Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Живой Будда, живой Христос

Глава 5 Практикующий общины Осознанность работы

              Святой Георгий из Ниццы учил, что созерцательная жизнь божественна, и её нельзя вести в мире, что когда бы монаху ни надо было покидать монастырь для апостольской работы, он должен это оплакивать. Многие монахи действительно плакали, когда им надо было покидать свои монастыри для апостольского служения. Другие учителя, как например, Святой Базель, говорили, что возможно молиться во время работы. Но он не имел в виду, что мы можем молиться через наши поступки. Он имел в виду молитву ртами и сердцами. Во Вьетнаме мы изобрели "вовлечённый буддизм", так что мы можем продолжать нашу созерцательную жизнь, не переставая помогать жертвам войны. Для монахов должньг быть способы продолжать вести созерцательную жизнь, будучи вовлечёнными в нужды общества. Во Вьетнаме мы не пытаемся избежать страданий. Мы работаем для облегчения страданий и в то же время пытаемся поддерживать нашу осознанность.

               Даже в монастырях нам надо готовить, убираться, подметать и мыть. Как мы можем избежать этого? Можно ли работать в медитативном состоянии? Ответ, очевидно, положительный. Мы практикуем осознанность приготовления пищи, уборки, подметания и мытья. Когда мы так работаем, мы прикасаемся к конечному измерению реальности. Но нам надо учиться делать это, и это очень помогает создать такую общину, все члены которой выполняют одну и ту же практику. Конечно, очень важно жить при Сангхе или церкви, где все практикуют вместе или осознанно пребывают в Духе. Нам надо создавать такие общины для нашего собственного блага.

               Культура монашества

               Томас Мертон писал о монашеской культуре. Монастырь или центр практики - это место, где превращают озарение в действие. Монастырь должен быть выражением нашего понимания, нашей умиротворённости и нашей радости, местом, где возможны покой и красота. То, как монахи и монахини ходят, едят и работают, выражает их озарение и их радость.

               Когда городской житель приезжает в монастырь, он может успокоиться просто при виде деревьев и садов, при звуке колокола. Когда он встречает спокойно прогуливающегося монаха, его напряжение может снять как рукой. Окружение, виды и звуки монастыря начинают работать в нём для его исцеления и трансформации даже прежде, чем он услышит литургию или слова учения. Через свою практику и чистое озарение те, кто живут в монастырях, храмах и центрах практики, предлагают нам путь к достижению покоя, радости и свободы.

               Когда монахи проводят ритриты, они знакомят людей с практикой осознанности, прикосновения к лучшему в самих себе и прикосновению к конечному измерению. Они знают, что время ограничено, так что предлагают только практики, которые участники ритрита могут взять домой и продолжать использовать их в своих повседневных жизнях. Если кто-то слишком занят, чтобы приехать на недельный ритрит, всё же будет полезно приехать хотя бы на несколько дней а конце недели или на один день осознанности, даже на пол дня. Монахи и монахини могут предложить покой, радость и устойчивость, которую они приобрели через практику. Такую жизнь можно назвать культурой монашества.

               Когда вы практикуете с другими, гораздо проще обрести стабильность, радость и свободу. Если у вас есть возможность посетить такой центр, я надеюсь, вы насладитесь своим временем, тем, что будете сидеть, ходить, дышать, молиться и делать все" осознанно. Семена поливают, и плод-преображение не замедлит появиться.

               Община, как прибежище

               В христианстве церковь - это венец пути практики, истинный авторитет учения. Часто говорится о том, что нет спасения вне церкви. В буддизме Сангха - это группа монахов, монахинь и мирян, которые практикуют вместе для того, чтобы поддержать лучшие качества друг в друге. Некоторые буддисты почитают только Святую Сангху, реальных учеников Будды, живших в его время. Но их уже нет. Для меня практиковать в Сангхе означает практиковать с теми, кто сейчас с тобой, и с теми, кого вы любите. Это может не быть Святая Сангха. но если она движется в сторону трансформации, то это настоящая Сангха. Для практики нам не нужна совершенная или Святая Сангха. Вполне хороша и несовершенная Сангха. Мы можем помочь образовать и улучшать Сангху своей практикой осознанности, шаг за шагом, поощряя друг друга. Есть поговорка: если тигр спустится со своих гор, люди схватят его и убьют. Это означает, что если практикующий оставит свою Сангху, для него будет трудно продолжать практику. Принять прибежище в Сангхе - это не вопрос преданности. Это вопрос практики. Буддистсткая Сангха состоит из Архатов, тех, кто преодолел все недуги, и Вошедших в поток, тех, кто вошёл в поток, который определённо приведёт их к просветлению. Вошедшие в поток не сомневаются, что практика избавит их от страданий. В христианстве некоторых людей объявляют святыми. Возможно они похожи на Архатов или Вошедших в поток, но я, должен признаться, не понимаю, как можно решить, кто святой.

               Община, как тело

               В Евангелии от Иоанна, стих 15, Иисус говорит: "Я истинная лоза... Пребудьте во мне, как я пребываю в вас. Так же как ветвь не может нести плоды сама по себе, не прикрепляясь к лозе, так же не можете и вы, если вы не пребываете во мне". Это близко буддизму. Без осознанности мы не можем нести плоды любви, понимания и освобождения. Мы должны нести в себе Будду. Мы должны вызывать в себе живого Будду для того, чтобы стать более понимающими и более любящими. Иисус сказал: "Где двое или трое собрались во имя Моё, там прибуду и Я". В буддизме необходимо, чтобы было по меньшей мере четыре человека, чтобы это называлось Сангхой, Это делает возможной Сангхакарму, официальную процедуру в принятии решений в жизни общины.

               Когда мы живем в Сангхе, мы относимся друг к другу как братья и сестры, и мы практикуем Шесть Соглашений - разделяем общее пространство, разделяем основные потребности повседневной жизни, соблюдаем одинаковые заповеди, используем только те слова, которые создают гармонию, разделяем наше озарение и понимание и уважаем взгляды друг друга. Община, которая следует этим принципам, всегда живёт счастливо и в мире.

               Когда мы собираемся, чтобы образовать Сангху, мы практикуем снятие ограничений нашего отдельного "я" и становимся большим телом любви и понимания, Мы, наши братья и сестры, единое целое. Такое представление о спасении находит отражение в православной церкви, где присутствует ещё" более сильное чувство общности - вы можете быть спасённым только в обшине.

              

              

               Святой дух - это душа церкви

               Когда вы забиваете в доску гвоздь и случайно ударяете себя по пальцу, вы сразу же позаботитесь об этой ране. Правая рука никогда не скажет левой: "Я оказала тебе милосердие". Она просто сделала всё, чтобы помочь - оказала первую помощь, выразила сострадание и заботу. В буддизме традиции Махаяна практика дана, щедрости, похожа на это. Мы делаем то, что можем для помощи другим, не оценивая себя как тех, кто помогает, и других как тех, кому помогают. Это дух отсутствия "я".

               В христианстве говорится, что каждый член церкви является частью тела Христа. В буддизме мы говорим, что каждый член Сангхи как рука или нога Будды. Когда мы живём согласно учению Будды, мы все части одного тела. Если мы правильно практикуем заповеди и осознаём глубокое сосредоточение и понимание, наша Сангха может привести к освобождению от несчастий. Даже если освобождение ещё не полное, люди могут смотреть на нашу общину и ценить атмосферу любви и гармонии. Когда мы практикуем настоящее понимание и любовь, мы настоящая Сагха, удобренное поле, в котором действительно расцветут цветы из хороших семян.

               Если среди членов Сангхи достаточно много недопониманий, споров и соперничества, Сангху нельзя назвать настоящей, даже если она находится в прекрасном храме или известном центре практики. Церковь или община, не наполненная Святым Духом, не наполнена жизнью. Сангха, не пропитанная энергией осознанности, не может быть истинной. Для того, чтобы община была .настоящим местом практики и поклонения, её члены должны взращивать в себе осознанность, понимание и любовь. Церковь, в которой люди не добры по отношению друг к другу или подавляют друг друга, не истинная церковь. Там нет Святого Духа. Если вы хотите обновить свою церковь, привнесите в неё энергию Святого Духа. Когда люди ценят друг друга как братья и сестры и улыбаются, в таком месте присутствует Святой Дух. А также, когда там присутствует осознанность, понимание (праджня) и любовь (мантры и каруна).

               Святой дух - это энергия любви и понимания

               Чтобы Сангха была настоящей, её члены должны жить так, чтобы помогать себе проявлять больше понимания и больше любви. Если в Саитхе появляются трудности, преобразить их значит начать преобразить себя.

              

              

               вернуться к своему острову и стать более освежённым и более понимающим. Вы будете подобны первой свече, которая зажжёт вторую, которая в свою очередь зажжёт третью, четвёртую и пятую. Но если вы будете стараться практиковать таким образом, а у людей в вашей общине по-прежнему не будет света, вам, возможно, надо будет найти другую Санг-ху, а может быть даже и образовать новую. Но не сдавайтесь так просто. Возможно, вы практикуете не достаточно глубоко чтобы превратить себя в живую свечу, способную зажечь все остальные свечи. Только когда вы убедитесь, что создание новой Сангхи - это единственная альтернатива, то настало время идти вперёд и создавать новую Сангху. Любая Сангха лучше чем никакая. Без Сангхи вы потеряетесь.

               То же самое верно и для церкви. Если вы видите, что в вашей церкви не присутствует Святой Дух, во-первых, постарайтесь привнести Его, внимательно практикуя учения Иисуса. Но если аы не можете оказать влияния, если практика церкви не находится в согласии с жизнью и учением Иисуса, вы можете пожелать собрать тех, кто разделит ваши убеждения, и образовать новую церковь, куда вы можете пригласить войти Святой Дух. Для того, что бы оказывать действительную помощь своей церкви или Сангхе, вы должны прежде зажечь ваш собственный огонь понимания, любви, твёрдости и спокойствия. Затем вы сможете вдохновлять других в уже существующей группе или в той, которой вы помогаете образоваться. Пожалуйста, не практикуйте "религиозный империализм". Даже если у вас есть прекрасный храм или церковь с замечательным оформлением и росписью, если внутри неё нет терпимости, счастья, понимания и любви, это ложная Сангха, ложная церковь. Пожалуйста, продолжайте стараться улучшить положение дел.

               Быть истинной солью

               Живое учение, выражаемое жизнями Будды и Иисуса, всегда должно быть примером для нашей практики. Сутры не являются живым учением Будды. Чтобы получить настоящее учение, мы должны стремиться превзойти жизнь и учение самого Будды. То же самое верно и для христианства. Евангелии в их письменном написании или даже устном изложении не являются живым учением Иисуса. Учение надо практиковать так, как это делал Иисус.

               Церковь - это средство, которое помогает нам осознать эти учения. Церковь - это надежда Иисуса, так же как Сангха - это надежда Будды, Учения оживают через практику церкви и Сангхи. Практикующие общины, со всеми их недостатками, всё же наилучший способ сделать учения доступными для людей. Отец, Сын и Святой Дух нуждаются в церкви для того, чтобы быть проявленными. ("Где двое или трое собрались во имя Моё, там буду и Я".) Люди могут прикоснуться к Отцу и Сыну через церковь. Вот почему мы говорим о том, что церковь - это мистическое тело Христа. Иисус очень ясно говорил о необходимости практиковать учение и делать это в общине. Он говорил своим ученикам быть светом мира. Для буддиста это означает осознанность. Будда говорил, что каждый из нас должен быть своим собственным светочем. Иисус тоже говорил своим ученикам быть солью мира, истинной солью. Его учение было ясным и сильным. Если церковь правильно практикует учение Иисуса, Святая Троица всегда будет присутствовать, и церковь обретёт исцеляющую Силу трансформации всего, что к ней прикасается.

               Практикуем ли мы истинное учение?

               Делаем ли мы присутствие Иисуса настоящим в наших церквях сегодня? Делаем ли мы настоящим присутствие Будды в наших Сангхах? Будда, монахи и монахини его времени находились в постоянном диалоге с представителями других религиозных вероисповеданий, особенно с брахманами. Вступаем ли мы в диалог с другими религиями? Будда всячески старался убрать барьеры между классами. Он принимал в свою общину неприкасаемых и членов других нисших каст. Делаем ли мы тоже самое по отношению к бедным и угнетённым в наши дни? Служим ли мы в Сангхах и церквях тем, кто страдает, кто подвержен политической, рас-совой и экономической дискриминации?

               Будда принимал в свою Сангху женщин, и они становились учителями, теми, кто передавал заповеди, они играли такую же роль как и монахи. Иисус также свободно учил женщин. Первым человеком, которому Иисус явился после Своего воскрешения, была женщина. Позволяем ли мы женщинам посвящаться в духовный сан священников и учителей?

               Будда и его монахи практиковали добровольную бедность. У них было три робы, одна чаша и один сосуд для воды. Можем ли мы жить просто, довольствуясь тем, что нам жизненно необходимо? Или же наши религи-‘озные организации требуют всё больше и больше? Будда, его монахи и монахини каждый день собирали милостыню, чтобы практиковать скромность и не терять связь с людьми их общества. Иисус в своё время поступал весьма похоже. У Него не было ничего. Он всегда был доступен для людей. Он ше‘л к другим и прикасался к ним с тем. чтобы понять, помочь и исцелить. В основном Он прикасался к страдающим людям. Действительно ли Сангха и церковь сегодняшних дней находятся в настоящей связи с людьми? Заботятся ли церкви сегодня о бедных и угнетённых, или они предпочитают иметь дело только с богатыми и сильными?

               Будда всегда противосюял насилию и аморальности. Он перестал поддерживать короля Аджаттасатру, когда последний убил его отца, чтобы завладеть троном. Он старался остановить попытки короля Аджатта-сатры развязать войну с соседней страной Ваджи. Делают ли наши Санг-хи тоже самое - противостоят социальной несправедливости и насилию -или мы благословляем войны и посылаем священников с нашими армиями, чтобы поддержать войну? С предельной смелостью Иисус учил ненасилию. Практикует ли сегодняшняя церковь тоже самое своим присутствием и поведением? Практикует ли церковь ненасилие и социальную справедливость, или же объединяется с правительствами, которые практикуют насилие и ненависть? Во время войны во Вьетнаме город Бен Тре был разрушен во имя спасения. Командующий операцией сказал: "Мы вынуждены разрушить Бен Тре, чтобы спасти его". Возможно ли такое, чтобы служитель церкви благословил войска на такую войну?

               Иисусу нужны христиане

                Для того, чтобы Будда присутствовал в Сангхах, мы должны практиковать так, чтобы сохранять живым его учение, а не ограничиваться проповедями и писаниями. Лучший способ, которым буддист может придерживаться учения Будды, это жить осознанно, так как жил Будда и его община. Для христиан сделать присутствие в церкви Святого Духа реальным и истинным - это внимательно практиковать то, чему учил Иисус. Истинно не только в том, что христианам нужен Иисус, но и в том, что Иисусу нужны христиане для того, чтобы в этом мире продолжала существовать Его энергия.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека