Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В последнее время на книжных прилавках наших магазинов появляется все больше и больше литературы, посвященной буддизму. Здесь можно выделить два направления. Первое - это буддологическая литература, литература сугубо научная, серьезная, адресованная скорее всего философам, ученым, культурологам. И литература переводная (в большинстве своем с английского языка), чаще всего современных тибетских лам, живущих в изгнании и вынужденных раскрывать свое учение на страницах англоязычных изданий.

То, что наша российская буддологическая школа постепенно восстанавливается, это очень хорошо. Однако пока еще она не достигла того уровня, который занимала в дореволюционный период. Тогда работы русских ученых переводились на все языки мира, их читали не только европейцы, но и в Индии, в странах Индокитая, на Ланке.

Вместе с тем, надо отметить, что книг, написанных самими практикующими буддистами у нас практически не выходило. Из тех, что переводились на русский язык можно вспомнить разве что Джека Корнфилда, бывшего монаха тхеравады в Юго-Восточной Азии, да Ламу Анагарика Говинду, монаха из Шри-Ланки. Можно вспомнить еще книги Ламы Оле Нидала, шведского миссионера тибетской школы Кагью. Только в последнее время стали появляться работы нашего (если так можно выразиться) соотечественника Бидия Дандаровича Дандарона, буддолога и буддиста одновременно, ходившие ранее в самиздатовском оформлении.

Тем интереснее книга, которую мы держим в руках. В своем роде она уникальна. Ведь перед нами книга, написанная русским практикующим буддистом махаяны. Это не тибетский учитель, для которого буддизм есть родная религия его народа, и которого мы читаем (или слушаем) с большим уважением, но все равно как иностранца. И не глубокомысленная философская работа буддолога - интересная, но во многом малопонятная простому читателю. Книга Серафима Сидорова "Буддизм: история, каноны, культура" это книга русского человека, избравшего своим духовным путем Северный буддизм махаяны.

Наверное впервые в доступной форме изложены традиционные буддийские сутры, посвященные жизни самого Будды Шакьямуни, царевича из рода Шакьев, разобраны многочисленные школы и секты Северного буддизма махаяны, и даже (что впервые появляется в доступной форме на русском языке) подробно даны описания традиционных буддийских танок - своеобразных икон в Северном буддизме. Также очень подробно даны описания монастырей тибетского буддизма, системы обучения различных школ и традиционных искусств махаяны. Подробно описан символизм мандалы, и начальные, основополагающие сведения по тибетской медицине.

Вместе с тем, хотелось бы отметить и некоторые недостатки работы. Так, автор, как буддист махаяны, к сожалению, разделяет негативное и пренебрежительное отношение монашества Северного буддизма к его южному собрату - хинаяне (тхераваде), считая его "низшим", "недалеким" и отсталым. По названию своему "Буддизм: история, каноны и культура", книга претендует на объективную оценку всех направлений буддизма, всех школ и сект. Однако акцент делается все же на тибетский буддизм в ущерб другим, не менее интересным для рядового читателя, направлениям этой религиозной мировой системы. Очень мало внимания уделено Чань-буддизму в Китае и Дзен-буддизму в Японии. В японском буддизме лишь слегка обозначены основные секты, однако что стоит за ними, какой мощнейший пласт культуры, к сожалению не нашло отражения на страницах книги. А ведь именно этим направлениям уделяется сегодня так много внимания на Западе.

Автор запальчиво обвиняет "западных протестантских ученых", якобы игнорирующих традиции и махаяны и ваджраяны в угоду так называемому "чистому буддизму хинаяны". Это далеко не так. Мало того, именно буддизм махаяны и в особенности ваджраяны сегодня так популярен на Западе. Связано это с потоком эмигрантов из Тибета, расселившихся не только в Непале и Индии, но и по всему западному миру, принесших с собой в эти страны Дхарму. И с политикой западных держав, которым выгодно подогревать европейское и американское общественное мнение против Китая, как коммунистической державы. При этом запрещать приезжать Далай Ламе XIV, духовному лидеру Тибета в изгнании, в те страны, которые в данный момент налаживают отношения с Китаем.

Буддизм тхеравады менее популярен на Западе, так как связан с непосредственным отречением от всего мирского и уходом в монастыри жаркой и влажной Азии. Ибо по Учению Старейшин, только так можно достигнуть каких-либо результатов на пути к нирване.

Несмотря на эти недостатки, книга Серафима Сидорова оставляет очень хорошее впечатление, и остается надеяться, что в нашей литературе появятся, наконец, работы русских буддистов различных школ и направлений. И пусть это будут не только книги о самом буддизме, его учении и практике, но и о личном опыте русских людей, полученном в монастырях и дацанах Бурятии, Монголии, Бирмы и Таиланда. Остается ждать, дорогой читатель,и надеяться!

Д. Жуков


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека