Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Джатаки

Джатака о Суссонди

Sutta pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Panca-Nipata. 360 Sussondi-Jataka.
Перевод Ю. Алихановой выполнен по изданию:
"The Jataka", ed. by V. Fausboll, vols 1-7, London, 1877-1897.


"Там и запах цветов тимиры1..." Эту историю Учитель, находясь в Джетаване2, рассказал об одном удручённом бхикшу. "Правда ли, что ты тоскуешь?" – спросил Учитель. "Правда", – отвечал тот. "По ком же ты тоскуешь?" – "Я увидал одну нарядную женщину". – "За женщинами уследить невозможно, – сказал Учитель, – даже привратники в царстве нагов берегли и не смогли уберечь женщину". И по просьбе бхикшу он рассказал историю о прошлом.
Некогда правил в городе Варанаси царь по имени Тамба. Его главная жена Суссонди была необычайно красива.
В то время Бодхисаттва возродился в образе нага и жил царстве нагов в Серумадипе3. Тогда Нагадипа4 называлась Серумадипой.
Однажды он явился в Варанаси и стал играть в кости с молодым царём Тамбой. Увидав его, приближённые сказали царице: "Какой-то красивый юноша играет в кости с нашим царём". Суссонди захотела на него посмотреть. Нарядившись, она явилась со своей свитой в игральную комнату и стала его разглядывать. Тот тоже посмотрел на царицу, к оба они cpазу полюбили друг друга.
Тогда силою волшебства царь нагов поднял в городе ураган. Люди из царской свиты, боясь, что разрушится дворец, разбежались. А наг своими чарами сделал тьму, подхватил царицу и по воздуху перенес её в свой дворец в Нагадипе. Как исчезла и куда делась Суссонди, никто не знал.
А царь нагов наслаждается с ней в своём дворце и снова летает к царю Тамбе играть с ним в кости.
У царя был музыкант по имени Сагга. Не зная, куда исчезла Суссонди, царь призвал к себе этого музыканта и  сказал: "Иди, обойди сушу и море, разыщи царицу".
Музыкант взял денег на дорогу и, начав поиски с той деревни,  что находилась за городскими воротами, дошёл до города Бхарукаччхи5. В это время тамошние купцы снаряжали корабль в Суваннабхуми6. Сагга подошёл к ним и стал просить: "Я музыкант. Я заплачу вам и ещё на вине7 буду играть, возьмите меня с собой". – "Ну хорошо", – согласились купцы и взяли его на корабль. А когда отплыли от берега и корабль побежал по волнам, купцы позвали музыканта и сказали: "Сыграй нам что-нибудь". – "Я бы сыграл вам, – сказал Сагга, – но стоит мне заиграть, рыбы придут в волнение, и корабль ваш разобьётся". – "Если играет смертный человек, – сказали купцы, – рыбы спокойны, сыграй нам". – "Ну, тогда пеняйте на себя", – сказал Сагга, настроил вину и, не заглушая своего голоса музыкой, запел и заиграл.
Опьянённые звуками, рыбы задвигались, а одна макара8 прыгнула на корабль и разбила его. Сагга схватился за доску и, лёжа на ней, по ветру доплыл до Нагадипы. Там он вышел на берег у самого дворца, возле дерева нигродха9.
А царица Суссонди всякий раз, как царь нагов улетал играть в кости, выходила из дворца и бродила по острову. Встретив на берегу Саггу-музыканта, она узнала его. "Как ты попал сюда?" – удивилась царица. И музыкант всё ей рассказал. "Не бойся", – успокоила его царица и, обняв, привела во дворец. Там она усадила его, накормила царской пищей, велела омыть царской водой, одеть в царские одежды и украсить царскими благовониями и цветами. Потом она позвала его на царское ложе. Так она кормила его и с ним наслаждалась, пряча, когда возвращался царь нагов.
Спустя полтора месяца прибыли на этот остров купцы из Варанаси за водой и древесиной и высадились у дерева нигродха. На их корабле Сагга-музыкант вернулся в Варанаси и явился к царю, когда тот играл в кости. Взяв вину, Сагга заиграл на ней и произнёс первую гатху:

Там и запах цветов тимиры, там и шумящее море.
Далеко отсюда Суссонди, в сердце меня поразила царица.

Услыхав это, наг произнёс вторую гатху:

Как переплыл ты море, как попал на Серумадипу,
Как удалось тебе, Сагга, с моей повстречаться Суссонди?

Тогда Сагга произнёс три гатхи:

Когда с товаром купцы вышли в море из Бхарукаччхи,
Разбила макара их корабль, один на доске я спасся.

Благовонная, ласково встретив, меня обняла царица,
Словно добрая мать своего обнимает ребёнка.

Потом она усладила меня питьём, одеждой и ложем.
Страстью блестели её глаза. Знай это, Тамба.

После рассказа музыканта нага охватило отчаяние. "Даже в царстве нагов, – подумал он, – я не смог её уберечь, зачем мне эта развратница". И, возвратив Суссонди царю, он исчез и с тех пор больше не появлялся.
Учитель, приведя этот рассказ и показав Благородные истины, отождествил перерождения: "Тогда царём был Ананда, а царём нагов был я".



Примечания.

1 – Тимира – "тёмное", другое название дерева нигродха.

2 – Джетавана – парк, подаренный купцом Анатхапиндикой буддийской общине. В этом парке были выстроены хижины для монахов, и Будда, согласно преданию, часто пережидал в нём время дождей.

3 – Серумадипа отождествляется исследователями с северо-западными районами Цейлона.

4 – Нагадипа – "Остров нагов".

5 – Бхарукаччха – древний морской порт на полуострове Катхьявар (современный Брочх).

6 – Суваннабхуми ("Золотая земля") – так в древности называли побережье Малаккского полуострова.

7 – Вина – древний струнный инструмент, вид лютни.

8 – Макара – сказочное морское чудовище.

9 – Нигродха (ньягродха) – дерево баньян.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека