Библиотека
Высшие тантры и дзогчен. Вариант наиболее простого объяснения

За игрой образов
В основном все эти тантры были созданы на территории современной Бенгалии и Бихара, где существовали буддийские университеты и были главные центры позднего индийского буддизма. Перед исчезновением буддизма в Индии весь этот комплекс был перенесен на территорию Тибета, ставшего таким образом убежищем для буддизма в смутный и грозный период.Тантры класса ануттара характеризуются наиболее неожиданными и жесткими образами, казалось бы, далекими от буддизма. В них широко используется сексуальная символика и образы грозных божеств, истоки которых легко проследить в черной магии, культах «неприкасаемых», народной мифологии, представлениях о наиболее жутких и свирепых существах низшей мифологии.
Заметны в ануттара-йога-тантрах и неиндийские, во всяком случае небуддийские, влияния, которые можно определить как западные. Но они получают буддийскую интерпретацию. Если почитать описания ваджраянской символики, иконографии, то она будет выглядеть очень респектабельно.
Самые жуткие образы получают вполне каноническое объяснение. Черепа, например, поясняются как пять органов чувств. Трупы, которые рвут демоны, могут пониматься как греховные иллюзорные состояния и т.д. Вопрос только в том, зачем для этих вполне респектабельных буддийских понятий использовать столь жуткие, угрожающие образы? Речь, видимо, идет о том, что в данном случае происходит непосредственная работа с бессознательным.
Опыты, которые проводил Гроф и другие трансперсоналисты, показали, что при воздействии на бессознательное часто являются именно подобные, совершенно жуткие образы, связанные с ведьмовским шабашем, человеческими жертвоприношениями, нечистотами, людоедством, нарушением всех заповедей. Все это присутствует в нашем подсознании и, возможно, является отражением определенных состояний в процессе родов, родовых травм.
Но так или иначе, любые грехи, аффекты и иллюзии могут быть доведены до максимального абсурда, логического конца, максимально яркого выражения. Именно их и отражают эти жуткие демонические сущности, адские видения и ночные кошмары.
Если мы сумеем увидеть природу Будды и в этих сущностях, значит, нам уже ничего не угрожает, мы победили зло, оно больше не властно над нами. Мы можем видеть единые природы и дивные совершенные сознания Будды за игрой энергий, образов, которые порождает наше бессознательное, наше сознание. Собственно, это и означает достижение просветленного состояния.
Сияющая пустота Старых переводов
Философия ваджраяны класса ануттара-йога может быть изложена по учениям тантр класса дзогчен, или махайога буддийской школы ньингмапа - школы Старых переводов, которая распространяется в Тибете в VIII в. н. э. Дело в том, что буддизм приходил в Тибет двумя волнами, принеся тантры и практики разных периодов развития на территории Индии.
Первый период приходится на VIII - начало IX в., когда в Тибете проповедовал знаменитый тантрический учитель Падмасамбхава. В это время ваджраяна была не единственным направлением, которое распространялось в Тибете, но единственным, которому удалось сохраниться в следующий период смут и гонений на буддизм.
В X-XI вв. начинается вторая волна распространения буддизма в Тибете. Из Индии приносятся новые тантры, совершаются новые переводы на тибетский язык, появляются школы новых переводов, а старые, связанные с временами Падмасамбхавы, получают название школы Старых переводов - ньингмапа.
Между старыми и новыми переводами существуют определенные различия в терминологии, в частности, высшая реальность в старых переводах именуется словом «дзогчен», а в школе новых переводов используется обычно термин «махамудра».
Некоторые священные тексты школы Старых переводов появились и стали известны значительно позднее X-XI вв. в связи с феноменом терма. В Тибете существует практика ясновидения, когда тот или иной мастер находит древние тексты, скрытые в тайниках, в горах многие сотни лет тому назад. Во всяком случае, так считается. Большинство текстов, которые восходят к Падмасамбхаве, были обнаружены спустя многие и многие века после его жизни.
Поэтому один из текстов школы ньингмапа, о котором мы поговорим, знаменитая «Книга мертвых», «Бардо Тхёдол», была, например, найдена и опубликована только в XIV в.
Итак, согласно учению школы ньингмапа, истинная реальность предшествует и нирване, и сансаре. Вообще, постулаты школы ньингмапа находят многие аналогии в западном мистицизме, в Каббале и других направлениях, которые повествуют об истинной реальности, божественном абсолюте и его проявлении. Такие понятия, как рупа-лока и арупа-лока, в тантрическом буддизме практически не рассматриваются отдельно от своего просветленного аспекта, т.е. от таких тел Будды, как Дхармакая и Самбхогакая.
Поэтому высшая реальность предстает как нечто целое, а не разделенное на сансарические и нирванические аспекты. Высшая реальность, которой соответствует в классическом буддизме Татхата Дхармакая и мир арупа-лока, рассматривается как подлинно истинная реальность, которая не членится на нирвану и сансару. Она описывается как сияющая пустота.
Высшая реальность - это бесконечное пространство и бесконечное сознание, которые выступают нераздельно и неслиянно. Бесконечное сознание - это высший чистый свет ума неконцептуального, недуалистического, который называется ригпа. Это и есть то, что подлинно существует, то, что является основой всего.
Но изначальный свет может описываться и проявляться как мироздание. Причины этого описываются не совсем внятно. Согласно буддийскому учению, речь идет о кармических отпечатках предшествующих состояний мира, кармических следах, которые вызывают кармический ветер и следующее развертывание мироздания. Но всё больший акцент делается на естественности проявления реальности из основы.
Сияющая пустота описывается как сущность, как зеркало, природа зеркала, которая никогда не меняется независимо от того, какие образы в ней отражаются. Но то же самое зеркало имеет кроме сущности еще и природу, т.е. способность отражать. Гладкая полированная поверхность по закону годится для того, чтобы на ней появлялись отражения. Это ее природа. А собственно появляющиеся отражения - это энергия.
И сущность, и природа, и энергия в равной степени относятся к подлинно сущному, к истинно сущему, к реальности как она есть. Но проявление энергии, игра образов в зеркале начинает разворачиваться в мироздание в силу непросветленности восприятия.
Просветленное восприятие, истинное понимание видит именно игру пустых образов в чистом зеркале, которое никак не меняется от того, какие образы на нем появляются. Но если сознание вовлекается в эти образы, то они разворачиваются и постепенно начинается миросозидание, которое тем не менее является нереальным, условно реальным или вообще чистой иллюзией пустых образов.
В ходе этого процесса и происходит разделение на нирвану и сансару - два аспекта одного и того же. Видение как есть, т.е. видение игры пустых образов в чистом зеркале - это нирвана, а восприятие этих образов энергии как мироздание - это сансара. Чем больше мы увлекаемся этими образами, тем больше они обретают подробностей, тем более они становятся притягательными, тем более отдаляются от истины и втягивают нас в яркий, настоящий, но от этого не менее иллюзорный мир с его сансарической игрой, вовлеченностью и страстями.