненно, достигнете реализации. Без Бодхичитты, сколько бы вы ни практиковали, даже десятки лет, ваши усилия будут безрезультатны.
В Тибете часто рассказывают такую историю. Один человек в течение 9 лет занимался непрерывно созерцанием Ямантаки. Это высочайшего класса тантра. Затем он умирает и перерождается в какого-то очень злого духа, который причинил много зла людям. И когда в это место однажды приехал Великий Лама, люди спросили, что же здесь происходит. И ночью Лама сам увидел нечто странное, появлялись и исчезали какие-то пятна света. У каждого Учителя есть свои хранители Дхармы. И Лама попросил своего хранителя посмотреть, что это. Хранитель отправился и увидел там Ямантака. Но Учитель хорошо знает, что Ямантака никогда никому не принесет зла. И он попросил хранителя посмотреть, а что же у Ямантаки сзади. Посмотрев, хранитель не увидел тела, там было пусто. Это означало, что во время визуализации практикующий мог представлять только переднюю часть образа Ямантаки, но не было способности видеть остальное. Великий Лама подчинил себе этого духа. И затем со слезами на глазах он объяснил людям, что даже 9-летнее непрерывное созерцание Ямантаки в затворничестве у человека, не породившего в себе Бодхичитты, Любви и Сострадания, не приносит никаких результатов, а превращает человека в такого злого духа, который создает массу проблем для многих и многих живых существ. И он не уставал повторять: "Вырабатывайте в себе сначала Любовь и Сострадание, это самое главное".
Иногда тибетцы тоже склонны к мистицизму. Приезжает Лама, и все, буквально сломя голову, бегут получать посвящение. Приезжает другой, третий, и эти же люди снова бегут за посвящением. Эти люди, как правило, не знают, как следует, что такое Дхарма. Знающие Дхарму по-настоящему не поступают таким образом, не бегут от одного Ламы к другому, они стараются получать Учение от настоящих Великих Учителей. Мы немного отвлеклись. Давайте перейдем к следующему афоризму.
"Забота о себе самом - источник всех несчастий. Забота о других - источник всяческого блага. Если хотите быть мудрыми заботьтесь о других больше, чем о себе самом". (37)
В этом афоризме сконцентрирована вся практика Бодхичитты. Когда вы почувствуете, что себялюбие овладевает вами, то прочтите этот афоризм. Скажите себе: "Моя установка заботиться только о себе создает все мои жизненные неприятности. Это подлинный мой враг с безначальных времен и до настоящего момента". Напомните себе о двух практиках. Первая - уменьшение установки, заботящейся о себе больше, чем о других, ибо это источник всех страданий, как моих, так и многих других существ. Вторая - установка на то, чтобы заботиться о других больше, чем о себе. Правильное понимание этой духовной практики поможет вам успешно практиковать и сутру, и тантру.
Один их Великих Учителей школы Кадампа сказал однажды: "Всю жизнь я изучал и практиковал сутру и тантру, а к концу жизни пришел к выводу, что все это можно свести к двум основным практикам. Одна из них состоит в том, чтобы уменьшить заботу о себе, ибо она источник всех страданий, как для себя, так и для других. Эта забота является омрачением, препятствием, мешающим достичь высоких духовных реализаций. Все мы, живые существа имеем способность стать буддами, но стремление лелеять себя препятствует этому. А такое стремление присутствует даже тогда, когда вы практикуете Дхарму. Ведь забота о себе подталкивает вас практиковать тантру и стремиться достичь Освобождения как можно быстрее. Но все это обман, не более". И еще он сказал, что теория и практика как отречения, так и Пустоты предназначены для того, чтобы уменьшить или уничтожить заботу о себе, а вторая духовная практика позволяет взрастить, увеличить более сильную заботу о других. Она является могущественной силой, позволяющей действительно быстро достичь состояния будды. Тантра же является лишь ее ответвлением. Почему? Когда вы создали в себе Бодхичитту, то говорите себе: "Чтобы быстрее помочь другим освободиться от страданий, для этого я буду практиковать тантру. Для этого я хочу стать буддой очень быстро, поэтому займусь тантрой''. Шесть совершенствований (шесть парамит) также являются ветвью этой практики, практики заботы о других. Таким образом, все практики включаются в эти две основные. И этот же Учитель школы Кадампа закончил следующим образом: "Если кто-то найдет практики более глубокие, чем эти две, то будьте внимательны - он в чем-то ошибается".
Когда мы достигаем этой стадии, то тем самым достигаем махаянского уровня снаряжения, второй стадии Махаяны. Когда мы развиваем в себе относительный уровень Бодхичитты, то мы становимся близки к тому, чтобы стать последователями Махаяны. У нас появляется как бы безусловность вступления на путь Махаяны. Когда вы достигаете второго уровня или действительной Бодхичитты, то тем самым вы оказываетесь на первом из путей Махаяны - пути накопления. И такого человека называют Бодхисаттвой, истинным сыном Будды, который становится подлинным объектом Прибежища для всех людей и богов. И если хоть один человек в Калмыкии сумеет развить в себе действительную Бодхичитту, то в это мгновение Будды всех времен и направлений обратят взор на Калмыкию, они восхитятся тем, что в такое смутное, загрязненное для Учения время, невзирая ни на что, некто смог развить Бодхичитту. И, восхитившись, каждый из них бросит ему по цветку, и тогда Калмыкия действительно превратится в одно из самых драгоценных мест в мире. И если вы по-настоящему заботитесь о возрождении буддизма в Калмыкии, то развивайте в себе Бодхичитту. И если кто-то один сумеет достичь цели, это явится громадным вкладом для всего народа.
Великий Чандракирти говорил, что он скорее поклонится растущей луне, нежели полной. Тем самым он говорил, что быстрее поклонится Бодхисаттве, чем Будде, потому что Бодхисаттва станет Буддой, потому что настоящий Будда рождается из Бодхисаттвы. Я разговариваю со многими людьми в Москве, Санкт-Петербурге, Бурятии, Калмыкии, Туве. И на меня не производит особого впечатления человек, который говорит, что хочет достичь состояния Будды. Но если я слышу, что человек хочет сделать все от него зависящее, чтобы развить в себе Бодхичитту, то это меня очень радует. Такой человек заслуживает уважения, ибо он говорит о чем-то практически очень важном. И я сам чувствую, что если приложить усилия, то смогу добиться цели. В горах развитие Бодхичитты было моей главной практикой. Для этого я занимался практикой развития отречения. В медитации я не достиг каких-то особых результатов, но, думаю, что сумел развить в себе больший уровень добросердечности по сравнению с тем, что имел раньше. Считаю, что это неплохо. Это дает мне подлинное удовлетворение, дает силу продолжать духовную практику сейчас и в будущем. Я надеюсь, что через два три года смогу продолжить практику в горах. Может быть, когда-нибудь я стану настоящим Бодхисаттвой, и тогда я обязательно приеду в Калмыкию.
"Если вы будете искать себя, то не сможете найти. Это не значит однако, что вы вообще не существуете; это значит, что вы не существуете так, как себе это представляете". (38)
С этого афоризма, друзья, мы приступаем к очень глубоким философским вещам. 38 афоризм - это Учение о Пустоте. До этого мы говорили об Учении сутры. Лама Цонкапа отмечал, что практик сутры огромное множество, но если попытаться обобщить, то их можно свести к трем драгоценным практикам: Отречение, Бодхичитта и Пустота. Это подлинные жемчужины Пути сутр. Они подобны маслу из океана молока. Сутр так много, что если последовательно изучать их, то можно потратить на это всю жизнь. В этой связи Атиша говорил: "Наша жизнь коротка, и мы не знаем, когда умрем. Дхармические знания слишком обширны. Если изучать их последовательно, то почти невозможно завершить", поэтому мудро поступать с Учением Будды подобно утке, летящей над океаном молока и выхватывающей из него кусочек масла. Что же представляют собой три вида масла из молочного океана? Это Отречение, Бодхичитта и Пустота.
Подводя итог сказанному ранее, хочу еще раз сказать вам о том, чтобы вы постарались шаг за шагом изучить, что такое Отречение. Чтобы развить в себе Отречение от сансары, прежде всего следует породить в себе Отречение от этой жизни. Для этого крайне важна медитация на драгоценности человеческой жизни и непостоянстве. А корень всякого понимания - почитание Гуру, Учителя. В деле поиска Учителя не торопитесь. Найдите подлинного Учителя. Как правило, вы тщательным образом подходите к покупке, например, лошади или машины. И если здесь выйдет оплошностью она будет маленькой. Что касается Учителя, то речь идет о вашем будущем. Поэтому будьте внимательны. Главное необходимое качество духовного Учителя - это его сострадание. Если этого нет, то каким бы умным ни был Учитель, берегитесь! Возможно, он просто использует вас. Он может учить вас ради приобретения собственной славы, высокой репутации, а не заботиться о вашем будущем. Это чрезвычайно важно, так как сейчас таких учителей много. А людям правится бегать за радугой. Радуга очень красива и ярка, и иногда даже люди, хорошо разбирающиеся в Дхарме, бегут за ней.
Второе качество подлинного духовного Учителя - это его знание Учения, владеет ли он подлинным знанием. Лама Цонкапа написал "Большое руководство к этапам Пути Пробуждения" (Ламрим-ченмо). Это общий универсальный буддийский путь. Если кто-то подумает, что это пропаганда школы Гелуг, то это вздор. В Индии, к примеру, не было различных школ -Гелуг, Кагью, Сакья, Ньингма. Но все Великие Учителя Индии шли по этому Пути. В настоящее время и в будущем все настоящие Учителя идут и пройдут именно этим Путем. Если кто-то до конца не разобрался в Дхарме, то есть опасность, что они начнут мыслить по-сектантски. В "Ламрим-ченмо" подробнейшим образом описывается весь постепенный Путь: почитание Учителя, практика достижения отречения, направленная медитация, медитация на Пустоте, то есть, дается весь Путь, начиная от почитания Учителя и кончая непосредственным постижением Пустоты. У вас есть возможность изучить этот труд, ибо у нас мало времени изучать многие другие обширные трактаты. Но если вы овладеете знанием "Ламрим-ченмо", то значит, у вас будет хорошее понимание сутры. Итак, до 38 афоризма я кратко изложил вам весь Путь из "Ламрим-ченмо".
38, 39, 40 афоризмы - это сконцентрированное Учение тантры. В тантре мы различаем две ступени: ступень порождения и ступень завершения. 39 афоризм - сконцентрированное описание ступени порождения, 40 афоризм - ступени завершения. А 41 афоризм предназначен для того, чтобы помочь вам понять, насколько ценно это Учение. Хочу подчеркнуть, что даю вам эти афоризмы не потому, что считаю себя великим ученым. Я просто собрал наставления различных Великих Мастеров и расставил их в определенном порядке, чтобы вам легче было уяснить последовательность Пути. Комментарий к 38, 39, 40 афоризмам я дам вам в следующий свой приезд. А сейчас мы прочтем вслух 39 и 40 афоризмы, чтобы вы их запомнили и ждали комментарий к ним.
"Не познав Пустоту, представлять себя божеством - лишь детское воображение. С познанием Пустоты йога отождествления с божеством превращается в противоядие, разрушающее корень сансары, и становится мощной причиной обретения тела, речи и сознания Будды. Поэтому прежде всего, стремитесь постичь доктрину взаимозависимого возникновения". (39)
"При верном уразумении доктрины взаимозависимого возникновения, наблюдаемые явления будут убеждать вас в пустотности явлений; в свою очередь, познание пустотности явлений поведет к твердой убежденности в достоверности доктрины взаимозависимого возникновения. Тогда вы освободитесь от двух крайностей и будете мирно пребывать в высшем естестве сознания". (40)