Библиотека
Признаки практики Дхармы
Когда мы начинаем практику Дхармы, нас могут ждать некоторые неожиданные разочарования. Мы узнаём, как на повседневном уровне распознавать возникновение умственных искажений и проистекающего из них неблаготворного поведения. В этом процессе обучения мы можем выяснить, что наш ум - и наш образ жизни - гораздо менее благотворны, чем нам казалось.
Многие новички в Дхарме отмечают, что до начала практики буддизма считали себя относительно мудрыми и дружелюбными людьми - но после более тщательной проверки своего поведения были расстроены нездоровым состоянием своей жизни. Это открытие может бросить серьезный вызов нашей самооценке.
Поскольку нам сложно принять определенные черты в самих себе, мы можем начать навязчиво выискивать и мусолить те же недостатки в других. К примеру, если мы особенно ненавидим свою склонность к самодовольству, крайне сильным может оказаться и наше презрение к тем, в ком мы замечаем проявления этого же качества. В силу этих причин людям, находящимся на ранних этапах практики Дхармы, часто очень больно находиться в обществе других: они видят в их поведении отражение собственных недостатков, а это, разумеется, дело весьма неприятное. Определенная степень понимания может быть вещью болезненной; но этот дискомфорт стихает не за счет того, что мы бросаем практику Дхармы, а за счет упорства в ней, за счет развития более глубоких уровней прозрения и сострадания.
Каковы признаки того, что мы должным образом взращиваем в своей жизни Дхарму? Качества, на которые нужно ориентироваться, - безмятежность и жизнерадостность. Эти черты отражают вид осознавания, который сохраняет одинаковую уравновешенность и в удачные, и в сложные времена. Сталкиваясь с невзгодами, практикующий Дхарму не впадает в отчаяние; столкнувшись с удачными обстоятельствами, не отвечает на них восторгом или тревожным цеплянием. Вместо того он принимает оба вида обстоятельств с равностностью.
Подобная равностность - это не признак апатии или пассивности. Напротив, это настрой спокойной жизнерадостности, которая готова и к действиям, и к отдохновению.
Это чувство благополучия, которое не проистекает из приятных внешних раздражителей и не угасает под влиянием тягот. Ее источник - растущая здравость нашего ума, проистекающая из практики Дхармы.
Сердце практики Дхармы - в том, чтобы освободить себя от привязанности к этой жизни. Практика посвящена решению глубокой проблемы: обретению полного освобождения от неудовлетворенности за счет того, что мы избавляем свой ум от омрачений непонимания, привязанности и гнева. На более глобальном уровне практика Дхармы посвящена служению другим - как их временным, так и высшим нуждам.
Означает ли это, что преданный Дхарме человек внезапно отрекается от всех мирских радостей: никаких больше отпусков, развлечений, чувственных удовольствий? Нет. Попытка придерживаться такого подхода обычно завершается духовным выгоранием - а распространенной ответной реакцией оказывается столь же радикальное потворство своим чувственным желаниям.
В силу этих причин практика буддийской Дхармы часто называется срединным путем: в ней мы стремимся избегать крайностей чувственного разгула и сурового
аскетизма. Первое ведет к вечной неудовлетворенности, а второе вредит нашему физическому и умственному здоровью. Обе крайности чужды Дхарме. Если мы лишаем себя перечисленных радостей, то, скорее всего, замедлим свой духовный рост, потому что наша практика приобретет оттенок лишений и фрустрации.
Срединный путь - это основанное на чуткости применение усилий, которые одновременно свободны от вялости и агрессии. На основе этой практики в конечном итоге достигается всё бульшая удовлетворенность и радость по поводу добродетельной активности, которая проистекает из нашего духовного преображения.
По мере того как мы растем в Дхарме, потребность во внешних источниках удовольствия неизбежно угасает: нас начинает в большой степени питать чувство
благополучия, проистекающее из глубин нашего же ума. Этот переход происходит постепенно; его невозможно форсировать. Путь Дхармы должен быть радостным процессом усиления внутренней удовлетворенности и ослабления потребности в приятной внешней стимуляции.
Каковы признаки того, что мы должным образом взращиваем в своей жизни Дхарму? Качества, на которые нужно ориентироваться, - безмятежность и жизнерадостность. Эти черты отражают вид осознавания, который сохраняет одинаковую уравновешенность и в удачные, и в сложные времена. Сталкиваясь с невзгодами, практикующий Дхарму не впадает в отчаяние; столкнувшись с удачными обстоятельствами, не отвечает на них восторгом или тревожным цеплянием. Вместо того он принимает оба вида обстоятельств с равностностью.
Подобная равностность - это не признак апатии или пассивности. Напротив, это настрой спокойной жизнерадостности, которая готова и к действиям, и к отдохновению.
Это чувство благополучия, которое не проистекает из приятных внешних раздражителей и не угасает под влиянием тягот. Ее источник - растущая здравость нашего ума, проистекающая из практики Дхармы.
Сердце практики Дхармы - в том, чтобы освободить себя от привязанности к этой жизни. Практика посвящена решению глубокой проблемы: обретению полного освобождения от неудовлетворенности за счет того, что мы избавляем свой ум от омрачений непонимания, привязанности и гнева. На более глобальном уровне практика Дхармы посвящена служению другим - как их временным, так и высшим нуждам.
Означает ли это, что преданный Дхарме человек внезапно отрекается от всех мирских радостей: никаких больше отпусков, развлечений, чувственных удовольствий? Нет. Попытка придерживаться такого подхода обычно завершается духовным выгоранием - а распространенной ответной реакцией оказывается столь же радикальное потворство своим чувственным желаниям.
В силу этих причин практика буддийской Дхармы часто называется срединным путем: в ней мы стремимся избегать крайностей чувственного разгула и сурового
аскетизма. Первое ведет к вечной неудовлетворенности, а второе вредит нашему физическому и умственному здоровью. Обе крайности чужды Дхарме. Если мы лишаем себя перечисленных радостей, то, скорее всего, замедлим свой духовный рост, потому что наша практика приобретет оттенок лишений и фрустрации.
Срединный путь - это основанное на чуткости применение усилий, которые одновременно свободны от вялости и агрессии. На основе этой практики в конечном итоге достигается всё бульшая удовлетворенность и радость по поводу добродетельной активности, которая проистекает из нашего духовного преображения.
По мере того как мы растем в Дхарме, потребность во внешних источниках удовольствия неизбежно угасает: нас начинает в большой степени питать чувство
благополучия, проистекающее из глубин нашего же ума. Этот переход происходит постепенно; его невозможно форсировать. Путь Дхармы должен быть радостным процессом усиления внутренней удовлетворенности и ослабления потребности в приятной внешней стимуляции.
Аллан Уоллес, "Тибетский буддизм с самых основ"