Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Живой Будда, живой Христос

Глава 3 Первый ужин Быть благодарным

Во время конференции по религии и миру один протестантский священник подошёл ко мне в конце одной из наших совместных трапез и спросил: "Вы благодарный человек?" Я был удивлён. Я медленно ел и думал про себя: "Да, я благодарный человек". Священник продолжал: "Если вы действительно благодарный, как можете вы не верить в Бога? Бог создал всё, чем мы наслаждаемся, включая пищу, которую мы едим. Поскольку вы не верите в Бога, у вас нет благодарности ни к чему". Я подумал про себя, что я чувствую исключительную благодарность ко всему. Каждый раз. когда я принимаю пищу, когда я смотрю на цветок, когда я вдыхаю свежий воздух, я всегда чувствую благодарность. Почему он говорит, что это не так? Через много лет я вспомнил об этом инциденте, когда предложил друзьям в Плам Виллидж каждый год отмечать буддистский День Благодарения. В этот день мы практикуем настоящую благодарность - благодарим наших матерей, отцов, предков, друзей и всех существ за всё. Если вы встретите того протестантского священника, я надеюсь, что вы скажете ему, что мы не неблагодарны. Мы чувствуем глубокую благодарность всем и за всё.

               Каждый раз, когда мы едим, благодарность - это наша практика. Мы благодарны за то, что мы вместе. Мы благодарны за то, что у нас есть пища, и мы действительно наслаждаемся едой и присутствием друг друга. Мы чувствуем благодарность всё время приёма пищи, и всё время дня, и мы выражаем это своей полной осознанностью по отношению к еде и каждому мгновению жизни. Вот так я пытаюсь выразить мою благодарность ко всей жизни.

               Смотреть на еду

               Осознанная еда - это важная практика. Она питает наше понимание. У детей очень хорошо получается эта практика. В буддистских монастырях мы принимаем пищу в молчании, чтобы было легче направить всё своё внимание на еду и других присутствующих членов общины. И мы тщательно пережёвываем каждый кусочек, по меньшей мере тридцать раз, чтобы помочь себе быть в действительном контакте с этим. Такой приём пищи очень полезен для желудка.

               Перед каждым приёмом пиши монах или монахиня зачитывают Пять Созерцаний: "Эта пища - дар всей вселенной - земли, неба, и большого труда. Пусть мы живём достойно этой еды. Пусть мы изменим неправильные состояния нашего ума, особенно жадность. Пусть мы едим только ту пищу, которая питает нас и предотвращает болезни. Пусть мы примем эту пищу для воплощения понимания и любви".

               Затем мы можем внимательно посмотреть на еду, так чтобы она стала настоящей. Осознанное созерцание нашей пищи перед едой может стать настоящим источником радости. Каждый раз, когда я держу чашу с рисом, я знаю, как я счастлив. Я знаю, что сорок тысяч детей умирают каждый день от недоедания, что многие люди одиноки, и у них нет друзей и семьи. Я представляю их и чувствую глубокое сострадание. Вам не надо быть в монастыре, чтобы практиковать это. Вы можете практиковать дома за обеденным столом. Осознанная еда - это удивительный способ питания сострадания, и это побуждает, нас к помощи тем, кто голоден и одинок. Нам не надо бояться есть без телевизора, радио, газет или замысловатого разговора, которые отвлекают нас. Действительно, находиться в полном присутствии со своей едой - это удивительно и радостно.

               Жить в присутствии Бога

               В иудейской традиции подчёркивается священность приёма пищи. Вы готовите, накрываете на стол и едите в присутствии Бога. "Благочестие" -очень важное слово в иудаизме, потому что вся жизнь - это отражение Бога, бесконечного источника святости. Весь мир, всё хорошее в жизни принадлежит Богу, так что когда вы наслаждаетесь чем-либо, думайте о Боге и наслаждайтесь этим в Его присутствии. Это очень близко буддистскому почитанию взаимного существования и взаимопроникновения. Когда вы просыпаетесь, вы осознаёте, что Бог создал мир. Когда вы видите солнечные лучи, проходящие через ваше окно, вы узнаёте присутствие Бога. Когда вы встаёте, и ваши ноги касаются земли, вы знаете, земля принадлежит Богу. Когда вы умываетесь, вы знаете, что вода - это Бог. Благочестие - это признание того, что всё связано с присутствием Бога в каждом мгновении. Например, Вечеря еврейской пасхи, ритуальная еда празднования свободы жителей Иерусалима от рабства в Египте и возвращения их домой. Во время еды определённые овощи и травы, соль и другие приправы помогают нам прикоснуться к тому,- что было в прошлом - какое было страдание, и какая была надежда. Это практика осознанности.

               Хлеб, который мы едим, это целый космос

               Христианство - это разновидность продолжения иудаизма, как и ислам. Все ветви принадлежат одному дереву. В христианстве, когда мы принимаем причастие, делясь хлебом и вином как телом Господа, мы делаем это в том же духе благочестия, осознанности, понимания того, что мы живём и наслаждаемся пребыванием в настоящем мгновении. Послание Иисуса во время Вечери, которая стала известна как Последняя Вечеря, было ясным. Его ученики последовали за Ним. У них была возможность посмотреть в Его глаза и увидеть Его в личности, но похоже, что они до сих пор не вошли в контакт с удивительной реальностью Его существа. Таким образом, когда Иисус надломил хлеб и пролил вино, он сказал: это Моё тело, это Моя кровь. Пейте, ешьте и вы будете иметь жизнь вечную. Это был сильный способ пробудить своих учеников от забвения.

               Если мы осмотримся вокруг, то увидим многих людей, в которых не пребывает Святой Дух. Они выглядят мертвыми, как будто они таскают труп, своё собственное тело. Практика Причастия помогает таким людям воскреснуть, чтобы они могли прикоснуться к Царству Жизни. В церкви причастие получают на каждой литургии. Представители церкви зачитывают из Библии отрывки о Последней Вечере Иисуса с Его двенадцатью учениками, и раздаётся особый вид хлеба, называемый просфорой. Каждый отведывает этого хлеба, чтобы принять жизнь Христа в своё собственное тело. Когда священник совершает обряд причастия, его роль заключается в том, чтобы привнести жизнь в общину. Чудо происходит не из-за того, что он правильно произносит слова, а потому что мы едим и пьём в осознанности. Мы всё время едим и пьём, но перевариваем мы обычно только наши мысли, планы, беспокойства и тревогу. Мы едим наш хлеб и пьём наши напитки не по-настоящему. Если мы позволяем себе внимательно отнестись к нашему хлебу, мы возрождаемся, потому что наш хлеб - это сама жизнь. Внимательно вкушая его, мы прикасаемся к солнцу, облакам, земле, и всему, что есть в космосе. Мы прикасаемся к жизни, и мы прикасаемся к Царству Господа. Когда я спросил кардинала Джина Дзниэло можно ли описывать причастие таким образом, он сказал "да".

              

              

               Тело Реальности

               Иронично то, что когда литургия читается сегодня, собравшихся совсем не призывают к осознанности. Они слышали эти слова так много раз, что они просто отвлекаются. Это именно то, что пытался преодолеть Иисус, когда говорил: это Моё тело. Это Моя кровь. Если мы действительно там, внимательно присутствуя в настоящем мгновении, мы можем видеть, что хлеб и вино на самом деле тело и кровь Христа, и слова священника действительно слова Господа, Тело Христа - это тело Бога, тело окончательной реальности, основа всего существующего. Нам нигде больше не надо искать этого. Это живёт глубоко в нас самих. Церемония причастия побуждает нас быть полностью осознанными, чтобы мы могли прикоснуться к телу реальности в нас самих. Хлеб и вино - это не символы. В них содержится реальность, так же как и в нас самих.

               Все свежее и новое

               Когда буддисты и христиане собираются вместе, им надо делить пищу в осознанности, как во внимательной практике Общности. Когда мы отщипываем кусочек хлеба, мы можем делать это с осознанностью, с Духом. Хлеб, просфора, становится объектом нашей глубокой любви и концентрации. Если паша сосредоточенность не достаточно сильна, мы можем попытаться молча повторять его название: "Хлеб" так, как мы повторяли бы имя своего возлюбленного. Когда мы это сделаем, хлеб раскроет нам себя полностью, и мы можем положить его в рот и жевать его с настоящим пониманием, не пережёвывая что-то ещё, наши мысли, страхи или даже стремления. Это Святая Общность, жить в вере. Когда мы так практикуем, каждый приём пищи становится Последней Вечерей. В действительности мы можем назвать её Первой Вечерей, потому что всё будет снежим и новым.

               Когда мы едим вместе таким образом, пища и те, кто принимает её вместе с нами становятся объектами нашей осознанности. Через пищу и друг друга начинает присутствовать основное. Есть кусок хлеба или чащу риса осознанно и видеть, что каждый кусочек - это дар всей вселенной -значит жить внимательно. Нам не надо отвлекаться от пищи, даже слушая Библию или описание жизней бодхисаттв и святых. Когда присутствует осознанность, Будда и Святой Дух уже здесь.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека