Библиотека
Йидам
Каждый из четырех классов тантр имеет специфические для него
глубоко символические структурные схемы, своего рода "психокосми-
ческие" диаграммы, называемые Мандала (т.дкйил-'кхор). В центре
мандалы - главное божество, в окружении - от четырех до несколь-
ких сотен божеств-спутников. Главное божество мандалы именуют йи-
дамом данной системы тантр. Для йогина, посвященного в данную
систему, этот йидам становится главным объектом медитации. Сопро-
вождающие йидама божества-помошники отличаются от Главы мандалы
только тем, что касается их формы и проявления, а по сути и по
природе они - различные аспекты центрального божества.
Мандала - это диаграмное представление мифической внеземной
идеальной обители йидама, это всего лишь символ, созданный в по-
мощь йогину в его созерцании сверхчувственного дворца того йида-
ма, который стал объектом его медитации. Детальные объяснения то-
го, какими должны быть размеры мандалы, его форма, вид, цвет и
прочее, приводятся в спциальных текстах (т.тхиг-рца), посвященных
соответствующим йидамам. Кроме того, для каждого случая имеется и
другой тип текстов (т.мнгон-ртогс), более сжато излагающих содер-
жание и значение основного текста с целью облегчения их ритуаль-
ного зачитывания и запоминания. К этим и исходным (т.н. "корен-
ным") текстам существуют разнообразные разъясняющие их смысл ком-
ментарии.
Помимо указанного выше "зримого" типа мандалы существует и
категория "незримых" мандал, которые слагаются в разуме созерца-
теля в процессе его медитации. В соотвествии со способом изготов-
ления выделяют три типа мандала: начертаные черно-белые или нари-
сованные красками на ткани (т рас-брис-кйи дкйил'кхор); выполнен-
ные цветными порошками на плоскости (т.рдул-цхон-гйи дкйил'кхор);
изготовленные в виде объемных трехмерных структур из таких, нап-
ример, метериалов, как дерево, глина (т. блос-бангс-кйи
дкйил'кхор).
При изготовлении мандала обязательно учитываются факторы
места и времени согласно заданным в конкретной тантре параметрам
с учетом астрологических данных. В частности, если размеры места
(плоскости) недостаточны, то взамен полных фигур божеств рисуют
замещающие их символы (например, тантрические объекты) или просто
одиночные биджа-мантры соответствеющих божеств: ХРИ Авалокитешва-
ры; ДХИ Манджугхоши; ХУМ Ваджрасаттвы; ТАМ Тары; и т.д. Мандалы,
где фигуры йидама и его свиты представлены полностью, называются
"телесными" (т. ску'и дкйил'кхор), где только именами или бид-
жа-мантрами - "коммункативными" или "речевыми", где только симво-
лами - "мысленными".
После окончания акта посвящения порошковые и трехмерные ман-
далы сметаются, разрушаются. Порошковые, собранные в специальный
сосуд, высыпают в реку или какой-либо водоем; трехмерный деревя-
ынный мандал сжигают на берегу реки. Такое ритуальное разрушение
мадалы призванно, в частности, устранить привязанность посвящен-
ного к освященной физической стуктуре мандала, показать его пре-
ходящесть или "пустотную природу" любых, даже сверхземных явле-
ний.
В целом, все множество йидамиов можно раскласифицировать на
три основных типа: мирные(т.жи-ба); яростные, гневные
(т.кхро-бо); и полугневные (т. жи-ма-кхро). Вот несколько приме-
ров широко известных мирных йидамив: Манджушригхоша
(т."Джам-дпал-дбйангс), Авалокитешввара (т.сПйан-рас-гзиго), Тара
(т. с Грол-ма), Амитаюс (т.Цхэ-дпаг-мэд) и т.д. Примеры гневных
йидамов: Ямантака (т.гШин-рдже-гшед), Кила (т. Пхур-па), Хайягри-
ва (т. рТа-мгоин). Ваджрапани (т. Пхаг-на рдо-рдже). Примеры по-
лумирных-полугневных йидаммов: Гуйясамадаваджра (т. дГйес-рдор),
Калачакра (т.Дус"кхор), Ваджраварахи (т.рДо-рдже пхаг-мо). Эти
йидамы изображаются в различных формах одни - в обычном человеко-
подобном облике с одним лицом, парой рук и ног, другие - многоли-
кими, многорукими, многоногими. Различные квазифизические аспекты
и характерные атрибуты, которые совокупно слагают форму йидама,
символизируют множество различных качество Премудрости и Всеведе-
ния Буддовости. Именно по этой причине всех йидамов относят к ка-
тегории Прибежища Будды.
Почему тантрийские тексты описывают так много йидамиов гнев-
ного облика? Неужели недостаточно йидамов мирных? Дело в том, что
буддийские учения призваны "дисциплинировать", "тренировать" ра-
зум как самого верующего, так и других, окружающих его существ.
Разум обычных существ "заклешеван" вследствие общего сумбура их
психики (т. "кхрул-ба; ма-риг-па), они обречены беспомощно тво-
рить и накоплять не благие деяния. Поэтому такой фундаментальный
порок, как сумбурность психики должен быть полностью искоренен. С
тем, чтобы разум человека смог с большей легкостью уловить идею
порочной природы этого состояние "заклешеванности", оно и изобра-
жается в конкретной зримой форме.
Большинство людей привычно разделяет других на своих врагов,
друзей и просто нейтральных. Им легко понятны чувства ненависти,
любви или равностности, которые возникают при взаимоотношениях с
окружающими. В контексте тантр "заклешеванность" рассматривается
как враг человека. Например, символом состояния "заклешеванности"
может быть попираемая стопами божества - йидама фигура - именно
совокупность клеш, а не какие-либо живое существо. Так же надо
понимать и символические атрибуты божества, их устрашающие укра-
шения, отрубленные головы, вырванные сердца, кровь и т.п. Истол-
кование этих символов приводится в специальных текстах. Различные
жертвоприношения, персонажи и элементы фона на тантрийских иконах
- тханка - все это также символически являет созерцателю гневную
активность центрального божества - йидама. Все эти украшения и
декор нельзя рассматривать как нечто реальное, как взятое у спе-
циально убиенного для этой цели человека.
Установка того, кто ведет тантрийскую медитацию, должна быть
основана на сострадании к тем, кто загрязнен клешей невежества
(с. авидья; т. ма-риг-па), и свой гнев йогин должен направлять на
эту коренную клешу. Шакьямуни Будда проповедывал татрийские уче-
ния, используя, или принимая в период Своей проповеди гневные
формы, которые, будучи искусными средствами, воздействовали так,
что возбуждали и верующем слушателе отвращение к клешам, отвраще-
ние такой свирепой и неукротимой силы, что оно действовало в ка-
честве могучего, быстрого и всецело эффективного средства для
уничтожения этого коренного порока. Устрашающий облик йидама яв-
ляет гнев, который испытывает отождествившийся с йидамом по оно-
шению к клешм.
Все татнрийские ритуалы также выполняются с сострадающей ус-
тановкой сознания по отношению к тем, кто заражен клешами, и с
гневом, направленным на само состояние заклешеванности. Такие ме-
тодики пристранно описаны в многочисленных коментариях на тантры
вместе с общим описанием ритуалов и порядким их осуществления.
Чжамгом Конгтрул. Светоч уверенности.
Информация с сайта "Путь": http://www.chat.ru/~spiritoffreedom