Библиотека
Небеса Четырёх Правителей
Вайшравана-Бог-защитник Севера

В течение многих лет Вайшравана предавался суровой аскезе, и в награду за благочестие и подвижничество Брахма даровал ему бессмертие, приравнял Вайшравану к богам Небес Четырёх Великих Правителей и сделал его стражем скрытых в земле сокровищ и хранителем севера (одним из локопал). Брахма также передал Вайшраване остров Ланка (Цейлон) под резиденцию. Когда Равана захватил Ланку и изгнал оттуда Вайшравану, тот перенёс свою резиденцию в Алакапури, близ горы Кайлас в Гималаях. Его столица – Алака, была построенна божественным строителем Вишвакарманом.
Вайшрава владеет заповедным садом Чайтраратха расположенном на северном склоне горы Меру, а также летающей небесной колесницой Вимала, подаренная ему Брахмой. Жена Вайшраваны Риддхи, олицетворяет процветание, а его слуга Манибхадра является покровителем торговли. Близким другом и покровителем Вайшраваны является Шива. От жены Вайшраваны Риддхи родилсяс сын Налакувара. В пантеоне махаяны он выступает как дхармапала (хранитель Дхармы). В тантрической иконографии изображается трёхголовым и шестируким. Налакувара стал весьма популярен в поздней китайской народной мифологии, особенно после появления романа Cюй Чжунлиня "Назначение на должности богов" (XVI в.), где он является одним из главных героев. Образ Налакувары был основательно переработан Сюй Чжунлинем. В китайской иконографии Начжа изображается в виде мальчика, под ногами которого два колеса, исторгающих пламя. Его атрибут – магический обруч "цянь кунь цюань" — "обруч триграмм "творчество" и "воплощение"", с помощью которого он побеждает демонов.
Вайшравану почитают как бодхисаттву реализовавшего восьмую бхуми, защитника дхармы и правителя "Неба, Оберегающего Простых Людей от Травм" охраняющего живых существ в северной части мира саха и защищающего места, в которых проповедовал будда Шакьямуни.
В аспекте Великого Царя Севера, Шри Вайшравану часто изображается на внешних стенах монастырей и храмов, вместе с тремя другими защитниками основных сторон света, как защитника от всех негативных проявлений.
Вайшравану также почитают как Бога Богатства Куберу (санскр. कुबेर / Kubera, возможно, "имеющий уродливое тело") охраняющего сокровища Индры. Куберу изображают восседающим на белоснежном льве с большим округлым телом жёлто-золотого цвета и с гневным выражением лица. В своей правой руке он держит знамя победы (зонтообpазный стяг – санскp. dhvaja), а в левой мангуста, животное, связанное с благосостоянием и богатством, которое отрыгивает драгоценные камни.
Кубере прислуживают киннары, гухьяки и якши (санскр. yakṣa; пали yakkha), которые являются каннибалами поедающими других существ накопивших дурную карму.
Вайшравана также известен под именем Джамбхала, подателя богатства (дханада), принадлежащего к генезису (готра) Татхагаты Ратнасамбхавы. Джамбхала выступает как дхармапала из разряда кармовых, т.е. помогающих в течение одного или нескольких перерождений.
В мире "Небес Оберегающих Простых Людей от Травм", перерождаются герои войны, защищавшие свою родину и отводившие беду от людей своей страны, квалифицированные хирурги, избавлявшии людей от физических страданий. Однако несмотря на эти заслуги важнейшими условиями необходимыми для перерождения в мире "Небес Оберегающих Простых Людей от Травм", всёже является практика жертвования и соблюдения нравственных заповедей. Практикующих, соблюдающих заповеди и ведущих нравственный образ жизни, Вайшравана вознаграждает всем, в чём у них может возникнуть необходимость. В Японии Вайшравана (в японском произношении Бисямон) входит в число "семи богов счастья".
