Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Мантраяна. Первые три стадии: накопления, применения и видения

Мантраяна. Первые три стадии: накопления, применения и видения

Так хорошо это всё сказано, что просто радость читать)))

Мантраяна является более возвышенной благодаря четырем особым качествам: искусность (mkhas pa) методов; обилие методов; простота методов; [она - для людей] с развитым умом. Поэтому, даже если Сутра и Мантра похожи в основной части (dngos gzhi) пути, Мантраяна является особенной в плане простоты (bde skyob) и быстроты (myur skyob) методов. Неважно, сколько существует этапов прохождения пути - здесь, в контексте Ваджраяны, именно в силу своих особенных невообразимых методов созревания и освобождения она является более быстрой и высокой, чем пути парамит.

В этом контексте следует знать, что в целом практики Тайной мантры [следуют трем подходам: практикуя] путь отбрасывания основ, путь преображения основ и принятие самой основы за путь.

Поскольку к первому относятся средства, противоположные тому, что должно быть отброшено, и [ложным] способам восприятия, с их помощью отбрасываются клеши, аспекты воображения. Посредством последних двух отстраняются от вместерожденных аспектов, как грубых, так и тонких. Эти [методы] можно проиллюстрировать медитацией на четыре близких размещения памятования (dran pa nyer bzhag) на низших [уровнях] пути накопления, и они известны в Парамита[яне], а также [описаны] ниже - медитация на нечистоту [тела], на страдание, непостоянство и отсутствие «я» в качестве [соответствующих] противоядий от восприятия тела чистым, ощущений - приятных, ума - постоянным, а явлений - имеющими собственную
идентичность.

Ко второму [пути, где преображаются основы,] относятся, например, медитация на четыре способа ложного восприятия [вещей] чистыми и т. д., где они представляются в виде четырех дакини окружения Чакрасамвары.

В третьем [пути, где сама основа принимается за путь,] активность тела и ума связывается, так что тончайшее тело становится пустой формой, ощущения - великим блаженством, ум - самоосознаванием, а природа всех явлений - великим единством. Такова природа четырех близких размещений памятования. Из этих и прочих примеров следует понять, что [подобных подходов может быть] множество. В «Аннотациях» описывается другой подход: «Также говорится, что когда тело возникает как божество, божество - как ум, [ум] - как пустота, а пустота - как великое блаженство, [то таким образом взращивается] осознанность по отношению к телу, ощущениям, уму и явлениям».

Путь накопления

Ученики выполняют [стадию] приближения, [практику,] разделяемую на сессии - четыре сессии и т.д., и их
практика [должна] быть усердной, непрерывной и связанной с пребыванием в отдаленных местах. Обладающие такими [качествами] находятся на пути накопления.

Путь применения

Когда вдобавок к предыдущим [практикам бодхисаттвы] должным образом узнают, как связывать ключевые моменты каналов, ветров и бинду, то непрерывно поддерживается поток изначальной мудрости примера (dpei ye shes), которая является опытом стадии завершения, и это - поведение Самантабхадры. Следуя ему, они достигают переживаний блаженства, ясности и безмыслия, которые характеризуются знаками жара и прочего, пребывая на пути применения (sbyor ba), который является непосредственной причиной (nye rgyu), соединяющей (sbyor ba) с путем видения.

Относительно смысла терминов: «путь применения» называется так, поскольку фактически готовит к пути видения. «Жар» называется так, поскольку проявляет потенциал быстрого порождения пути видения. Здесь жар описывается другими знаками из «Двучастной [Хеваджра-тантры]»:

«Страх, безумие, а также страдание,
Муки несчастья и горя ...»,

- т.е. когда все это не причиняет вреда, это знак малого жара.

«Страстная привязанность, гнев и тупость
Не заставляют практика страдать»,

- т.е. когда клеши, порожденные главными [неблагоприятными] условиями, не причиняют вреда, это знак среднего жара.

«Возникает плод от пользы и вреда»,

- т.е. достижение плода самадхи (ясновидение, чудотворство и т.д.) - это знак высшего жара.

В это время, когда достигается жар, применяются два вида поведения для продвижения и очищения: с подробностями (spros bcas) и без усложнений (spros med). К поведению с подробностями относится смешение с внешними условиями, опора на первые три мудры, а также видья (карма-мудра), решительное [йогическое] поведение. Применяя такое поведение и постепенно проходя путь применения, переходят (sbyor ba) на путь видения. В тантрах говорится, что если нет желания применять эти подробности, то, опираясь на махамудру, т.е. внутреннее поведение полностью за пределами усложнений, можно упражняться в подготовке к пути [видения].

Основу признаков пути применения составляет следующее. Это преимущественно путь устных наставлений о пратьяхаре, т. е. отстранении от мыслей, и устных наставлений о дхьяне, т. е. однонаправленной сосредоточенности ума. Это есть практика наставлений (khrid) об обособлении физического тела, ваджракайе. Поскольку [этот путь] является преимущественно средством связывания активности каналов, его называют «путь очищения каналов». [Для этого очищения] необходимо проникнуть в ключевые моменты посредством пранаям, связанных с путями каналов, что включает также практики контроля дыхания (srog dzin), ваджры Речи. Говорится, что доведением ветвей дхьян до завершения посредством медитации достигаются пять причинных Очей и пять или шесть сверхспособностей. В «[Калачакре], царе тантр» говорится:

«Владыки людей, которые очищаются, применяя дхьяны, достигнут пяти сверхспособностей».

Поскольку это преимущественно [путь] для очищения каналов, который в контексте трех мандал Тела, Речи и Ума является вхождением в мандалу тела, то с точки зрения пути он известен как нирманакайя, или ваджра Тела.

Путь видения

Далее, применяя контроль жизненной энергии,
Они готовятся (sbyor bar byed) к пути видения.
«Силой постоянного удержания
Истинно достигается (jug) Ваджрасаттва».
Это называется йогой праны.

Достигнув пути применения, далее для очищения праны применяют упражнения в контроле и удержании жизненной энергии, которые называются вратами в мандалу Речи. На основе полного очищения входящей и выходящей праны в чакрах каналов [йогины] способны останавливать одну из двенадцати лагна, происходящих за один день, и одновременно они могут без истечений связать то же количество бинду в нижнем конце канала шанкхини, в тайной чакре, тем самым очищая 1800 мыслительных процессов, [превращая их] в изначальную мудрость.

Комментарий Нготро Рабджампы: «[Только ли] практики пратьяхары и дхьяны готовят [бодхисаттв] к пути видения? Нет. Применяя помимо этих двух контроль жизненной энергии и задержек, [бодхисаттвы] готовятся к пути видения. Упражнения в контроле жизненной энергии останавливают праны (т.е. ветры) в расане, лалане и центральном канале. Задержки связывают вход и выход пран (таких как ветер держатель жизни и очищающий вниз) в центре каждой чакры. Они останавливают 1800 пран, возникающих в течение двенадцати лагна одного дня, и останавливают движение того же числа бодхичитт в нижнем конце шанкхини».

В конце они овладевают сверхспособностями и чудесными силами тысячи мировых сфер и более - таковы высшие качества, достигаемые на пути видения. Медитацией на пути применения (sbyor) достигается путь видения, которому присущи только что описанные качества - таков [смысл] выражения «они готовятся sbyor)». Причина этого в том, что йогины, постоянно опираясь на пранаяму, удерживают бодхичитту от истечения, и силой этого истинно достигается Ваджрасаттва, т. е. нераздельность праны и ума в чакрах каналов, и утверждение его в них. Это называется окончательным плодом йоги праны, или контроля жизненной энергии, достижением изначальной мудрости безмыслия. Это соответствует системе «Коренной тантры Калачакры».

Далее, в конце [стадии] удержания [праны] и в начале уединения ума открывается видение истины, и благодаря этому видению истины [начинается] путь видения, что объясняется в «Чарьясанграхапрадипе» [Арьядевы, основанной] на «Бхадрапала-париприччха-сутре». Поскольку этот [путь] вводит в мандалу Речи, с точки зрения пути он называется ваджрой Речи и совершенной самбхогакайей.

Джамгон Конгтрул Лодро Тхайе, "Глубокий внутренний смысл"

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека