Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Йидам

    Каждый из четырех классов тантр имеет специфические для него

глубоко символические структурные схемы, своего рода "психокосми-

ческие" диаграммы,  называемые Мандала (т.дкйил-'кхор).  В центре

мандалы - главное божество,  в окружении - от четырех до несколь-

ких сотен божеств-спутников. Главное божество мандалы именуют йи-

дамом  данной  системы тантр.  Для йогина,  посвященного в данную

систему, этот йидам становится главным объектом медитации. Сопро-

вождающие  йидама  божества-помошники отличаются от Главы мандалы

только тем,  что касается их формы и проявления,  а по сути и  по

природе они - различные аспекты центрального божества.

     Мандала - это диаграмное представление мифической  внеземной

идеальной обители йидама,  это всего лишь символ, созданный в по-

мощь йогину в его созерцании сверхчувственного дворца того  йида-

ма, который стал объектом его медитации. Детальные объяснения то-

го,  какими должны быть размеры мандалы,  его форма,  вид, цвет и

прочее, приводятся в спциальных текстах (т.тхиг-рца), посвященных

соответствующим йидамам. Кроме того, для каждого случая имеется и

другой тип текстов (т.мнгон-ртогс), более сжато излагающих содер-

жание и значение основного текста с целью облегчения их  ритуаль-

ного зачитывания и запоминания.  К этим и исходным (т.н.  "корен-

ным") текстам существуют разнообразные разъясняющие их смысл ком-

ментарии.

     Помимо указанного выше "зримого" типа мандалы  существует  и

категория "незримых" мандал,  которые слагаются в разуме созерца-

теля в процессе его медитации. В соотвествии со способом изготов-

ления выделяют три типа мандала: начертаные черно-белые или нари-

сованные красками на ткани (т рас-брис-кйи дкйил'кхор); выполнен-

ные цветными порошками на плоскости (т.рдул-цхон-гйи дкйил'кхор);

изготовленные в виде объемных трехмерных структур из таких,  нап-

ример,   метериалов,   как   дерево,   глина  (т.  блос-бангс-кйи

дкйил'кхор).

     При изготовлении  мандала  обязательно  учитываются  факторы

места и времени согласно заданным в конкретной тантре  параметрам

с учетом астрологических данных.  В частности, если размеры места

(плоскости) недостаточны,  то взамен полных фигур божеств  рисуют

замещающие их символы (например, тантрические объекты) или просто

одиночные биджа-мантры соответствеющих божеств: ХРИ Авалокитешва-

ры;  ДХИ Манджугхоши; ХУМ Ваджрасаттвы; ТАМ Тары; и т.д. Мандалы,

где фигуры йидама и его свиты представлены полностью,  называются

"телесными"  (т.  ску'и дкйил'кхор),  где только именами или бид-

жа-мантрами - "коммункативными" или "речевыми", где только симво-

лами - "мысленными".

     После окончания акта посвящения порошковые и трехмерные ман-

далы сметаются,  разрушаются. Порошковые, собранные в специальный

сосуд,  высыпают в реку или какой-либо водоем; трехмерный деревя-

ынный мандал сжигают на берегу реки.  Такое ритуальное разрушение

мадалы призванно,  в частности, устранить привязанность посвящен-

ного к освященной физической стуктуре мандала,  показать его пре-

ходящесть или "пустотную природу" любых,  даже сверхземных  явле-

ний.

     В целом,  все множество йидамиов можно раскласифицировать на

три    основных    типа:   мирные(т.жи-ба);   яростные,   гневные

(т.кхро-бо);  и полугневные (т. жи-ма-кхро). Вот несколько приме-

ров    широко    известных    мирных    йидамив:   Манджушригхоша

(т."Джам-дпал-дбйангс), Авалокитешввара (т.сПйан-рас-гзиго), Тара

(т.  с Грол-ма),  Амитаюс (т.Цхэ-дпаг-мэд) и т.д. Примеры гневных

йидамов: Ямантака (т.гШин-рдже-гшед), Кила (т. Пхур-па), Хайягри-

ва (т.  рТа-мгоин). Ваджрапани (т. Пхаг-на рдо-рдже). Примеры по-

лумирных-полугневных йидаммов:  Гуйясамадаваджра (т. дГйес-рдор),

Калачакра  (т.Дус"кхор),  Ваджраварахи (т.рДо-рдже пхаг-мо).  Эти

йидамы изображаются в различных формах одни - в обычном человеко-

подобном облике с одним лицом, парой рук и ног, другие - многоли-

кими, многорукими, многоногими. Различные квазифизические аспекты

и  характерные атрибуты,  которые совокупно слагают форму йидама,

символизируют множество различных качество Премудрости и Всеведе-

ния Буддовости. Именно по этой причине всех йидамов относят к ка-

тегории Прибежища Будды.

     Почему тантрийские тексты описывают так много йидамиов гнев-

ного облика? Неужели недостаточно йидамов мирных? Дело в том, что

буддийские учения призваны "дисциплинировать",  "тренировать" ра-

зум как самого верующего,  так и других,  окружающих его существ.

Разум  обычных  существ "заклешеван" вследствие общего сумбура их

психики (т.  "кхрул-ба;  ма-риг-па), они обречены беспомощно тво-

рить и накоплять не благие деяния.  Поэтому такой фундаментальный

порок, как сумбурность психики должен быть полностью искоренен. С

тем,  чтобы  разум человека смог с большей легкостью уловить идею

порочной природы этого состояние "заклешеванности", оно и изобра-

жается в конкретной зримой форме.

     Большинство людей привычно разделяет других на своих врагов,

друзей и просто нейтральных.  Им легко понятны чувства ненависти,

любви или равностности,  которые возникают при взаимоотношениях с

окружающими.  В контексте тантр "заклешеванность" рассматривается

как враг человека. Например, символом состояния "заклешеванности"

может  быть  попираемая стопами божества - йидама фигура - именно

совокупность клеш,  а не какие-либо живое существо.  Так же  надо

понимать и символические атрибуты божества,  их устрашающие укра-

шения,  отрубленные головы, вырванные сердца, кровь и т.п. Истол-

кование этих символов приводится в специальных текстах. Различные

жертвоприношения, персонажи и элементы фона на тантрийских иконах

-  тханка - все это также символически являет созерцателю гневную

активность центрального божества - йидама.  Все эти  украшения  и

декор нельзя рассматривать как нечто реальное,  как взятое у спе-

циально убиенного для этой цели человека.

     Установка того, кто ведет тантрийскую медитацию, должна быть

основана на сострадании к тем,  кто загрязнен  клешей  невежества

(с. авидья; т. ма-риг-па), и свой гнев йогин должен направлять на

эту коренную клешу.  Шакьямуни Будда проповедывал татрийские уче-

ния,  используя,  или  принимая  в период Своей проповеди гневные

формы,  которые, будучи искусными средствами, воздействовали так,

что возбуждали и верующем слушателе отвращение к клешам, отвраще-

ние такой свирепой и неукротимой силы,  что оно действовало в ка-

честве  могучего,  быстрого  и  всецело эффективного средства для

уничтожения этого коренного порока.  Устрашающий облик йидама яв-

ляет гнев,  который испытывает отождествившийся с йидамом по оно-

шению к клешм.

     Все татнрийские ритуалы также выполняются с сострадающей ус-

тановкой сознания по отношению к тем,  кто заражен клешами,  и  с

гневом, направленным на само состояние заклешеванности. Такие ме-

тодики пристранно описаны в многочисленных коментариях на  тантры

вместе  с  общим  описанием ритуалов и порядким их осуществления.

Чжамгом Конгтрул. Светоч уверенности.

Информация с сайта "Путь": http://www.chat.ru/~spiritoffreedom

 


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека