Библиотека
Правильное отношение к учителю
Правильное отношение к учителю - краеугольный камень духовной практики. Однако само понятие «учитель» за последнее столетие было искажено и крайне мистифицировано и для серьезного понимания нуждается в очищении.
Наиболее известный санскритский термин, обозначающий духовного учителя - это Гуру. Тибетцы переводят гуру как лама.
Гуру - собрание благих качеств, духовный учитель, великое существо.
Ла - наивысший, непревзойденный.
Ма - мать.
Ламы напоминают матерей в том, что они дают внутреннее рождение тому, что является наивысшим. Ламы - сверх обычного духовно-развитые люди.
Ла - сердце, устремленное к просветлению на благо других. Ма - мудрость, которая является матерью всех духовных достижений. Лама, таким образом, есть сердце полное самопожертвования и мудрости.
Одним словом, гуру и лама представляют собой личности, чье присутствие впечатляет, возносит, воодушевляет других. Подобно хорошим матерям ламы нянчат учеников и выращивают их до взрослого состояния духовной зрелости!
В тибетском буддизме Духовным Наставником признается тот, кто способен вести учеников к нирване и Пробуждению. Чтобы понять, что Наставник именно таков, нужно хорошо изучить его взгляды и поведение, опираясь на свои собственные знания и авторитетные тексты. Потенциальный ученик должен представлять, каковы критерии достижения тех целей, к которым он стремится, и в соответствии с ними он должен выбирать себе Учителя.
Когда человек знает о больших преимуществах наличия Благого Друга, и волею судьбы встречает подходящего Наставника, то ему было бы глупо упустить возможность быстрого достижения своей цели.
После нахождения подходящего Гуру следующим шагом будет правильное вверение себя ему, не имеющее ничего общего с фанатичным поклонением, а касающееся быстрого и правильного усвоения совершенных наставлений, получаемых от Учителя, соответствующих целям ученика.
Отношения учителя - ученика в тибетском буддизме строятся на воззрении о причинности (закон кармы) и признании перерождений.
Выбор Учителя происходит на внутреннем, ментальном уровне. Необязательно проходить для этого через какое-то формальное посвящение. Так, прочитав книгу по Дхарме того или иного учителя, вы можете подумать: "Он - мой наставник, он укажет мне путь", и в сердце принять этого человека как своего духовного наставника. Тогда он станет вашим Духовным Учителем.
Но Учитель тоже, со своей стороны, должен взять на себя ответственность за вас как за своего ученика. То есть, здесь должно произойти принятие как с одной, так и с другой стороны, должна произойти встреча двух умов. Когда между двумя людьми появляется такое чувство, то после этого, если вы с таким чувством услышите хотя бы строчку Учения, вы становитесь учеником, а он - вашим Наставником.
В отношениях Учитель - ученик главное, конечно, это настрой ученика. Даже если Учитель не знает о вашем существовании, если вы преданы ему и считаете себя его учеником, вы таковым и являетесь. Например, у Его Святейшества Далай-ламы очень много учеников, и он далеко не всех их них знает лично.
Знайте и помните, что ученик, приняв кого-то в качестве Духовного Наставника, несет ответственность за сохранение своей преданности Учителю.
Наиболее известный санскритский термин, обозначающий духовного учителя - это Гуру. Тибетцы переводят гуру как лама.
Гуру - собрание благих качеств, духовный учитель, великое существо.
Ла - наивысший, непревзойденный.
Ма - мать.
Ламы напоминают матерей в том, что они дают внутреннее рождение тому, что является наивысшим. Ламы - сверх обычного духовно-развитые люди.
Ла - сердце, устремленное к просветлению на благо других. Ма - мудрость, которая является матерью всех духовных достижений. Лама, таким образом, есть сердце полное самопожертвования и мудрости.
Одним словом, гуру и лама представляют собой личности, чье присутствие впечатляет, возносит, воодушевляет других. Подобно хорошим матерям ламы нянчат учеников и выращивают их до взрослого состояния духовной зрелости!
В тибетском буддизме Духовным Наставником признается тот, кто способен вести учеников к нирване и Пробуждению. Чтобы понять, что Наставник именно таков, нужно хорошо изучить его взгляды и поведение, опираясь на свои собственные знания и авторитетные тексты. Потенциальный ученик должен представлять, каковы критерии достижения тех целей, к которым он стремится, и в соответствии с ними он должен выбирать себе Учителя.
Когда человек знает о больших преимуществах наличия Благого Друга, и волею судьбы встречает подходящего Наставника, то ему было бы глупо упустить возможность быстрого достижения своей цели.
После нахождения подходящего Гуру следующим шагом будет правильное вверение себя ему, не имеющее ничего общего с фанатичным поклонением, а касающееся быстрого и правильного усвоения совершенных наставлений, получаемых от Учителя, соответствующих целям ученика.
Отношения учителя - ученика в тибетском буддизме строятся на воззрении о причинности (закон кармы) и признании перерождений.
Выбор Учителя происходит на внутреннем, ментальном уровне. Необязательно проходить для этого через какое-то формальное посвящение. Так, прочитав книгу по Дхарме того или иного учителя, вы можете подумать: "Он - мой наставник, он укажет мне путь", и в сердце принять этого человека как своего духовного наставника. Тогда он станет вашим Духовным Учителем.
Но Учитель тоже, со своей стороны, должен взять на себя ответственность за вас как за своего ученика. То есть, здесь должно произойти принятие как с одной, так и с другой стороны, должна произойти встреча двух умов. Когда между двумя людьми появляется такое чувство, то после этого, если вы с таким чувством услышите хотя бы строчку Учения, вы становитесь учеником, а он - вашим Наставником.
В отношениях Учитель - ученик главное, конечно, это настрой ученика. Даже если Учитель не знает о вашем существовании, если вы преданы ему и считаете себя его учеником, вы таковым и являетесь. Например, у Его Святейшества Далай-ламы очень много учеников, и он далеко не всех их них знает лично.
Знайте и помните, что ученик, приняв кого-то в качестве Духовного Наставника, несет ответственность за сохранение своей преданности Учителю.