Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

ПАДМАСАМБХАВА И НЁНДРО

Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгял РинпочеКраткое нижеприведенное обсуждение жизни Падмасамбхавы и нёндро — отрывок из интервью с Кэнченом Палдэн Шерабом Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгялом Ринпоче, взятого их учеником — художником и поэтом — Майклом Уайтом (Падма Дорчже) в сентябре 1992 года в Падма Гочен Линге, ритритном центре, расположенном на плато Кумберленд близ Монтерея, Теннесси.


В: Учил ли Падмасамбхава практике нёндро?

О: Да, он даровал множество учений о нёндро.

В: Был ли он первым, кто ввел нёндро?

О: Нет, в действительности это учения Будды. Я не говорю, что Будда использовал название нёндро, но Будда учил, что такой вид практики необходим для того, чтобы достичь просветления. Гуру Падмасамбхава также учил этому, но в то время это не называлось нёндро. Сейчас эти учения выражены более сжато, собраны вместе и названы нёндро.

В: Не могли бы вы рассказать об этимологии слова нёндро?

О: Нгон по-тибетски значит «первое», а дро значит «идти». Разные ламы и учителя объясняют это по-разному. Если взглянуть на это в общем плане, тогда это в действительности значит просто «идти сначала». Чтобы вы смогли обрести просветление, сначала должно быть сделано нёндро. Если сначала идет нёндро, просветление последует за ним. Многие люди переводят этот термин, как предварительные практики, потому что для того, чтобы делать более серьезные практики, сначала нужно сделать нёндро. Они действительно приводят к тому, что закладывается прочный фундамент.

В: Практикуя нёндро, мы учимся визуализации. Здесь в Теннесси вы научили нас начинать нёндро с гуру-йоги, которая подразумевает визуализацию Падмасамбхавы. Затем вы научили нас визуализации Ваджрасаттвы. Поэтому кажется, что методы Ваджраяны подразумевают изучение того, как визуализировать. Как создание представляемого образа углубляет практику медитации?

О: Это верно, что обычно я учу практикующих начинать с практики Гуру Падмасамбхавы. В традиции Ваджраяны практика Гуру Падмасамбхавы очень важна. Важно установить связь с основателем этих учений Ваджраяны. Такой метод медитации сразу создает связь с учителем, который служит примером состояния реализации, обретенного посредством этой практики. Когда вы соединяетесь с ним, это создает благоприятное положение, точно такое же, какое было у двадцати пяти первых тибетских учеников. Все эти ученики обрели просветление, и, используя эти методы, у вас есть такая же возможность. Падмасамбхава был живым историческим буддой и воплощением всех будд, поэтому очень важно обрести такую связь и помощь, которые помогут пониманию природы ума.

Когда вы созерцаете Гуру Падмасамбхаву, это включает в себя практики шаматхи и випашьяны, равно как и практики чистого восприятия и открытия исконной природы. Поэтому это более продвинутая и глубокая практика, чем только шаматха и випашьяна. Когда вы представляете образ Гуру Падмасамбхавы и продолжаете сосредоточиваться на нем, это форма медитации шаматхи. Видеть свет мудрости Гуру Падмасамбхавы и то, как эти света мудрости распространяются во всех направлениях — это этап открытия чистого восприятия.

Все люди пойманы сансарой, но, согласно традиции Ваджраяны, медитируя таким образом, можно понять истинную природу вселенной. Это рождает понимание того, что любая существующая вещь — проявление изначальной мудрости. Эта изначальная мудрость — врожденное качество каждого. И такой вид медитации помогает открыть это качество. В конце медитации вы растворяете образ Падмасамбхавы и созерцаете пустоту состояния истинной природы. Этот аспект практики — форма випашьяны.

В: По мере изучения других методов, мы учимся представлять все больше и больше различных образов. Кажется, есть чуть ли не бесконечное множество образов, которые мы учимся создавать в наших визуализациях. Например, есть Манджушри, Авалокитешвара, Тара, все великие бодхисаттвы, даки и дакини, херуки и дхармапалы, мамо и т.д. и т.п. Не могли бы вы сказать о необходимости визуализации всех этих образов?

О: В действительности не обязательно учиться визуализации всех этих различных образов. Практика любого из них принесет полное понимание. Например, гуру-йоги достаточно, чтобы обрести полное просветление. Вы можете использовать только образы, которые для вас наиболее интересны, а не практиковать все имеющиеся.

В: Какой вид реальности мы подразумеваем у этих существ? Они только созданы умом или обладают еще какой-то реальностью помимо этой?

О: И то, и другое, они и существующие будды и проявления нашей мудрости. Например, Манджушри — божество мудрости, и как таковой, он олицетворяет мудрость, и, следовательно, развивает нашу мудрость.

В: Когда вы говорите о визуализациях, то иногда именуете их чистым восприятием. У нас есть разные виды восприятия: обычное прямое восприятие, восприятие в состоянии сновидений и, кроме того, эти визуализируемые восприятия. Какова разница между чистым и обычным восприятием?

О: Разница между чистым и обычным восприятием в привязанности и двойственности. Пока есть привязанность и двойственность, наше восприятие — обычное. Когда мы устраняем привязанность и двойственность, наше восприятие становится тем, что известно, как чистое восприятие.

В: Мы слышали, что Падмасамбхава был великим индийским учителем, который в восьмом веке был призван царем в Тибет, чтобы помочь установлению буддизма. Кажется, есть множество легенд о его пребывании в Тибете. Как долго Падмасамбхава пробыл в Тибете?

О: Есть множество преданий, но в самых распространенных из них сказано, что он оставался сто одиннадцать лет, при этом растущая и убывающая луна считаются за два месяца, поэтому в действительности это только пятьдесят пять с половиной лет. Около восьмидесяти-девяноста процентов повествований, написанных великими учителями, соглашаются с этой цифрой.

В: Я слышал, что он оставался только восемнадцать месяцев.

О: Да, это верно, некоторые говорят, что он оставался только шесть или восемнадцать месяцев, или несколько лет. Это может выглядеть таким образом потому, что деяния Гуру Ринпоче не обязательно соответствуют нашим мирским представлениям. Его деяния не всегда совместимы с понятиями, основанными на двойственности. Некоторые люди говорят, что он был в столице всего несколько месяцев, а остальное время провел в горах и пещерах. Затем он изредка посещал столицу, или царь сам направлялся в горы, что его увидеть. Эти события случились более тысячи лет назад. Даже в наше время, если пишут о чем-то, что случилось с известным человеком, то разные авторы не обязательно согласны друг с другом. Мы хотим верить, что эти описания реалистичны и точны, и основаны на прямом восприятии. Однако даже книги о Джимми Картере или Рональде Рейгане будут содержать противоречия.

В: Есть несколько биографий Падмасамбхавы, доступных сейчас, и все они рассказывают о его рождении и событиях его юности, обучении в Индии и его путешествии в Тибет. Известны ли вам какие-нибудь описания того, что случилось после его ухода из Тибета?

О: Есть причина, по которой Гуру Ринпоче оставался (в Тибете) пятьдесят пять с половиной лет. После возведения монастыря Самье, как Падмасамбхава, так и Шантаракшита сказали, что они отправятся обратно в Индию. Царь Трисонг Дэуцен возразил, что и ему, и народу Тибета действительно нужно, чтобы они остались. Он сделал подношения, совершил множество простираний и попросил их обоих остаться до его смерти — и они согласились. Сыновья царя также трудились на благо Дхармы, и Падмасамбхава оставался еще пять лет после смерти царя, чтобы помочь им. Прежде чем их покинуть, он сказал сановникам, царскому двору и своим ученикам, что отправляется в страну на западе.

Сообщив об этом, он даровал последние наставления о поддержании Дхармы и практик. Затем он сказал, что в определенный день их покинет. В тот день царь вместе с двором и множество учеников отправились с ним к горе Гунгтанг Латог на границе Тибета и Непала. У перевала Падмасамбхава остановился и объявил, что с этого места он должен их покинуть, и никто не должен следовать за ним дальше. Все очень разволновались. Падмасамбхава начал давать последнее учение и затем стал подниматься в небо. Поднимаясь, он продолжал учить, а когда он поднялся в воздух, появился конь, и на нем он отправился в западном направлении. Он сказал, что на западе есть страна, населенная людоедами, и он отправляется туда учить их быть бодхисаттвами. Все предания соглашаются в том, как он покинул Тибет и куда отправился. Еше Цогял сообщила, что он благополучно достиг места назначения. Другие ученики, развившие великие силы медитации, также подтвердили это. Он отправился в страну, называемую Достославная Медноцветная Гора.

В: Это мифологическая страна или реальное географическое место?

О: Мы не можем сказать точно. Она похожа на Шамбалу. Согласно буддийской географии есть четыре главных континента и восемь субконтинентов. Это — один из субконтинентов. После своего ухода он возвращался много раз. Он возвращался, чтобы увидеть Еше Цогял, а в более поздние времена приходил даровать учения многим великим учителям.

В: Он приходил в видениях или наяву?

О: Он приходил в видениях, во снах и наяву. У всех великих тэртонов были такие переживания. Все тэртоны посещают Достославную Медноцветную Гору в видениях, во снах или в состоянии прямого восприятия. Все великие мастера сообщают об этом в своих биографиях. Все они были там по меньшей мере однажды, а некоторые и много раз. Они получают наставления и учения, а затем возвращаются и открывают полученные учения. Как сенаторы США отправляются в Вашингтон — так тэртоны отправляются на Достославную Медноцветную Гору!

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека