Библиотека
Чистое восприятие. От чего оно чисто?

Вполне возможно, у вас имеется какая-то собственная версия или воззрение, которое вы хотите подтвердить или доказать себе с помощью учений. ...Слушая или читая учения, лучше всего оставить любые собственные версии и концепции. И здесь абсолютно неважно, правильны они или нет. Просто отложите их в сторону и внимательно слушайте или читайте то, что вам объясняется.
Прослушав наставления в Дхарме, некоторые люди положительно оценивают учителя: мол, всё, что он объяснял и говорил, было прекрасно. Зачастую они говорят так, ибо услышали идеи, вписавшиеся в готовые рамки их собственных убеждений. Учения лишь подтвердили их мысли. Это доказывает, что у них просто было некое особое предубеждение - готовое представление о том, как всё есть на самом деле.
Другой человек, прослушав те же учения, может сказать, что объяснения учителя были бессмысленными или не очень важными. Это означает, что учения просто не уместились в уже имевшиеся, предвзятые представления, и это, скорее, характеризует отношение самого ученика, нежели данные учения.
...Итак, во-первых, необходимо слушать открыто, а главное, действительно слышать то, о чём говорится, не прибегая при этом к скоропалительным суждениям и попыткам сделать немедленные выводы. Мы можем и, конечно же, должны обдумывать сказанное и осознавать его смысл. ...Но важно позволить состоянию практики стать частью нас самих, и тогда мы сможем испробовать его на собственном опыте. Только так мы можем точно определить ценность этого подхода.
/Цокньи Ринпоче/
Процесс получения знаний зависит от того, чтобы ученик что-то отдал взамен; необходима какая-то психологическая отдача, какой-нибудь дар. Вот почему, прежде чем мы сможем говорить о взаимоотношениях между учителем и учеником, нам необходимо рассмотреть отдачу, раскрытие, отказ от ожиданий. Существенный момент заключается в том, чтобы отречься, отдаться, раскрыться, представить себя гуру в своем подлинном виде, а не пытаться изображать достойного ученика. Не имеет значения, сколько вы хотите заплатить, правильно ли вы себя ведете, достаточно ли вы умны, чтобы безошибочно отвечать своему гуру.
Эта процедура не похожа на собеседование перед поступлением на работу или на покупку нового автомобиля. Получите вы работу или нет - зависит от того, как вы себя зарекомендовали, от того, как вы одеты, насколько тщательно вычищены ваши туфли, как хорошо вы говорите, как приятны ваши манеры. А если вы покупаете автомобиль, все упирается в ваши деньги и в состояние вашего кредита. Но когда дело касается духовности, требуется нечто большее. Здесь мы не устраиваемся на работу, не наряжаемся, чтобы произвести на возможного работодателя благоприятное впечатление. Такие уловки неприменимы в общении с гуру, потому что он видит вас насквозь. Ему смешно смотреть на то, что мы оделись специально для собеседования. В подобной ситуации располагающие жесты ни к чему; фактически, они бесполезны. Мы должны действительно отдаться раскрытию перед своим учителем, должны по-настоящему пожелать отбросить свои предвзятые мнения.
Боюсь, что Западе словом "гуру" злоупотребляют. Лучше говорить о "духовном друге", потому что учения подчеркивают, что встреча двух умов бывает взаимной. Это скорее факт двустороннего общения, чем взаимоотношений господина и слуги, высокоразвитого существа и существа неразвитого и заблуждающегося. ...Гуру должен быть духовным другом, который общается с нами и раскрывает нам свои качества, как это было во взаимоотношениях Марпы с Миларепой, а также Наропы с Марпой.
Марпа представил свое качество крестьянина-йогина. Случилось так, что у него была жена и семеро детей, а потому он держал хозяйство и возделывал землю, чтобы прокормить себя и семью. Но эта деятельность была лишь обычной частью его жизни. Он заботился об учениках так же, как заботился о семье и об урожае. Он был настолько основательным человеком, обращавшим внимание на каждую деталь своей жизни, что оказался способным быть не только знающим отцом и земледельцем, но также и компетентным учителем. В стиле жизни Марпы не было никакого физического или духовного материализма. Он не подчеркивал элемент духовности, не пренебрегал семьей или своими физическими взаимоотношениями на Земле. Если вас не захватил материализм в физической или духовной области, тогда нет никакого стремления подчеркивать крайности.
/Чогьям Трунгпа Ринпоче/