Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Признаки практики Дхармы

Аллан УоллесКогда мы начинаем практику Дхармы, нас могут ждать некоторые неожиданные разочарования. Мы узнаём, как на повседневном уровне распознавать возникновение умственных искажений и проистекающего из них неблаготворного поведения. В этом процессе обучения мы можем выяснить, что наш ум - и наш образ жизни - гораздо менее благотворны, чем нам казалось. 

Многие новички в Дхарме отмечают, что до начала практики буддизма считали себя относительно мудрыми и дружелюбными людьми - но после более тщательной проверки своего поведения были расстроены нездоровым состоянием своей жизни. Это открытие может бросить серьезный вызов нашей самооценке.

Поскольку нам сложно принять определенные черты в самих себе, мы можем начать навязчиво выискивать и мусолить те же недостатки в других. К примеру, если мы особенно ненавидим свою склонность к самодовольству, крайне сильным может оказаться и наше презрение к тем, в ком мы замечаем проявления этого же качества. В силу этих причин людям, находящимся на ранних этапах практики Дхармы, часто очень больно находиться в обществе других: они видят в их поведении отражение собственных недостатков, а это, разумеется, дело весьма неприятное. Определенная степень понимания может быть вещью болезненной; но этот дискомфорт стихает не за счет того, что мы бросаем практику Дхармы, а за счет упорства в ней, за счет развития более глубоких уровней прозрения и сострадания.

Каковы признаки того, что мы должным образом взращиваем в своей жизни Дхарму? Качества, на которые нужно ориентироваться, - безмятежность и жизнерадостность. Эти черты отражают вид осознавания, который сохраняет одинаковую уравновешенность и в удачные, и в сложные времена. Сталкиваясь с невзгодами, практикующий Дхарму не впадает в отчаяние; столкнувшись с удачными обстоятельствами, не отвечает на них восторгом или тревожным цеплянием. Вместо того он принимает оба вида обстоятельств с равностностью.

Подобная равностность - это не признак апатии или пассивности. Напротив, это настрой спокойной жизнерадостности, которая готова и к действиям, и к отдохновению.

Это чувство благополучия, которое не проистекает из приятных внешних раздражителей и не угасает под влиянием тягот. Ее источник - растущая здравость нашего ума, проистекающая из практики Дхармы.

Сердце практики Дхармы - в том, чтобы освободить себя от привязанности к этой жизни. Практика посвящена решению глубокой проблемы: обретению полного освобождения от неудовлетворенности за счет того, что мы избавляем свой ум от омрачений непонимания, привязанности и гнева. На более глобальном уровне практика Дхармы посвящена служению другим - как их временным, так и высшим нуждам.

Означает ли это, что преданный Дхарме человек внезапно отрекается от всех мирских радостей: никаких больше отпусков, развлечений, чувственных удовольствий? Нет. Попытка придерживаться такого подхода обычно завершается духовным выгоранием - а распространенной ответной реакцией оказывается столь же радикальное потворство своим чувственным желаниям.

В силу этих причин практика буддийской Дхармы часто называется срединным путем: в ней мы стремимся избегать крайностей чувственного разгула и сурового
аскетизма. Первое ведет к вечной неудовлетворенности, а второе вредит нашему физическому и умственному здоровью. Обе крайности чужды Дхарме. Если мы лишаем себя перечисленных радостей, то, скорее всего, замедлим свой духовный рост, потому что наша практика приобретет оттенок лишений и фрустрации.

Срединный путь - это основанное на чуткости применение усилий, которые одновременно свободны от вялости и агрессии. На основе этой практики в конечном итоге достигается всё бульшая удовлетворенность и радость по поводу добродетельной активности, которая проистекает из нашего духовного преображения.

По мере того как мы растем в Дхарме, потребность во внешних источниках удовольствия неизбежно угасает: нас начинает в большой степени питать чувство
благополучия, проистекающее из глубин нашего же ума. Этот переход происходит постепенно; его невозможно форсировать. Путь Дхармы должен быть радостным процессом усиления внутренней удовлетворенности и ослабления потребности в приятной внешней стимуляции.

Аллан Уоллес, "Тибетский буддизм с самых основ"

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека