Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Проблески Абидхармы

Чогьям Трунгпа, основатель курсов подготовки Шамбалы, является также основателем и президентом Института Наропы, колледжа свободных искусств нового типа; в то же время он остаётся президентом Ваджрадхату, ассоциации более чем ста центров буддийской медитации и исследования буддизма в США, Канаде и Европе.

Мастер медитации школы кагью в тибетском буддизме и хранитель её линии, Чогьям Трунгпа был верховным настоятелем монастырей Сурманг в Тибете; там он получил степень кхенпо, приблизительно соответствующую степени доктора богословия на Западе. В качестве составной части своего тибетского образования Чогьям Трунгпа также изучал и практиковал художественные дисциплины – каллиграфию, поэзию, танцы и живопись тхангка.

В 1959 году автору пришлось оставить родину; он бежал в Индию, и там, по назначению Его Святейшества Далай-ламы, он служил духовным воспитателем в домашней школе для молодых лам. В 1963 году он отправился в Англию, где прослушал курс в Оксфордском университете как стипендиат. Там он изучал западную философию, религию, искусство, английский язык. Находясь в Оксфорде, Чогьям Трунгпа также изучал японское искусство икэбана (искусство составления букетов) и получил степень учителя школы икэбана Могэцу.

В 1970 году Чогьям Трунгпа был приглашён в США и с этого времени поселился в Боулдере, штат Колорадо, читая лекции и проводя курсы медитации в различных местах Соединённых Штатов, Канады и Европы. Он написал много популярных книг по буддизму, среди которых: "Медитация в действии", "Преодоление духовного материализма", "Миф свободы", "Путешествие без цели". Предлагаемая здесь книга – его первая работа, посвящённая учениям Шамбалы.

Чогьям Трунгпа широко известен как мастер медитации, учитель и учёный. Он также является и художником, образцы его каллиграфии, икэбана и орнаментальных узоров выставлялись в галереях Сан-Франциско, Лос-Анжелеса, в Денвере и Боулдере. Фильм о его художественной деятельности – "Открытие изящного" – можно получить через центр в Боулдере, штат Колорадо.

Введение.


Абхидхарму, по-видимому, считают сухой и схоластичной – теоретической. Увидим. В любом случае мне хотелось бы поприветствовать тех, кто храбр и хочет войти в это учение. В некотором смысле вы войны.

Я решил представить абхидхарму, так как я чувствую, что при изучении буддийской традиции необходимо начинать с самого начала, начинать с азов, и представить чистое, безупречное, подлинное учение. Мы всегда делали это через практику медитации, а также через теоретическое понимание учения. Я чувствую важность представления учений таким путём. Представления учений Востока на Западе происходили весьма случайным образом. Учителя должны что-то сказать, и они говорят, но, наверное, это не доходит до аудитории эффективным образом – так, чтобы создать правильную ситуацию для практики. Эти учителя тренировались и практиковали, а также приняли передачу учения в своих странах, но там была другая культурная ситуация, в которой определённая дисциплина считалась сама собой разумеющейся. Кажется, они предполагали, что тот же самый культурный фон существует на Западе. Но, возможно, это не так. Так, для нас, на Западе, для постижения некоего духовного учения необходимо изучить его ядро. Мы должны построить действительно хорошую основу, прежде чем мы постигнем такую практику, как йога внутреннего тепла, или начнём левитацию или что-то подобное.

При возвращении к основным принципам существует два подхода. Некоторые люди чувствуют склонность работать на интуитивном или эмоциональном уровне; другие же чувствуют, что этот подход недостаточно фундаментален, и хотят работать над научным или теоретическим аспектом. Это говорит не о том, что эти два пути находятся в конфликте, но скорее о том, что они являются двумя каналами в подходе к предмету. То, что мы пытаемся делать здесь, состоит не в том, чтобы пренебречь интеллектом или интуицией, но в том, чтобы объединить их вместе. Реальное понимание учений должно быть разумным и в то же самое время человечным.

Разумный аспект – это теория, человеческая сторона – это интуитивное личностное чувствование учения и включённого в него обучающего процесса. Можно сказать, что изучение абхидхармы является в некотором смысле не теоретическим; в нём также присутствуют личностные, индивидуальные качества, потому что абхидхарма является обзором психологии человеческого ума. Она – часть основы философии Буддизма, общая для всех школ – Тхеравады, Тибета и т.д.

Абхидхарма – часть того, что называют трипитакой, "тремя корзинами" или "тремя грудами". Они являются тремя телами учения, которое образуют буддийские священные писания. Первая, называемая виная питака, относится к дисциплине, – практикам того, как жить в мире и понимать его в то же время. Виная представлена таким путём, в котором нет конфликта между пониманием и практической дисциплиной.

Вторая "корзина" – сутра питака – имеет дело с определёнными медитативными практиками и различными путями тренировки ума, способами принятия и использования как интеллекта, так и интуиции для поддержки медитации. Третья – это абхидхарма питака. Увидев практические аспекты отношения с миром, а также медитативный, психологический аспект, мы начинаем теперь работу на фоне целого. Это, можно сказать, приближение к обучению. Абхидхарма в определённом смысле говорит нам, каким образом происходит общение.

Многие современные психологи обнаружили, что открытия и объяснения абхидхармы совпадают с их собственными недавними открытиями и новыми идеями, как если бы абхидхарма, преподанная 2500 лет тому назад, заново была развита в современных выражениях.

Абхидхарма имеет дело с пятью скандхами. Скандхи представляют постоянную структуру человеческой психологии, так же как и паттерны её эволюции и эволюции мира. Скандхи к тому же относятся к блокам различных типов: духовным материальным, эмоциональным. Понимание пяти скандх показывает, что хоть мы и втягиваемся в базисное ядро состояния эго, в то же время всё – любое переживание, любое вдохновение – может быть сделано либо ещё более блокированным, либо может стать путём нашего освобождения. Абхидхарма является чрезвычайно точным способом рассмотрения ума. Любая тенденция ума, даже тончайшее преддверие тенденций, может быть рассмотрена с большой точностью – даже что-то столь лёгкое, как раздражение от мухи, севшей на ногу. Это раздражение, например, может классифицироваться как дружественное, когда вы просто намереваетесь вспугнуть муху, или же как агрессивное, побуждающее убить её.

Абхидхарма очень точно и беспристрастно трактует наш конкретный тип ума, и увидеть наш ум таким образом для нас чрезвычайно полезно. Это не означает бытия чисто теоретического и интеллектуального. Мы можем относиться к небольшим раздражениям, подобным раздражению от мухи, как просто к типу событий, составляющих человеческую ситуацию. Мы не делаем из этого больших дел, но видим это точно. Это в конце концов становится очень полезным. Полезным не только для чистой медитации, но также для медитации в действии. Целостный подход буддизма ориентирован скорее в направлении каждодневных жизненных ситуаций, нежели только медитирования для достижения просветления. Во всех трёх питаках присутствует весьма малый акцент на просветление. Питаки являются руководствами о том, как жить в пробуждённом состоянии ума, но в большей степени на обыденном уровне. Они относятся к тому, как выйти из нашего обычного лунатизма и действительно иметь дело с реальной ситуацией. Абхидхарма является очень важной частью данного общего руководства.

Из-за нехватки времени, пространства и терпения аудитории, наши конкретные изучения абхидхармы должны быть чем-то вроде грубого обзора. Тем не менее я думаю, что как закладывающее основу введение они будут чрезвычайно полезны.

Скачать

Проблески Абидхармы (0,41 Мб)


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека