Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Шуньята. Прабхасвара. Махамудра

Чогьям ТрунгпаИнтенсивное переживание формы шаматхи и интенсивное переживание полноты тотального окружения випашьяны объединяется, чтобы дать рождение переживанию шуньяты (пустотности, свободы явлений от самосущности). Это переживание производит новое состояние - вы обнаруживаете, что больше не должны защищать себя. Переживание шуньяты приносит чувство независимости, чувство свободы.

Это не вопрос одного только сидения и медитационной практики; ежедневно проживаемые ситуации в значительной степени являются частью этих переживаний. ...Переживание шуньяты является побочным продуктом процесса отпускания. Этот процесс заключается в применении пяти трансцендентальных качеств бодхисаттвы, объединенных точностью и ясностью праджни. Связанная с этими активными характеристиками шуньята, безусловно, не является состоянием транса или поглощенности любого вида. Это - неустрашимое состояние. Вследствие этой неустрашимости мы в состоянии позволить себе быть великодушными. Мы можем позволить себе признать подлинным пространство, которое не содержит каких-либо конфликтов относительно "того" или "этого" или "как" и "почему". Этой точке не соответствуют никакие вопросы любого вида. Но в этом состоянии имеется огромное чувство свободы. Это - переживание, о котором, как я думаю, можно было бы сказать, что оно выходит за пределы. Но это не означает, что выходишь за пределы в смысле оставления "здесь" и потому приобретения запредельного "там".

Но имеется дальнейший уровень переживания за пределами опыта бодхисаттвы, который является переживанием йога. Сказано, что ординарные люди не должны пытаться действовать как бодхисаттвы, бодхисаттвы - как йоги, йоги - как сиддхи, а сиддхи не должны действовать как Будды. Это различные уровни переживания. Переживание шуньяты соответствует уровню бодхисаттвы. Но переживание шуньяты является в некотором отношении несовершенным с точки зрения следующей стадии, которая представляет собой переживание прабхасвары, просветленности. Прабхасвара - конечное позитивное переживание. Шуньята подобна небу. В этом пространстве неба для пребывающего там становятся возможными космические воздействия. Для него теперь возможно понять восход солнца и его закат. Таким же образом для ученика в пределах пространства шуньяты, открытости и свободы появляется возможность, скорее, начать рассматривать действительные переживания не-дуальности, чем торжествовать достижение не-дуальности. Это - переживание прабхасвары, представляющие собой путь познания природы Будды, существующей внутри. Теперь ты настолько позитивен и настолько ясен (точен), что больше не боишься, что дуалистические представления и эго-наслоения могли бы возобновить сами себя.

Прабхасвара - это уровень пространства, в котором все виды перспектив положительного качества духовного достижения представляют сами себя. Там, реально сознавая свою наполненность Буддой, больше не ищешь внешних ситуаций, чтобы создавать или нагнетать просветляющее переживание, а признаешь подлинным просветленное бытие, которое есть часть твоего целого, часть твоего полного бытия.

Из переживаний прабхасвары постепенно появляется следующее достижение, которое приводит к переживанию махамудры - еще более дальнему пространству. Пространство махамудры считается положительнее пространства прабхасвары. ...Здесь духовное развитие является не вопросом разрушения чего-либо, а переоткрытием того, что там есть, благодаря процессу забывания предвзятостей - постоянному отвыканию, отучиванию от них и срыванию масок. В результате этого постоянного отвыкания начинают открываться дальнейшие детали, дальнейшие красоты в каждой области своего бытия.

...Практика махамудры должна признать как позитивное, так и негативное переживание как тонкий символизм, тонкое выражение основного бытия; увидеть, так сказать, тонкую основную ситуацию. Тантризм махамудры очень положителен и спонтанен. Энергия, непосредственно относящаяся к игре ситуаций, развивается через движение спонтанности, которое никогда не становится поверхностным. Переживания махамудры действуют естественно - так, что они ведут нас к разрушению всего того, что должно быть разрушено, и взращиванию того, что нуждается во взращивании. Процесс созревания махамудры - это процесс в высшей степени естественного роста. Не нужно больше сражаться на протяжении пути. Понятие борьбы на пути отпадает еще на уровне постидения шуньяты.

Вопрос: Вы говорите, что, испытав шуньяту, больше не чувствуешь побуждения к борьбе на пути?


Трунгпа: Да, верно. Вы больше не должны что-либо раскрывать - вы уже открыты. В этой точке ваша врожденной природа начинает поднимать вас, и с этого времени духовное развитие непрерывно нарастает. Это похоже на то, как если бы вы достигли новолуния, рождения новой лупы: у нее есть только процесс роста. Так что полная луна начинает поднимать нас в точку переживания шуньяты.

Вопрос: Не могли бы вы сказать больше о разнице между йогом и бодхисаттвой?


Трунгпа: Йог - тот, кто переживает энергию космоса, энергию целого. Он скорее трансмутирует энергии, чем пытается трансформировать их, отлить их в особые формы. Я бы не сказал, что духовность бодхисаттвы - это целиком отливка энергии в особые формы; однако в практике бодхисаттвы всё же имеется постоянная нота доброты, которая предполагает тонкое формирование некоторого рода. Практика йоги более прямая и трудная. Традиционно началом йогической практики является понимание символизма, но не в прямом смысле. "Символ" - на самом деле довольно неадекватное слово. Практика предусматривает отношение к образам, которые возникают в проживаемых ситуациях, как к явным указаниям вашего психологического состояния. Переживание бодхисаттвы имеет намного меньше этого тонкого многоступенчатого проникновения (инсайта). Оно, скорее, имеет большее отношение к обычному жизненному стилю, вопросу общего поведения, чем является непрерывным отношением к живым деталям.

Вопрос: Представляется, что различие между бодхисаттвой и йогой искусственное, подобно выдержке из религиозной догмы.


Трунгпа: Это прогресс. Вы начинаете как бодхисаттва, затем вы становитесь йогом. Догма религии отпадает в самом начале, когда вы становитесь бодхисаттвой. Как йог вы поднимаетесь дальше на не-догматический уровень, но вы также начинаете немного больше получать удовлетворения от духовного значения (причастности) вещей.

Вопрос: Не могли бы вы объяснить, что вы имеете в виду под фразой "спектр мандалы"?


Трунгпа: В действительности это совсем просто. На этой стадии вы наработали очень тонкое восприятие - чувство запаха, осязания, видения, слуха - все они развились до очень тонкого и проникающего уровня. Мы здесь говоримо подлинных восприятиях, лишенных концепций, что достигается постоянным совершенствованием. Развив эту способность, вступив в это новое измерение, в котором вы способны иметь дело с ситуацией непосредственно, вы видите мир как он есть; и этот мир как он есть становится все более и более сложным. Так много ответвлений расходится повсюду... В то же время внутри этой сложной структуры мира простота также присутствует сама по себе: все эти элементы сложности ответвляются, так сказать, от одного корня. Высокая оценка, признание этого есть восприятие спектра мандалы. Это высокая оценка, можно сказать, является пытливостью в фундаментальном смысле - действительной, подлинной любознательностью. Когда вы полностью любознательны относительно вещей, вы забываете себя, вы становитесь всецело частью объекта. Это - часть того, что имеется в виду, когда говорят, что вы себя отпускаете.

Из бесед с Чогьямом Трунгпой

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека