Библиотека
Ваджрапани
Бодхисаттва Ваджрапани.
Ваджрапани (санскр. Vajrapāṇi; яп. Конгосю; тиб. Чакна Дордже / phyag na rdo rje – пани на санскрите означает рука, ладонь. Букв. "Ладонью руки сжимающий, "держащий" (дхара) ваджру", "Держащий в руке ваджру") – бодхисаттва семейства Карма. Бодхисаттва Ваджрапани представляет могущество всех Будд через эманацию будды Акшобхьи. Для практикующих Ваджрапани является гневным ийдамом символизирующим победу над всеми негативными проявлениями, разрушающий заблуждения и защищающий высшею Дхарму. В ваджраяне Ваджрапани считается владыкой тайн, предводителем держателей видьямантр и охранителем тантр. Он собрал все тайные основы, всевозможные учения, которые дал Ваджрадхара, обладающий точным знанием предрасположенностей практикующих, их интересов и возможностей.
Бодхисаттва Ваджрапани ведёт своё происхождение от индийского бога Индры; часто изображается в ужасающем виде. В буддийских трудах выступает как Ваджрасаттва, Ваджрадхара, Самантабхадра и Трайлокьявиджая Видьяраджа. Символизирует адарша-жняна.
В традиции школы Сингон появляется как Ваджрапани или Ваджрасаттва: 1) как один из 4 главных бодхисаттв, окружающих Будду Акшобхья в Ваджрадхату-мандале; 2) как основное божество в собрании Ная той же мандалы; 3) как основное божество в приделе Ваджрапани Гарбхакоша-мандалы; 4) как основное божество Внутреннего Семейства Махавайрочаны; 5) как вторая фигура в линии передачи учения в школе Сингон. Воплощает исходную решимость обретения просветлённости. "Ваджрапани пребывает в лунном диске перед Вайрочаной и представляет бодхичитту всех Татхагат. Начальное пробуждение бодхичитты возникает от адхиштхана Ваджрасаттвы. Практикуют обет Самантабхадры и обретают уровень Татхагаты". (Т 19, 607с.).
Ваджрапани считается манифестацией Будды Акшобхьи, а ваджра – главный символ Ваджрапани. Его имя переводится как "Держащий ваджру". Ваджрапани является хранителем буддийского учения и относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых. Также Важрапани символизирует ваджрный ум.
phyag na rdo rje |
[Ч‘а-на До-рjе] |
Чакна Дордже / Ваджрапани. |
|||
phyag |
[ч‘ак] |
Чак – рука. |
|||
rdo rje |
[до-рjе] |
Дордже / ваджра. |
|||
Мантра бодхисаттвы Ваджрапани. |
Семенной слог. |
||||
Siddhāṃ:Tibetan-Uchen:
Транслитерация.
Oṃ vajrapaṇi hūṃ |
Siddhāṃ:
Tibetan-Uchen:
Транслитерация.
hūṃ |
||||
Вариант произнесения мантры бодхисаттвы Ваджрапани. |
|||||
Ом Ваджрапани Хум Пхет |